В Житомире с наступлением холодов, на первое место по количеству вызовов, у городских пожарных частей, выходят загорания в подвалах многоэтажек.
Как сообщили «
Журналу Житомира», огнеборцы за полтора холодных осенних месяца шесть раза выезжали на тушение пожаров в подвальных помещениях. Пока, к счастью, это горел всякий хлам, который годами сохранялся нашим домовитым народом. Пострадавший был один.
5 октября в темноте и дыму подвала в одном из спальных районов города пожарные умудрились найти и вытащить на свет божий наполовину задохнувшегося человека. Далее, видимо, будет не лучше. По законам диалектики – количество имеет серьезную тенденцию переходить в качество. Проще говоря, сколько веревочке не виться, приключения она себе найдет.
Наш гениальный земляк Владимир Короленко в брендовом произведении «Дети подземелья» подчеркнул особенную тягу детей и отдельных элементов общества (чаще асоциальных) к помещениям и лабиринтам, расположенным ниже городской мостовой. Прошло полтора века, но тяга эта не уменьшилась.
В отсутствии поблизости лесной чащобы, тайги или других ландшафтов, способствующих скрытности, городские пацаны ищут адреналин под землей. Понятно, что «ботаники», танцоры и прочие вундеркинды на время карантина прикрыты возле компьютерных мониторов. А сорванцы из семей попроще, предоставлены сами себе и улице. У них и места, и правила игр дворовые. В подвале родной или соседней многоэтажки можно сделать «штаб», «схрон» или «хазу» - смотря за кого играешь. Можно втихаря затянуться сигареткой, испечь картошку и сделать многое другое, что, по мнению малолетних героев, делают «настоящие мужчины» у первобытного костра. Дети плюс спички – вот одна из основных причин подвальных пожаров. К сожалению, там есть чему гореть.
Другая категория обитателей темных подземелий – это мужчины и женщины без определенного места жительства. Так их называют в документах официальных учреждений. В реале несколько по-другому.
К примеру, телевизионные герои Сифон и Борода «прописаны» на помойке Рублевки. Наши, житомирские, «сифоны» тоже имеют свои углы, которые они отвоевали или получили по своему статусу. В каждом городском подвале, не залитом водой или канализацией, и куда есть доступ, существуют «ночевки», «лежбища», «зимовки» или как их еще называют обитатели подземелий. То есть, свое определенное место «жительства» имеет каждый. Как иначе, у нас не субтропики – зимой бывает холодно и даже очень холодно, а жить надо. Возвращается этот народец после трудов праведных и не очень в свои берлоги затемно, подсвечивая дорогу спичками и, скрученными из бумаги, факелами, греет трапезу на костерках. Так и устроил пожар тот пострадавший, о котором упоминалось в начале.
Жители Днепропетровска пострадали от взрыва бытового газа, евпаторийцы – от взрыва газовых баллонов, жильцы житомирских многоэтажек имеют шанс поджариться в своих каменных коробках или отравиться смрадным дымом от горящего в подвале мусора.
Ждать прецедента? Дешевле будет вычистить подвальные помещения и закрыть? Думается, что сдать в аренду под мастерскую, магазин, склад, будет интереснее.
Сергей Уланов, пресс-служба ГУ МЧС Украины в Житомирской области.