snovaОценка: 2.7/5 Голосов: 7 |
За что распяли Христа? (И какое отношение это имеет к Украине?
Страстная Пятница – день, когда Господа нашего Иисуса Христа распяли на Кресте.
Уже несчётное количество раз было сказано-пересказано о том, за что Он претерпел эту позорную и мучительную смерть – за наши с вами грехи. Так же, много раз в богословской литературе обсуждались формальные причины распятия – от «богохульства» до «неуважения к закону». Поэтому, подробно останавливаться ещё раз на этом я не буду. Я хочу поговорить о другом – о параллелях истории с распятием и истории современной Украины. Не удивляйтесь, параллелей много.
Во-первых, Иудея времён Христа самостоятельным государством не была. Она входила в состав Римской империи и была одной из самых бедных и заброшенных провинций. Формально какие-то права самостоятельности она имела – у неё был свой царь (Ирод), свой судебный орган (Синедрион), который, в то же время, имел некоторые функции парламента. Но на самом деле правительство было полностью марионеточным – Ирод ничего сам не решал и не мог даже почесаться без разрешения Рима. Конечно, если дело касалось государственной важности. Потому что, если речь шла о каких-то местных проблемах, которые никак не затрагивали интересы Рима, то тут у Ирода была определённая свобода – он мог казнить тех, кого считал личными врагами и мог драть с народа три шкуры. Что он и делал. При этом, для того, чтобы удержаться у власти, ему надо было демонстрировать максимальную лояльность к Риму. И часто он выпрыгивал из штанов, простите, из туники, чтобы доказать свою преданность реальной власти. Ничего не напоминает?
Да, сам Ирод не был иудеем. Он был идумеянином (арабом), что для правоверного иудея иначе как оскорблением назвать было нельзя. Поэтому народ Ирода не поддерживал. Но без поддержки народа оставаться его правителем было практически невозможно. Поэтому Ирод всячески пытался задобрить этот самый народ. Для этого он умело использовал националистические и патриотические настроения иудеев.
Кроме того, особое внимание он уделил главной святыне иудейского народа – Иерусалимскому храму. Именно Ирод реконструировал его, и он засиял небывалым великолепием (почти как при царе Соломоне). Но вместе с тем Ирод делал всё, чтобы доказать Риму свой либерализм. Так, он учредил медаль за третье место в Олимпийских Играх, построил несколько стадионов и ипподромов в самой Иудее. Надо сказать, что эти игры, как и стадионы, у иудеев прочно ассоциировались с развратом, язычеством и гомосексуализмом. Поэтому Ироду, ещё раз повторюсь, народ не доверял. Ничего не напоминает?
Синедрион состоял из богатых иудеев, которые, фактически издевались над простым народом и паразитировали за его счёт. Никто из них не верил в воскресение, многие не верили в Бога. При этом они в некоторой степени соблюдали религиозные традиции. Члены Синедриона смотрели на Запад – их дети учились в Риме или Афинах, там же они имели виллы и дачи. Никакой властью (самостоятельной) Синедрион не обладал, а поступал так, как прикажет Ирод или Рим. Ничего не напоминает?
Священники, которые входили в состав Синедриона, скорее играли роль политиков, чем религиозных лидеров и были предельно лояльны к власти. Ничего не напоминает?
Во всех областях провинции Иудея функции правителей были закреплены за ближайшими родственниками Ирода, или же за его друзьями-соплеменниками. Ничего не напоминает?
Фарисеи священниками не были. Это были миряне, предельно зацикленные на националистических идеях. Чистота расы, нации для них была на первом месте. Религия и вера в Бога – только ширмой, за которой пряталась ненависть ко всем неиудеям. Мессия для них – это политический лидер, который освободит народ от власти Рима. Они были проповедниками ненависти и чистоты «титульной нации». Ничего не напоминает?
Христос политическим лидером не был. Царство Его не от мира сего. Он призывал к вечным, а не временным благам и заботился об освобождении человека от власти диавола, а не Рима. В то же время, от Него часто требовали (фарисеи) чёткой политической позиции (вспомните вопрос о дани кесарю). Христос постоянно отвергал эти требования. Нигде, ни разу Он не сказал хоть что-то о политике. Не примкнул ни к одной партии, не призвал к освобождению и ни разу не подчеркнул важность чистоты «титульной нации». Любовь к врагам и порицание вражды – вот Его позиция. Ничего не напоминает?
Иуда не был просто сребролюбцем. Деньги он любил, и любил настолько, что готов был продать Христа. Но себя он оправдывал тем, что, предавая Христа, он вынуждает Его, наконец-то определиться с политической позицией. Он считал, что Христос не может быть в стороне от процессов, которые происходили в иудейском обществе – борьба за свободу от римского ига. И был уверен, что Христос может взять на Себя функции политического лидера. Для этого, думал Иуда, Его надо поставить в такое положение, из которого будет только один выход – призыв к восстанию против Рима. Иуда был учеником Христа, но для него вопросы национальной самоидентичности были важнее. Ничего не напоминает?
И распяли Христа за то, что Он не оправдал чаяний народа и не откликнулся на требования времени. За то, что Он оказался не-политиком.