kefirОценка: 3.5/5 Голосов: 14 |
Игорь Тышкевич
Взрывы в Одессе последние месяцы стали привычным фоном в информационных лентах. А, если ещё взглянуть и на подачу информации о регионе российскими СМИ, становится понятно, что Кремль запланировал один из своих сценариев в Южной Пальмире. Об очередной «народной республике» речь не идёт. Игра будет несколько иного рода. Но чрезвычайно опасная для Украины.
Вместо предисловия
То, что перемирие на Донбассе — вещь временная понятно всем. Уменьшение интенсивности огня связано в первую очередь с потерями и тупиковом в поиске вариантов решения проблемы. При этом обе стороны понимают, что они не достигли своих целей. Российская Федерации создала постоянный очаг напряжённости. Но не решила задач коридора в Крым, расширения зоны волнений и, самое главное, паралича власти в Киеве.
При этом она вынуждена хоть частично поддерживать функционирование инфраструктуры на оккупированных территориях.
Украина со своей стороны потеряла контроль не только над территорией. Война на Донбассе:
лишила страну значительной части промышленного потенциала;
ежедневно вымывает огромное количество средств, которые можно было бы потратить на реформирование страны
обеспечила Киеву более миллиона внутренних беженцев. Это — колоссальная нагрузка на бюджет. А так же, что немаловажно, дополнительная конкуренция на рынке труда в период кризиса.
гарантирует поддержание социальной напряжённости в стране. Любая активизация боевых действий (вкупе с потерями) влечёт к протестным акциям в «мирных регионах». Особенно, если такие инициативы организационно, информационно и финансово поддержаны сопредельной стороной.
Но самое главное другое — постоянная напряжённость не даёт возможности проведения кардинальных реформ. Грузинский вариант, когда страна могла пойти на кратковременное ухудшение управляемости в отдельных отраслях (реформа правоохранительной системы, суды, изменение системы взымания налогов и т. д.) не подходит. Недельное «безвластие», например, в силовом блоке на фоне активизации боевых действий приведёт к катастрофическим последствиям.
Однако, не всё так плохо для Украины. Замораживание конфликта, черновая работа, проведённая в 2014 году создали условия для успешных реформ в 2015-м. Причём, новые руководители тех или иных ведомств уже могут показать результаты, которые приемлет общество. Возьмём даже прокуратуру. Следствие (если оно правильно организовано), вещь не быстрая. Особенно по коррупционным схемам. Простой запрос в иностранный банк и ожидание ответа — это 3-5 недель. Как минимум. Поэтому аресты и посадки последних месяцев дело рук в том числе и «плохих предшественников». Но это так, лирическое отступление. Вернёмся к предпосылкам для реформ. И тут стоит отметить ряд позитивных моментов:
Военные действия в значительной мере сплотили нацию. И это несмотря на различия в поведенческих схемах населения разных регионов.
Большое количество перемещённых лиц, работа волонтёров, призывы дали ещё один интересный эффект. А именно способствуют изменению менталитета общества. И развивают в украинцах навыки межкультурного диалога. То есть снимают одну из основных проблем — стереотипное восприятие окружающего мира украинцами в силу их малой мобильности и региональных культурных особенностей.
Заработали социальные лифты. Элиты (политические, военные, предпринимательские) обновляются впечатляющими темпами. Что уже создаёт точки роста для страны, общества.
Благодаря указанным выше факторам и на фоне замораживания конфликта Украина наконец может приступить к практическим реформам. Не только экономическим. Но и к перестройке систем общественных связей.
Таким образом, 10-12 месяцев «затишья на фронтах» могут кардинально изменить ситуацию. О военном потенциале упоминать не стоит. Главное — рождение эффективного государства Украина. При дальнейшем его развитии проблемы Донбасса и Крыма будут решены со значительно меньшими затратами (как людскими так и финансовыми).
Почему именно Одесса?
