Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Руслан Мороз

Интервью со Светланой Соболевской, поэтессой, детской писательницей и просто красивой девушкой

Автор: Руслан Мороз, 08.09.2010, 08:46:55
Автор Руслан Мороз

Руслан Мороз

все статьи автора

Несколько слов о Светлане:
Светлана Соболевская - Житомирянка, писательница, поэтесса, автор сказок для детей, литератор творческой гильдии «Nеабищо». Образование высшее экономическое (окончила Европейский Университет).
В 1995 году за свои стихи получила грамоту на конкурсе «Гранослов» за лучшее освещение пейзажей.
Участница «Молодой республики поэтов» в рамках Третьего международного литературного фестиваля на 15 Форуме издателей во Львове (2008 г.), литературного конкурса «Урок прозы» (2008 г.), принимала участие в «Поэтическом марафоне» (2009 г.) Всеукраинского литературно-художественного фестиваля «Просто на Покрову» в г. Коростень.
В 2009 г. была издана книгу «Як ведмедик в лісі заблукав», это сказка для детей дошкольного возраста.
На стихи Светланы Соболевской исполняется несколько песен в проекте композитора Ларисы Бойко «Музыкальная галерея» к картинам полесского художника Юрия Камышного. В марте 2010 г. вышел диск Ларисы Бойко «И струны, и краски», в который вошли две песни на стихи Светланы («Голуби», «Три янголи»).
Пишет как классические стихи, так и авангардные.

Скоро рік починається наново,
Час розчинить у вічності біль…
І відчуєш як вперше (востаннє?)
Ворухнеться любов без надій.
Це відродження з бруду й обмеження
Озвірілих та черствих людей
Нагадає про сонне мереживо
Й нескінченність життєвих ролей.
Той, хто зверху все може помітити,
Зле та добре кладе в Терези…
Але в казку так хочеться вірити,
В ній не зникне кохання з Землі.
На свята, в тиху радість забарвлена,
Знов очиститься грішна душа,
Білий сніг - наче пір’ячко янголів,
Що злетіти на землю спішать…
         Светлана Соболевская

Мы встретились со Светланой ранним утром в скверике около кинотеатра «Украина», где и взяли интервью у Житомирской писательницы.

- Прежде всего, нас интересует Ваше мнение о том, почему в Житомирской области всего два детских писателя. Как Вы воспринимаете отсутствие хороших детских книжек в магазинах?

- Для того чтобы писать для детей, надо в душе хотя бы немножечко оставаться ребёнком. Для этого тоже нужны определённые условия, определённое состояние души. Что-то должно стимулировать к написанию детских книжек. Это радость, что-то хорошее в жизни. Сейчас вообще стало мало хорошего, радостных событий. А ещё нужно вдохновляться, много общаться с детьми.

- Вы много общаетесь с детьми?

- У меня есть двоюродная сестричка. Она младше меня на восемь лет. В детстве мы были очень дружны.

- А такой пикантный вопрос: Вы не замужем?

- Нет.

- А что Вам приятнее слушать: как дети читают Ваши книги или как барды поют песни на Ваши стихи?

- Приятно и то и другое. Просто это немножко разные понятия: дети – это одно, а барды – это другое.

- Вашу последнюю книжку Вы издали за свои деньги?

- Да. Сейчас издаться вообще очень тяжело. Сегодня никто не интересуется детской литературой, как мне кажется… В Житомире это тоже большая проблема.

- Какая литература Вам нравится больше всего?

- Разумеется детская. Дети, когда им что-то нравится, радуются искренне. За этим очень приятно наблюдать. Чтобы понять взрослую литературу нужно иметь и определённый духовный уровень, важно образование. Это понимание даётся свыше. Хотя часто меня спрашивают, вот у Вас экономическое образование, а Вы поэт? Мне такие вопросы не нравятся. Очень неприятно.

- А какого образования они от Вас ожидали?

- Ну, в Житомире это, наверное, педагогический университет. Но там ведь учат профессии учителей, преподавателей. Не учат же там сложению стихов. Хотя научить этому можно, но души там не будет. Это всё будет делаться чисто механически.

- На выставке-концерте Юрия Камышного и Ларисы Бойко, была исполнена песня «Три янголи» на Ваши стихи. По легенде Вы сначала увидели картину Юрия Камышного «Голуби», потом появились Ваши стихи, на которые Лариса Бойко написала песню. А что было в действительности?

