Владимир Цисарик: «Когда делал памятник Мазоху, не думал, что его карман привлекать такое внимание ...»
Иностранные фаны, которые посетили Львов во время Евро-2012, восхищались не только красотой архитектуры, но и памятниками. Больше по душе немцам пришлось скульптура Леопольда фон Захер Мазоха: загадочная, эпатажная, необычная.
Владимир Цисарик: «Когда делал памятник Мазоху, не думал, что его карман привлекать такое внимание ...»
Иностранцы не сдерживали смеха, когда вместо пера или бумаги находили в кармане галицкого писателя ... скромное мужское достоинство. Автором этого и других креативных памятников является известный львовский скульптор Владимир Цисарик.
А еще г Цисарыка считать монументальной летописцем истории пивоварения во Львове. Он создал памятник львовским пивоварам и скульптуры пяти батярикив, которые не представляют жизнь без пива. Художник создает скульптуры эмоциональные, воспроизводя их жизненную философию. О том, чем живут львовские скульпторы, их проблемы и творческие наработки корреспондент «Леополис» общалась с Владимиром Цисарик (на фото).
- Владимир, что повлияло на выбор такой креативной профессии?
- Не я выбирал профессию, специальность выбрал меня. В детстве любил лепить фигуры из пластилина. Взял этот материал в руки, и с тех пор не отпускал. Лепил кузнечиков, собак, машинки, солдатиков. Позже понял, что хочу играть готовыми игрушками, когда можно придумать их самому. Посмотрел фильм о ковбоях - и сразу слепил главных героев.
В школьные годы хотел стать военным или пожарным. Родители вовремя разглядели мой талант к творчеству, отдали в кружок рисования. Обучение в художественной школе давалось легче, чем в обычной. В 1993 году поступил в Колледж декоративного и прикладного искусства имени И. Труша на отдел монументально-декоративной скульптуры. Также завершил
курсы 3d max Киев.
- Вы стажировались в Санкт-Петербурге. Русская школа добавила вам мастерства?
- Это были курсы повышения квалификации. Когда решил поехать на учебу в Россию (в 2009 году), за плечами был более десяти лет практики. Ничего нового там не научился. Просто нужно было сменить обстановку. Дошел до такой жизненной точки, когда понял, что надо совершенствоваться. Работал в формате заказ-исполнение, была рутинная работа. Не подумайте, что жизнь стала серой. В скульпторов оно никогда не бывает серой, а насыщенное разными цветами.
Жил в Петербурге четыре месяца. Погрузился в творческую атмосферу.
- Какую концепцию вкладывали в мини-скульптуры батярикив, которые красуются у известных кофеен?
- Разработал концепцию памятника пивоварам и маленьким человечкам с пивом, которые впоследствии получили роль батярикив. Это сюжет в сюжете: пивовар - главный герой истории львовского пива, а батярикы вспомогательные. Визуально проект должен быть растянутый в пространстве и времени. Над батярикамы работал почти год. На одного батяра ушло шесть килограммов бронзы. Согласно концепции, батярикы - веселые и батярувати. Изюминка - культурное потребление пива, то есть они не напиваются, а наслаждаются процессом. Не думаю, что батярикы пропагандируют пиво среди молодежи. Сам его пью, но в меру.
- Вам лучше работается с концепциями, отражающими историю края, или абстрактными темами, где можно не ограничивать себя в фантазиях?
- Для меня нет неинтересных тем в скульптуре, как для актера нет неинтересных ролей. Не брался лепить отрицательных персонажей истории - Ленина, Сталина. Долго работаю над поиском образов. Самое удается идея монумента. Есть разные требования, когда, например, памятник должен развеселить людей, приносить им положительные эмоции.
Сложно мне далось создание портрета к скульптуре Мазоха. Концепция памятника придумал за один вечер. Нашел в литературе метафорические описания современников Мазоха, которые сравнивали его с молодым волком. Но не знал, как это показать в портрете. Это должно узнавать во взгляде, изящных манерах. Портрет Мазоха собирал по частям из различных источников. Перелиплював несколько раз. Слепил образ, который нарисовал в воображении, но это не было похоже на фотографию.
- Памятник Мазоху критиковали не в художественном плане, а концептуально. Якобы из галицкого писателя сделали постыдного идола, не подходит городу с высоконравственными семейными традициями. Почему в кармане Мазоха разместили гениталии, к тому же очень миниатюрные? С этого смеются туристы.
- Не стоит смеяться, что гениталии маленькие. Это просто намек, что там (в кармане) они есть. Почему люди зацикливаются на размерах? Это творческое видение образа (гениталий в кармане). Когда делал скульптуру, не представлял, что карман будет привлекать такое внимание людей. Думал, туристы будут говорить коллегам, мол, там что-то есть. Тогда всем будет интересно, а что? Идея с карманом возникла спонтанно.
Мазох - первый во Львове интерактивный памятник. Его установили в 2008 году, но до сих пор вызывает у людей эмоции, улыбку. Там нет ничего негативного, постыдного, чтобы люди шарахались. В Европе есть провокационнее памятники. Например, в Праге - памятник проститутке, которая в эротических позах демонстрирует половой акт. Разве Мазох откровенный? Просто это что-то новое для людей. Они имеют стереотипы о том, как должен выглядеть памятник. Мазох был их переломить.
На памятнике много символов, в том числе женские руки. Это символизирует удовольствие писателя от страданий, причиненных женщиной. В своих произведениях он поклонялся сильной женщине. На его груди - окошечко: Мазох любил подглядывать за любовными утехами других людей, получал от этого эмоциональное удовлетворение. На фигуре Мазоха хватает клише, стереотипов. Некоторые говорят: «А, это тот голубой!" ... Его знают как извращенца. На самом деле он даже немного трагическая личность.
- Кто является вашей музой, что помогает работать?
- Моя муза - жена, художница Елена Онуфрив. Мы женаты тринадцать лет, воспитываем двухлетнего сына Григория. У нас не возникает ссор из-за работы. Она работает в живописи, я - скульптор. Мы не являются конкурентами. Жена является моим советчиком, другом. Обсуждаем работу друг друга даже на кухне: организационные моменты, а не творческие. Есть в квартире семейный пространство. Работаем в отдельных мастерских, в доме никто не рисует, не лепит.
Из досье «Леополис»
Владимир Цисарик родился 3 сентября 1978 года во Львове, учился в СШ № 8 (там тоже учился писатель-фантаст Станислав Лем). Образование получил во Львовской академии искусств на кафедре момументально-декоративной скульптуры. Является автором десятка памятников во Львове, районах и других областях (памятник Винниченко в Кировограде, Артынову в Виннице, "Божьего милосердия" в Белогорще, памятного знака Шашкевичу в Жидачеве).