Естественно, что такое развитие событий не удовлетворяет Кремль. Российские власти понимают, необходимость игры на опережение. Но они же понимают и тупиковость дальнейшего самостоятельного розыгрыша карты Донбасса. Необходимы новые шаги. И тут возникает Одесса. И уже проявляется сценарий России для Южной Пальмиры на 2015 год. Он, мягко говоря, неприятен. Зона нестабильности в этом регионе может стать ударом, ставящим под сомнение реальность успешного реформирования всей Украины. Почему именно такая формулировка? Всё просто — достаточно проанализировать особенности региона:
Туризм. Одесская область — один из лидеров туристической отрасли. А это, извините, не менее миллиарда долларов в год (для справки — общие доходы Украины от туризма в 2013 году составляли не менее 4,6 млрд.). Причём, после потери Крыма потенциал Одессы только возрос. Как для внутреннего туризма, так и для приёма гостей из других стран. Замечу — доход от туризма — живые деньги, которые критически необходимы Украине.
Население или настроения населения. Одесская область – традиционно мультикультурна. С двумя особенностями. В 2014 году в регионе сохранили свои позиции представители бывшей Партии Регионов (тот же Кивалов с его морской партией, другие не менее известные личности). Не стоит забывать, что Одесская область — единственный регион, где сохранились легальные (или полулегальные) про российские организации. Естественно, потенциал перечисленных выше групп недостаточен для получения власти без внешней поддержки. Но его вполне хватит для дестабилизации ситуации.
А теперь посмотрим ленту новостей украинских и российских СМИ за последние полтора месяца. С одной стороны невооружённым глазом заметно увеличение интенсивности терактов в городе. С другой — информация на российском телевидении о якобы «массовых протестах жителей». Причём спектакли поставлены превосходно: есть картинка колонны, есть перевёрнутые машины. То есть на лицо создание необходимого информационного фона для дальнейших действий. Вот об этом и поговорим.
Возможный сценарий Кремля.
Тем, кто за 2014 год привык к анализу военных карт и просчёту возможного продвижения ударных групп российской армии, текст может показаться несколько скучным. Вариант вторжения, естественно, остаётся реальным. Как крайняя мера. Или же как результат успешной реализации основного сценария на 2015 год. А он отнюдь не в создании ОНР или чего-то подобного. Ключевой для Кремля на ближайшие месяцы станет дестабилизация ситуации в обществе. В идеале — поляризация настроений жителей, ухудшение качества их жизни. И провокация украинской власти на силовые меры. Одесская область — портовый и туристический регион.
Постоянные взрывы, картинка уличных волнений или (не дай Бог!) новые жертвы естественно исключат Одессу из перечня мест, куда стоит поехать. Учитывая, что значительная часть гостей региона была из Беларуси, России и Молдовы — задача легко решаема. Про жителей РФ говорить не будем. Они и так не поедут. Это минус 4-5 млн. человек в годовом выражении. Республика Беларусь по данным Укрстата давала поток туристов в размере 2,6-2,8 млн. человек ежегодно. Из них не менее 1,5 млн. ехали на море. И в 2014 году эти люди могли оказаться на Азовском побережье или в Одессе. Но телевизионная картинка и грамотная информационная атака на беларуское общество (с использованием слухов, социальных сетей и т. д.) привела к тому, что значительная часть людей отложили поездки. Аналогичная ситуация и с молдаванами. Сезон в Одессе частично спас внутренний спрос — на берег моря поехали украинцы.
Прошлогодний «отложенный спрос» из сопредельных стран может принести дополнительные деньги в 2015. Предпосылки есть — те же беларусы и молдаване уже с декабря 2014 начали снова ездить в Украину. Это тем более важно, учитывая снижение доходов самих украинцев. Нестабильность, опасность стать жертвой теракта, естественно, сорвут сезон.