- Действительно, в начале была картина. Картина Юрия Камышного «Голуби» нарисованная с натуры, с настоящих голубей. Он передал красоту птицы. Голубь – символ мира, символ добра и чистоты. И голуби выглядели как три ангела, а ветка старенькой груши расходится к верху и кажется, что это руки человека, тянущегося к небу. Так символично нарисована сама веточка и голуби, что само собой получилось стихотворение.

- А как оно попало к Ларисе Бойко?

- Мы с ней общались, говорили о художнике, о его картинах и я прочитала ей своё стихотворение. Лариса сказала, что это хорошая идея и надо над ней поработать.

- Вернёмся к книгам. Это Ваша первая книжка?

- Которая издана – первая. Конечно, в столе лежит ещё очень много материала. Но издать – это опять всё упирается в деньги и время.

- А иллюстрации кто делал?

- Я и рисую, и пишу. Я рисую так, как это делают дети. И специально нарисовала всё так, чтобы ребёнок мог перерисовать. Дети любят перерисовывать картинки. Я видела, как поступает моя сестричка и другие малыши. Они всегда хотят повторить то, что они увидели. И если не получается, дети расстраиваются, начинают плакать. Поэтому я подготовила иллюстрации попроще, чтобы ребёнок мог повторить, если ему понравилась картинка.

- Сейчас Житомир захлестнула волна флеш-мобов. Будем считать, что это такое концептуальное искусство. Какой бы флеш-моб Вы могли бы предложить? Чтение стихов на Михайловской, написание стихов на асфальте… А то как-то кулуарно всё происходит – собрались, друг другу всё почитали и разошлись.

- Замечательно прошёл конкурс детского рисунка на асфальте двенадцать лет назад. Тогда я анонимно, про авторство тогда речь не велась, писала для одной из радиостанций нашего города сказки о червячке Гоше. На одном из летних мероприятий в парке дети рисовали мелом этих червячков. Можно было бы совместить и детский рисунок на асфальте, и чтение стихотворений для детей.

- Относительно Вашего творчества. Вы говорили, что пишите альтернативные стихи. Что это такое?

- Это стихи, в которых присутствует ритм, но нет рифмы. Присутствует, конечно же, смысл. Почему я написала несколько стихов в альтернативной манере. Я поехала во Львов на форум в 2008 году и там была обстановка, которая вдохновила меня на написание альтернативных стихов. Ночь поэзии, общение с Такими личностями…

- А в Житомире с поэтами и писателями общаетесь?

- Вобще-то я состою в творческой гильдии «Nеабищо». Общаюсь, в первую очередь, с теми, кто в нашей гильдии состоит: Галина Кавун, Татьяна Шабодей, Мария Рудак, Мария Розбицкая, Наталья Шеремета. Среди моих знакомых можно отметить таких людей, как Владимир Савченко, Лариса Бойко, Светлана Штатская.

- Но они где-то печатаются? Имена знакомые, но их редко встретишь на страницах газет.

- Понимаете, это проблема города и проблема где-либо издаться. Например, ту книгу, которую вы держите в руках, мне помог издать Михаил Пасечник. Он тут выступил издателем.

- Вообще писать в Житомире – это тяжело или нет? Легче в большом городе, например, в Киеве, Львове?

- Мне всё равно где писать. Нужна спокойная комната, где я и начинаю творить. Впечатления собираются в течение дня, а потом всё это переносится на бумагу.

 
«Голуби» Юрия Камышного

- Саша Чёрный давно-давно написал, что Житомир город не злых тихих идиотов. Стихи, несмотря на то, что они были написаны сто лет назад, повторяют то, что есть сейчас. Вы согласны? Вы не боитесь этих идиотов?

- (смеётся) В какой-то степени… Не всех, конечно. В последнее время они вовсе не тихие и становятся злыми!

- Ну, не смотря на то, что я сейчас держу детскую книжку, давайте поговорим о взрослом. Каких политических взглядов Вы придерживаетесь?

- Я стараюсь с политикой не связываться.

- Политика – это не Ваше?

- Это не моё. Хотя я, конечно, переживаю за то, что происходит в городе, стране. Перемены идут, но то маргинальное поколение, которому сейчас 30-40 лет, жило в одной стране, теперь люди попали в другую... Им последние двадцать лет очень тяжело.

