Мы часто слышим, как полицейские в американских фильмах зачитывают права подозреваемому в совершении преступления. «Вы имеете право…» и пошло-поехало. Смотрится эффектно.
Еще в июле 2005 года президент поручил Министерству внутренних дел обучить работников органов внутренних дел правилам общения с гражданами. Тогда же первым делом МВД создало общественную коллегию правозащитных организаций по правам человека. Вторым – разработало текст, с которых милиционеры станут начинать беседу с задержанными.
Теперь украинские правоохранители надевая наручники преступнику будут читать скороговорку на государственном языке: «Вы задержаны по подозрению в совершении преступления. Согласно с Конституцией Украины и действующим законодательством Вы имеете право на защиту. Вы являетесь свободными в выборе защитника, имеете право на свидание с ним, до первого допроса. Вы имеете право в любое время обжаловать в суде свое задержание; требовать проверки судом или прокурором правомерности задержания. Вы имеете право знать, в чем вы подозреваетесь, подавать доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Вы имеете право давать показания или отказаться давать показания». Правда, проблема состоит в том, что госслужащие, коими являются милиционеры, не спешат учить национальный язык. А те, кто его знает, не силен в литературном украинском.
Текст может меняться, так как вариантов несколько, а в Минюсте не могут решить, на каком из вариантов остановиться. Пока же приказом по МВД утвержден вышеуказанный речитатив. «Кому-то это покажется декларацией, но так живет весь мир, и к этому будут привыкать украинские правоохранительные органы», - сказал и.о. министра внутренних дел Юрий Луценко.
Правда, как оказалось, с заявлениями первый милиционер страны поспешил, указывая дату нововведения - 17 апреля. Официальный же приказ появился только 26 апреля. Соответственно, уже с сегодняшнего дня задерживая преступника, милиционеры обязаны зачитывать права. «Происходить это будет как в кино. Защелкиваются наручники, и милиционер читает права, - пояснила заместитель начальника департамента МВД по связям с общественностью Елена Титарчук.
Смогут ли выучить столько текста украинские милиционеры, Титарчук не уверена. «Вы же сами понимаете, что милиционер Пупкин у нас тупой. Милицию не берут с луны, милиция у нас из народа. Какой народ – такая и милиция. Но выучить права им придется. Так как если поступит жалоба от задержанного о том, что ему не зачитали права – работника милиции будут наказывать в дисциплинарном порядке», – говорит она.
Милиционерам действительно придется привыкать. Но первая их реакция отрицательная. «Да я столько текста не выучу. Запнусь на втором предложении», - сказал корреспонденту RUpor`у оперуполномоченый УБОПа по имени Андрей.
«Первый раз слышу о подобном нововведении. Да преступники свои права лучше нас знают. Рот не успеешь открыть, как они теперь требуют адвокатов, звонок другу и рассказывают, что имеют право молчать», – ответил лейтенант милиции, работающий в уголовном розыске.
«Даже если нас и заставят зачитывать права, неужели думаете, распоряжение приживется. Мне кажется изначально это указание « мертвое», - уверенно заявил еще один оперативник, не пожелавший представиться.
С пессимизмом смотрит на указ и правозащитник Семен Глузман. Он считает, что сам факт такого решения – этого хорошо, но уточняет, что начинать работу снизу нельзя. «Может работники милиции и будут выполнять указания, зная, что за этим ничего не постоит. Заявляя о праве на адвоката, они понимают, что у многих нет 600 гривен, чтобы оплатить первый визит. Не говоря о последующих», - говорит Глузман.
Он говорит, что пока в милиции требуют количество раскрываемости - из подозреваемых будут выбивать показания. И если Луценко хочется, чтобы мы жили как в кино, то сначала он должен был потребовать от президента создания судебно-правовой реформы.
Какие уж тут права задержанного?