Berserk80Оценка: 3.7/5 Голосов: 38 |
Майданировали, майданировали, да не вымайданировали
Вообще говоря, проводить исследования в тех областях знания, в которых не являешься специалистом, – занятие неблагодарное. Однако прецеденты в украинской политике по этому поводу имеются. Так, небезызвестная Ирина Фарион недавно сделала глубочайшее открытие, заявив, что «экономика – это всего лишь денежное проявление политики и культуры».
Поэтому, если филолог позволяет себе размышлять о природе экономики, то и я, как экономист, не могу удержаться от некоторых измышлений на ниве лингвистики.
Сайт «Мислово» назвал «евромайдан» словом года. Я бы такую оценку дал другому слову, которое, по моему мнению, гораздо лучше может охарактеризовать весь тот водоворот событий, в который Украина оказалась втянута с конца ноября.
Это слово – глагол «майданировать».
Майданирование – это совершающееся в данный момент действие с участием значительных масс населения, которое не подразумевает достижение конечного результата. Майданирование – это процесс, основными признаками которого является ряд факторов.
Главный из этих факторов – калейдоскопическая чехарда целей. Сперва граждане начали майданировать за то, чтобы подписали Соглашение об ассоциации с ЕС. Потом требования «евромайдана» переключились на то, чтобы наказать виновных в избиении 30 декабря и отпустить задержанных при штурме Администрации Президента (эти, конечно, невиновные, несмотря на изъятое холодное оружие). Далее майданировать стали с целью отставки президента и правительства. Затем цели изменились опять, и в пункте требований появилось расследование «дела Черновол». Позже… Впрочем, на этом фантазия иссякла, и майданировать решили «до победы». Какой – неизвестно.
Второй признак майданирования – непонимание смысла даже промежуточных целей. «Евромайдан» выдвигал условие и даже ультимативно требовал, чтобы Соглашение об ассоциации с ЕС было немедленно подписано. Какими будут последствия для украинской экономики, никто из майданирующих не задумывался. А последствия были бы катастрофическими. Закрытие ведущих предприятий, продукция которых утратила бы российский рынок и не была бы допущена в Европу. Получение кредитов под огромные проценты для осуществления зафиксированной в ст. 56 соглашения «модернизации». Стандарты, которые на Западе устанавливались десятилетиями, в Украине должны были быть внедрены за два-три года. МВФ, который был согласен на выделение Украине кредита, поставил условия повысить коммунальные тарифы и пенсионный возраст, прекратить поддержку промышленности и аграриев, ликвидировать социальные льготы.
И вот за все это майданировал «евромайдан»? Да, за это.
Непонимание целей истинных приводило к выдумыванию целей ложных. «Нужно победить коррупцию», – говорили на «евромайдане». Нужно. Только борьба с коррупцией не является отдельным пунктом Соглашения об ассоциации с ЕС. «Хотим безвизовый режим». Но план либерализации визового режима осуществляется Украиной параллельно, безотносительно к подписанию соглашения. Наконец, «хотим в ЕС». Однако европейские политики даже не намекали, а очень четко дали понять, что Украина не является кандидатом на вступление в ЕС и в отдаленной перспективе.
Но и на этом фонтанирование целей не закончилось. Ближе к финишу «евромайдана» ораторы со сцены начали выкрикивать совершенно бессодержательные лозунги: «Хотим достойной жизни», «Закон нужно выполнять», «У страны должны быть перспективы». Это все равно, что выдвигать в качестве требований ясное небо над головой и хорошее настроение в душе. Однако же выдвигают…
Наконец, третьим признаком майданирования является исключительная зацикленность на процессе, а не на конечном результате. Это такой спасительный самообман, когда, понимая, что цели достигнуты не будут, массы сосредотачиваются на текущих проблемах. На раздаче и поедании еды, на сжигании дров, на патрулировании территории, на устройстве (слово «благоустройство», к сожалению, тут неуместно) палаток и территории. На чем угодно, лишь бы не думать: «А зачем мы вообще здесь находимся?»
Сущность майданирования как нельзя лучше описал один из персонажей богатого афоризмами фильма «ДМБ»: «Жизнь без армии – это как любовь в резинке. Движенье есть, прогресса нет».
Увы, движенье при отсутствии прогресса — это как раз и есть то, с чем вошло в украинский, а, возможно, через него и в другие языки мира, слово «майданировать».
По большому счету, сейчас «евромайдан» и прилегающие к нему кварталы очень напоминают город Фиуме в 1919 году: анархия, не управляемая даже организатором захвата города – поэтом и авантюристом Габриэле Д'Аннунцио, вакханалия чернорубашечников, упадок городского хозяйства и разгул преступности. О демократии реальной речи не шло – на выборы граждан не приглашали, все решалось на митингах. Благими намерениями, которые декларировались на каждом шагу, прикрывались самые гнусные политические махинации. Правоохранительные органы, поначалу пытавшиеся навести порядок, были моментально запуганы и в ситуацию не вмешивались. Всем руководили журналисты и поэты, демагоги и политиканы.
Несколько слов о диктаторе Фиуме – поэте Габриэле Д'Аннунцио (1863-1938). С 1919 года он поддерживал Муссолини. Возглавил националистическую экспедицию, захватившую 12 сентября 1919 года хорватский портовый город Риеку (итальянцы называют его Фиуме). Присвоив себе титул comandante, Габриэле Д’Аннунцио стал фактическим диктатором республики Фиуме (вплоть до декабря 1920 г.). Команданте Д’Аннунцио поставил своей целью превратить многонациональную Риеку в чисто итальянский город. В период оккупации Риеки были апробированы многие элементы политического стиля фашистской Италии: массовые шествия в черных рубашках, воинственные песни, древнеримское приветствие поднятой рукой и эмоциональные диалоги толпы с вождем...
Не напоминает сегодняшний Киев?
Конечно, если бы на баррикадах «евромайдана» были вывешены лозунги не из общих фраз, а вполне конкретные требования и обязательства, свидетельствующие о том, что активисты хотя бы по диагонали читали проект Соглашения об ассоциации с ЕС, можно было бы говорить всерьез об их готовности чем-то пожертвовать ради призрачных «европейских ценностей». Представляете, как эффектно смотрелись бы транспаранты с надписями типа «Пенсіонери Галичини – за припинення індексації пенсій!», «Бюджетники Тлумача – за скорочення соціальних виплат!»,«Домогосподарки Тернополя – за 40% підвищення ціни на газ для населення!», «Доведемо ліфти Івано-Франківська до євростандартів за два роки!»
А так – имеем то, что имеем. Иногда лучше читать, чем евромайданить, не так ли?
- Вот Вы тут, конечно же, за ЕС стоите?
- Нет.
- Неужели за ТС?!?!?
- Нет.
- А за что тогда?
- Я за то, чтоб этот праздник не кончался никогда!!!
Да и с нынешним Майданом, свалившимся на головы их оппозиции, последние, как Ленин, не знают, что делать. Хотя "Кто виноват?" народ уже и сам выяснил!