- Вы говорите «маргинальное»… Вы считаете, что уйдёт это поколение и станет легче?

- Нет! Станет по-другому. Просто станет по-другому. Вы разве не видите, какая сейчас молодёжь? Они же ничего не знают. Они странные и мне тяжело с ними общаться. С детьми – могу, а с молодёжью – нет. Я не знаю, что они учат в школе. Конечно, мы учили одно, они учат другое, а как это было на самом деле, не знает никто.

- Как Вы относитесь к тому, что появилось много переводов с русского. Переводится Пушкин на украинский… Это нормальное явление или не нормальное? В принципе, Житомир это двуязычный город.

- Читать лучше в оригинале. Но я читаю в оригинале, как Пушкина, так и Лесю Украинку и Тараса Шевченко. Я не понимаю распрей, которые творятся из-за языка. Это глупость. Не важно на каком языке ты разговариваешь. Есть одна национальность – хороший человек. Остальное это ерунда.

- А из современных писателей кто Вам больше нравится?

- Из современных? Неискренность современных писателей я недолюбливаю, если честно. Я читаю больше литературу ХIX – XX веков. Люблю приключенческие романы, связанные с морем. Очень нравится Сабатини.

- А из Житомирских литераторов Вам кто больше нравится? Например, Вы читали Вячеслава Шнайдера «Записки сельского еврея»?

- Шнайдера я, конечно, читала. (смеётся) Понравилось. Очень интересный человек и писатель. А из поэтов мне очень нравится Игорь Живагин.

- Если зайти в книжный магазин, который находится рядом, то для Житомирских писателей там выделена одна маленькая полочка, на которой находятся одни и те же маленькие книжечки. Почему?

- Во-первых, трудно что-либо издать. Во-вторых, трудно договориться с магазином. Всё гибнет в финансовых проблемах. У нас город пишущий. Творческих людей очень много. Когда-то, кажется Вадим Киплинг, написал, что в Житомире творческие люди писать не могут. Это очень тяжело. Есть какая-то мистика, что-ли. Тот же Саша Чёрный стал великим поэтом только когда уехал отсюда. Люди вообще предпочитают скрывать своё происхождение из маленьких городков, сёл и так далее.

- Вы тоже скрываете?

- Нет. Я родилась в Бердичеве. Мои папа и дедушка военные. Мы много переезжали. Мама родилась во Львове. Наша семья постоянно находилась в походном состоянии. А в Житомире дедушка осел уже под конец службы. Чего тут скрывать или стыдиться? В XIX веке Бердичев и Житомир входили в шестёрку самых крупных городов Украины.

- А что Вам больше всего нравится из своего творчества? Какое самое любимое собственное произведение? Что бы можно было бы вывести как эпиграф?

- Это трудный вопрос. Я бы не стала ставить что-либо такое в эпиграф. Потому что самое любимое стихотворение я написала в 15 лет, но оно мрачноватое.

- То есть в 15 лет Вы писали мрачные стихи? Получается, Ваш переходный период был депрессивный?

- Нет, он не был депрессивным до определённого момента. Пока не начинаешь понимать, что не всё так просто во взрослой жизни. Это не пугало, но осознание этого заставляло меняться. А меняться не хотелось. Ты остаёшься внутри тем же, кем был, но снаружи приходилось выстраивать новый фасад. Приходилось создавать защитную маску, иначе тебя растопчут. Это реалии взрослой жизни. Но это неприятно.

- А как к Вашему творчеству относятся родные?

-Меня очень сильно поддерживает мама. А остальные просто не мешают.

- А в городе Вас узнавали?

- Было как-то. Узнали дети. Спрашивали, что я ещё написала нового. Это, действительно, приятно.

- Какие у Вас планы на будущее?

- Планов очень много. Я собираюсь издать ещё одну детскую книжечку с иллюстрациями. Это будет сборник стихотворений для детей. Там есть некоторые интересные идеи, которые я не хотела бы раскрывать. Пусть это будет секретом. Но будет очень интересно.
Кроме того, у меня есть повесть о самой первой коммерческой радиостанции Житомира. Повествование охватывает период в года три. Оно о тех событиях, о людях, которые там работали. Тогда было много идей, энтузиазма. Люди во что-то верили, но, к сожалению, это прошло, и остались только будни.

