КотОценка: 3.2/5 Голосов: 9 |
Фраза в заглавии этих заметок принадлежит перу великого французского писателя Оноре де Бальзака. И действительно Бердичев — "кузница кадров": здесь родился известный английский писатель Джозеф Конрад, здесь же появился на свет гениальный Василий Гроссман, в Бердичеве бывали Тарас Шевченко и декабристы. В общем, о своей малой родине, о городе Бердичеве, решила снять уникальный цикл документальных фильмов режиссер Алла Мищук — премьеры сразу трех ее лент состоялись намедни в столичном Доме кино. Это картины: "Бердичевский Париж", "Бердичевский Бродвей" и "Бердичев—Киев: путь в революцию".
Можно задаться вопросом: почему, живя в небольшом городке, человеку "неймется"? Зачем тратить силы, деньги, энергию и снимать "просто так", не для кассы?
"С детства писала стихи, затем в жизни был театральный период, когда, живя в Киеве, каждый день ходила в театры. Потом стала думать о том, что, мол, это какая-то ошибка, что я не связана с искусством. Поступала в институт Карпенко-Карого, но после первого экзамена отсеялась. Позже как-то узнала, что открывается киношкола при студии Довженко… И то было замечательное время: с нами делились опытом мастера кино, режиссеры Николай Ильинский, Александр Муратов, операторы, сценаристы, каскадеры, актеры…", — рассказывает Алла Мищук.
Со временем режиссер осознала, что надо снимать "что-то свое". И решила начать с документальной темы о родном городе. Ключевой фигурой ее первого фильма "Бердичевский Париж" стал знаменитый писатель Оноре де Бальзак. В Бердичеве, как известно, происходило венчание великого романиста с полькой Эвелиной Ганской. Небольшая лента — как бы киномост между Бердичевом XIX в. и нынешним XXI. "Я хотела, чтобы зритель не только получил "ментальную" информацию, но еще и захотел приехать в наш город после просмотра. Было желание показать Оноре де Бальзака сквозь призму нашей современной жизни".
Фильм о Бальзаке "подпитывает" информацией. Гениальный писатель был проездом в Бердичеве, задержался на несколько часов. Классик, въехав в уездный городок, сказал: "И тут я увидел настоящие степи, ибо Украина начинается в Бердичеве". В то время — в середине XIX в. — дорога из Парижа в небольшой украинский город занимала восемь суток. Больной романист ехал навстречу своей любви, к невесте-польке Эвелине Ганской. Их роман в письмах длился
17 лет, перевернул жизнь обоих.
Приехав в Бердичев, Бальзак был удивлен, что в городе проживают 90% евреев. Здесь ему отказали в лошадях, которые должны были довезти его до дворца любимой Евы. Почта требовала шесть карбованцев за еще 60 км пути по полевым дорогам. Но Бальзаку везло на хорошие знакомства, и он здесь повстречал еврея-француза Равеля, владельца жилетов и законодателя мод. Классика тогда обступили бердичевские евреи: хватали его за трость, цепочку от часов, чтобы убедиться, золотые ли они. Равель помог писателю отрешиться от такого сверхвнимания, пригласил в свой магазинчик, угостил кофе, а потом нанял бричку за три карбованца вместо шести...
"В процессе работы над фильмом я хотела найти побольше информации о Равеле, но достоверно неизвестно, был ли это француз или просто бердичевлянин-еврей с хорошим знанием французского", — говорит Алла.
Именно в бердичевском костеле святой Варвары 2 марта 1850 г. и обвенчался Оноре де Бальзак с графиней Эвелиной Ганской. Это было ранним утром при минимуме свидетелей. Писатель уже тогда был тяжело болен, и его супружеское счастье было коротким — пять месяцев. 18 августа
1850 г. Бальзака не стало. Память о нем в Бердичеве хранит костел святой Варвары. И еще здесь помнят анекдот, ставший фольклором: "Подходит к Бальзаку бердичевский еврей: "Мсье, а где вам пошили такой модный костьюмчик?" — "В Париже…" — "И шо, это далеко от Бердичева?" — "800 лье" — "Скажите, и шо это такая глушь, а так хорошо шьют?".