Второй аспект — порты. Давайте вспомним ситуацию с Мариуполем осени 2014 года. Три «независимых друг от друга» подрыва мостов привели к «железнодорожной блокаде» порта и предприятий города. Экспортёры и импортёры, естественно, начали переориентацию путей доставки на другие маршруты. В том числе одесские порты. А теперь посмотрите на карту железных дорог Украины. В отличие от Донбасса с развитой сеткой путей, в Одесскую область ведут всего лишь две магистрали. Причём одна из них вдоль границы с Приднестровьем. Лёгкая цель для пары ДРГ противника. И всё, половина экспортно-импортных поставок морским путём будет остановлена!
Таким образом Российской Федерации нет необходимости вводить войска (на первом этапе). Вырисовывается простая но чрезвычайно эффективная для России и опасная для Украины схема:
Серия террористических актов срывает туристический сезон. Причём взрывы в городе имеют целью и рост напряжения среди самих одесситов. Заметьте, целями атак становятся волонётрские центры. Не военные, не милиция или нацгвардия. Причём пока «взрывники» избегают человеческих жертв. Таким образом они не допускают ошибок Мариуполя — взрывы не становятся мобилизационным фактором. Скорее наоборот, значительная часть местных жителей начинает настороженно относится к соседству с офисами патриотических организаций. А «оппозиционные силы» активно вещают про неспособность новой власти навести порядок в городе. Вот вам и правильный эмоциональный фон. Украинский патриот = опасность МОЕЙ семье.
Эти взрывы дополняются внешней картинкой «народных волнений». И ту не важно насколько быстро украинцы распознают фейк. Главное донести на территорию Беларуси, Казахстана, Болгарии, да и того же Приднестровя. Не стоит исключать и жителей области. В регионе до сих пор (особенно в прибрежных районах) активно смотрят российское телевидение через спутник. Задача проста — создать Одессе имидж «нестабильного и опасного города».
Это пока то, что есть. Но впереди начало мая. С годовщиной одесской трагедии и «культовым праздником 9 мая». Естественно, что пророссийские силы будут отмечать обе даты. И повторение волнений — желанный сценарий для Москвы. Как и жёсткие разгоны. Или, того хуже – новые человеческие жертвы. Любой взрыв, перестрелку, в результате которых пострадают товарищи с российскими флагами можно будет представить как «месть киевской хунты». А если это по времени поместиться в промежуток конец апреля — середина мая, вот вам и необходимый эмоциональный фон. Снова всплывут ярлыки «одесская Хатынь», «бандеровский шабаш» и так далее. Такое событие окончательно поставит крест на туристическом сезоне. Но кроме того, может взорвать общество в самой Одессе. Трагедия 2014 года была воспринята тяжело. И повторение её, особенно на фоне незаконченного следствия может стать причиной действительно массовых выступлений. Не обязательно про российских. Главное массовых, с выражением неудовлетворения действиями властей. ОНР России не нужна. Тут другая мотивация.
Протесты в Одессе дают России сильные козыри:
Если протест не «за Россию» а «против Киева», РФ демонстрирует миру, что Киев не может управлять своей территорией. А заодно снимает часть вопросов о российской агрессии на Донбассе. Слова Лаврова и Путина о параличе власти и расколе Украины получают подтверждение: «в Одессе Россия не при чём. Но смотрите, люди протестуют. И в Украине действительно гражданская война!».
Волнения в регионе лишают Украину значительной части валютных поступлений. О туризме говорили. Вспомним железные дороги. Если «партизаны» парализуют одесские порты хотя бы на месяц, падение гривны конца 2014 года покажется цветочками.