- Первая радиостанция в Житомире – это «Радиоклуб»?

- Да. И повесть о том, как туда попала работать девочка, которой тогда было пятнадцать лет.

- Вы?

- Да.

- А почему Вы не остались там работать?

- Понимаете, всё меняется, всё проходит. И люди тоже меняются. Например, многие, с кем я училась в школе, в университете, просто исчезли из города. Это тоже вопрос, куда подевались люди, которые жили в Житомире изначально. Город заселён приезжими, которые здесь ничего не хотят делать, зарабатывают деньги, но не хотят развиваться. Это просто отупляет население.

- Вы имеете в виду «парашютистов», типа Бакая, Заславского, которые приезжают на выборы и после них бесследно исчезают?

- Всё опять же упирается в деньги. Весь мир поклоняется деньгам и с этим ничего сделать нельзя.

- Вы фаталистка?

- Я не фаталистка. Но я считаю, что если ситуация не изменится в ближайшие годы, то это будет конец. В городе не работают предприятия. Посмотрите, в каком виде проехал мимо нас троллейбус. Это же ржавый сарай. И это проблема не только Житомира. Это проблема всей страны. Я не думаю, что киевлян в Киеве больше, чем Житомирян в Житомире. Все приезжие. И в этом вся проблема.

- Вернёмся к творчеству. На Ваши стихи много написано песен?

- Известных только две. А неизвестных у меня около семидесяти пяти. Я могу написать текст под музыку.

- Вы считаете себя счастливым человеком?

- Да. Как ни странно.

- А в финансовом плане?

- Тоже. Моё финансовое положение меня устраивает. Как говорила Фаина Раневская: моё богатство в том, что оно мне не нужно.

- А как появляются стихи? Одни говорят, что они рождаются голове, другие слышат «божественные» слова. А как у Вас?

- Мои стихи рождаются в тишине, когда нет посторонних шумов. Иногда помогает послушать хорошую музыку. Стихи – это гармония, а гармонию надо уметь слушать.

- А проза?

- А проза появляется в особом настроении. Иногда, когда меня кто-нибудь обидел… Взрослая проза у меня связана с негативом, когда я пытаюсь найти хоть каплю позитива.

- А сказки?

- Сказки – когда с людьми поговоришь, пообщаешься с кем-нибудь…

- Немного переменим тему. Сейчас время такое, что стало модным показывать свою веру. Все крестятся, молятся, президент даёт присягу на Библии…

- Меня крестили, когда мне было 12 лет. Я ещё толком не понимала происходящее. Но, видимо, высшая сила всё же существует. Я убедилась в этом на нескольких примерах моей жизни. Что-то выше нас есть в этом мире. Высшая сила. Может она не такая, какой её рисуют на иконах, но она есть. Бог должен быть в сердце. Должна быть Вера.

- Вы верите в загробную жизнь?

- Я верю, что жизнь продолжается. Она бесконечна.

- Спасибо за интервью.

Автор: Руслан Мороз, редактор рубрики "Руслан Мороз" на ЖЖ.info

http://zazhitomir.info
Руслан Мороз | 08.09.2010 | Переглядів: 14724
Редакція сайту може не розділяти думку автора статті
та відповідальності за зміст матеріалу не несе.

Коментарів: 3
mamaMa
1 Kristina (mamaMa)   • 14:42:25, 09.09.2010 [Материал]

Не всё так плохо в Житомире! Не знаю, кого именно имел ввиду автор статьи под 2-мя житомирскими детскими писателями, но есть ещё: самая юная романистка в мире Мария-Александра Головакова:
http://telegrafua.com/536/culture/11279/
http://ru.tsn.ua/video/video-novini/?page=1&media_id=245340&items=7060&type=0
fedo
2 Леонид Иванович (fedo)   • 19:43:30, 09.09.2010 [Материал]

Вообще, в Житомире не так всё плохо...
В нём, стареньком, ещё есть творческие личности...
И женщины тоже, а, может, и женщины в основном...
OldPoliceman
3 Руслан Мороз (OldPoliceman)   • 21:08:08, 09.09.2010 [Материал]

"есть ещё: самая юная романистка в мире Мария-Александра Головакова"
Тогда получается три...