* * *
Название еще одного фильма Аллы Мищук — "Бердичевский Бродвей".
— Это еще более атмосферный фильм с элементами игры, — рассказывает режиссер. — Здесь история создания нашего первого бульвара, который местные жители называли Бродвеем, это были 60–70-е ХХ в. На "Бродвее" гуляли, общались, встречались. Так и говорили: "Ты на Бродвей?". Это был как кусочек "американской мечты". Потом этот бульвар снесли. В 1978-м первым секретарем Житомирского обкома КП Украины был Василий Кавун. И за ним числился целый шлейф снесенных бульваров. Люди говорили: "Кавун сносит бульвары, потому что деревья закрывают солнце и мешают кавунам расти". Причем очевидцы рассказывали, что люди просто бросались под бульдозеры, писали коллективные письма, чтобы не сносили бердичевский Бродвей. Но никто их не послушал, и бульвара вскоре не стало.
Весьма колоритный рассказ в фильме (в роли эмигранта, приехавшего на свою малую родину актер Театра на Подоле Александр Данильченко) о деревянной будке Изи-газиропщика. Да, именно "газиропщик". Этот человек умер совсем недавно, в октябре этого года. Несколько поколений людей помнят его, он просто продавал газированную воду. "Если вы не пили газводу у дяди Изи, то вы не были в Бердичеве", — говорили горожане. Изя-газиропщик уехал на Бродвей своей мечты — в Америку. Как и многие другие бердичевляне…
А вот фильм "Бердичев—Киев: путь в революцию" о недавних событиях — о Майдане:
— Эта идея родилась неожиданно, ведь сам фильм планировался другим, с большим количеством участников, — продолжает рассказ Алла. — Хотела сделать игровую сцену как воспоминание из прошлого… Мой прадед был репрессирован в 1937-м и через полгода расстрелян. А моему деду было пять лет, когда ночью забрали его отца. И он помнил, как бежал за подводой, на которой увозили его детство, плакал и кричал: "Татко, татко!". И я хотела сделать некую аналогию… А в итоге, поджимало время, операторы в моем городе боялись снимать на Майдане, и я все упростила… Поэтому просто показала еще мирный майдан 18 января, в кадре — рассказ одного бердичевского революционера. Возможно, когда-то еще вернусь к теме истории о своих предках.
* * *
В планах режиссера есть и другие бердичевские темы. Пока же, очевидно, что у этого постановщика необыкновенно теплые, "родные" фильмы. Эти качества оценило жюри фестиваля "Крылья приключений" в Луцке, удостоив Аллу Мищук Гран-при.
Так что кинолетопись родного города Гроссмана и Конрада вскоре будет продолжена.
приписывают ситуацию антисемитизма
природной стихийности человека. Дескать
антисемитизм чуть ли не «запрограммирован
в крови» у народов мира и поэтому антисемит – это чуть ли не дикий зверь
сидящий внутри каждого человека, и этого
зверя надо «держать в клетке» иначе он
набросится на жертву и разорвет ее на части.
— Скажите, вы куда едете?
— Я? В Баден-Баден. А вы?
Мендель не растерялся:
— А я — в Бердичев-Бердичев.
Я чув це в варіанті "Гайсин-Гайсин". :)
А хто заважає зараз створити новий бульвар?
Не розумію цих містечкових рефлексій.
- Ой-ёй-ёй!
- ЧЬто такое, Абраша?
- Как я хочу пить! Ой-ёй-ёй!
- Боже мой! Дайте ему воды!
Дали ему воды. Через пол-часа:
- Ой-ёй-ёй!
- Ну, чЬто такое опять?! Ты хотел воды - тебе её дали!
- Но как я её хотел!...