Усиление раскола в обществе. Протесты в Одессе будут максимально использованы для позиционирования региона как «ватного» в глазах части украинцев. Что сделать достаточно легко, учитывая разноплановость методов информационных атак РФ. Я уже писал, что Кремлю нужны (и он использует) не только и не столько бегающие с триколорами, сколько те, кто может громко крикнуть и «Слава Україні». Кремль работает во всех странах и с правыми и с левыми. Одновременно. Поэтому пара звонков в Одессу или на первый взгляд глупых акций, посвящённых «победе над ватой в мае 14 и мае 15 (снова таки не дай Бог!)» создадут прекрасный фон взаимной неприязни одесситов и части остальной Украины. Причём учтите специфику восприятия информации в данном регионе. Одесситы значительно больше, чем, например жители центра страны верят «информации друзей». В этом их опережают только жители Западной Украины и Луганской области. А слухи — мощнейший инструмент влияния.
Что получает Украина в результате? Увы, набор «подарков» мягко говоря, неприятный.
В экономике это падение доходов от экспорта, туризма. Более того, необходимость дополнительных затрат на поддержание порядка в регионе.
В политике падение доходов одесситов и нестабильность естественно будет использована оппонентами власти в Киеве. Тем более, что в конце 2015 года маячит перспектива местных выборов. (А то и вообще перевыборов ВР). Победа «регионалов» или «здоровых сил, выступающих за нормализацию отношений с РФ» будет тяжёлым ударом по теперешней власти.
Во внешней политике. То, что РФ использует волнения в Одессе для ослабления позиций Украины в переговорах с основными партнёрами ясно как божий день. И речь тут идёт не только о политических шагах. Факт нестабильности в нескольких регионах — чудесный фон для информационной атаки, направленной на потенциальных инвесторов и кредиторов.
Указанные выше падение доходов от экспорта и туризма аукнется по всей стране. Финансовых резервов у правительства не так много. Без денег быстрые реформы невозможны. А если с реформированием Украины затянуть годика на полтора-два – реформировать уже нечего будет. Failed State во всей своей красе.
Что делать Киеву?
Самое неблагодарное — давать советы. Я не владею всей информацией о методах действия властей. И это хорошо – многие вещи должны делаться «в тишине». Но, исходя из вышеизложенного, основными направлениями могут стать меры, напрямую не связанные со взрывами. А именно:
Работа в информационном поле Украины. Необходимо максимально стимулировать межрегиональные контакты, создавать предпосылки для межкультурного диалога внутри страны. Это даже при неблагоприятном развитии ситуации не расколет общество, не даст возникнуть новым «стереотипам восприятия регионов».
Начало таки работы по рекламе Украины на внешних информационных пространствах. Те же пресс-туры, обмены, активное информирование через дипломатические и культурные каналы. Задача проста — пытаться конкурировать с российским информационным и культурным продуктом.
Выработка системы безопасности внутри региона. И тут ключевым должно стать расширение участия общественности. Необходимо изменить отношение к террористам. Вместо «робин гудов» они должны стать опасностью. Причём не физической. А угрозой для интересов обычных одесситов. Например, использовать склонность жителей города к предпринимательству: каждый новый взрыв — минус 10000 туристов. А это – минус несколько миллионов гривен в их карманах. Это, естественно, не единственный из возможных вариантов подачи информации. Главное, чтобы такая волна была и была мощной. А далее – привлечение жителей к обеспечению порядка в городе и области.
И только в последнюю очередь военные, полицейские и другие меры. Они эффективны лишь тогда, когда есть твёрдая поддержка подавляющего большинства населения. В противном случае любое «закручивание гаек» вызовет ответную реакцию.
Я уверен, что украинские власти найдут нетривиальный и чрезвычайно эффективный способ нейтрализации данных угроз. Тем более, что речь идёт об Одессе. Городе, который любит всех, но очень не любит, когда ему делают нервы. Поэтому я таки планирую летом в очередной раз погреться на любимом пляже в Дофиновке. А заодно встретится с одесскими друзьями, коими успел «обрасти» за время визитов в этом прекрасный город.
http://hvylya.net/analytics/politics/ukrainskomu-prichernomoryu-ugrozhaet-novyiy-udar-putina.html