Народная артистка Украины Наталья Слободян поделилась жизненными советами
Автор: Юлия Лищенко, 05.03.2013, 17:26:50
Эксклюзивная разговор с прославленной балериной, народной артисткой Украины Натальей Слободян
"Я и не знала, что мне девяносто лет!" - шутит народная артистка Украины Наталия Васильевна Слободян, разглядывая афишу, которую готовят в Львовском театре оперы и балета в торжественного вечера, посвященного ее юбилею.
В 1940-1970-х годах она была одной из лучших балерин Украине. На львовской сцене блестяще выполняла все ведущие партии балетного репертуара. Наталья Васильевна до сих пор ежедневно приходит на работу - работает педагогом-репетитором, шлифует мастерство танцевальных талантов. Ей никогда не дашь ее лет - харизматичный, с чувством юмора, острая на словцо. В театре прислушиваются к каждому ее слова, ведь педагог не скупится на профессиональные и жизненные советы.
Дочь оперной примы и журналиста
Жизнь Натальи Васильевны не было усеяно розами: она пережила войну, немецкую оккупацию, голод, потерю близких людей. Не любит шумных празднеств и дифирамбов, никогда не читала рецензий на свои спектакли, почти не дает интервью. Для корреспондента «ВЗ» сделала исключение, но сначала строго спросила: «Вы ходите в театр? Любите балет? ». Услышав утвердительный ответ, согласилась на встречу. Пригласила на свою репетицию. «Дать вам балетные туфли? Сами почувствуете, как это тяжело - ходить на пальцах! »- То ли в шутку, то ли всерьез предложила Наталия Васильевна. А потом сказала: «Что я могу вам рассказать? То, о чем рассказывают они своими ногами, не расскажешь языком! ».
На самом деле рассказывать было о чем. Родилась в 1923 году в Киеве в семье творческих интеллигентов. Мама - Лидия Недзведзька-Боровская, оперная певица, окончила Московскую консерваторию, полька, дворянка (ее родители имели земли на территории нынешнего Чернобыля). Отец - Василий Слободян, журналист киевской газеты «Украина-ское слово». В их доме собиралась украинская интеллигенция, заходила и выдающаяся поэтесса, деятель культурной референции Организации украинских националистов Елена Телига. Она редактировала приложение к «Украинского слова» - «Литавры», где печатались лучшие произведения украинских писателей, которых уничтожил советский режим, - Плужника, Косынки, Хвылевого. «Я была знакома с Еленой Телигой. Когда она приходила к нам домой, мне было 18 лет, - вспоминает Наталья Васильевна. - Она была невысокая, черненькая. Помню красные сапожки, которые меня поразили ... ».
Наталья с детства мечтала стать балериной. Вступить в Киевское хореографическое училище было непросто, конкурс - десять человек на место. Слободян и еще пятнадцать девочек отобрали из более чем ста претенденток. Это было для нее большое счастье. Учиться было трудно - кроме ежедневной хореографии, надо было по ночам штудировать все общеобразовательные предметы. Учили украинский язык. Будущих балерин учили быть скромными - до 18 лет они не знали, что такое пудра, маникюр, украшения. Наталья была круглой отличницей. Девушка получала сталинскую стипендию - 200 рублей, тогда как другие - 47 руб. Однако наслаждаться на эти деньги Натальи и ее семьи не пришлось - в 1937 году НКВД арестовало ее отца, на него кто-то донес ... Советская власть продержала его в тюрьме четыре года, перед началом войны отпустила.
Тата расстреляли вместе с Еленой Телигой
Наталья Васильевна окончила Киевское хореографическое училище 18 июня 1941, диплом получила 21 июня. Счастливые выпускники всю ночь гуляли склонами Днепра, а когда шли домой, услышали объявление, что Германия напала на СССР. Далеко на горизонте увидели вспышки, услышали звуки канонады. Весь курс Натальи Васильевны приняли в труппу Киевского оперного театра. В сентябре 1941 года немцы заняли Киев ...
Как и советской, так и немецкой оккупационной власти украинская интеллигенция была как кость в горле. Немцы были обеспокоены активизацией подпольной деятельности ОУН. В одном из отчетов сообщалось, что возглавляемая Еленой Телигой Союз писателей «чисто националистическая организация». Начались аресты среди украинской интеллигенции. Не обошла страшная судьба и Василия Слободяна, которого забрали в гестапо, на ул. Короленко, 33 (нынешняя Владимирская). В феврале 1942 года двести украинских интеллигентов, в том числе Василия Слободяна и Елена Телига, гестаповцы расстреляли в Бабьем яру. Сейчас на месте расстрела украинской интеллигенции установлен деревянный крест.
«Во время оккупации театры Киева работали, немцам нужно было« успокаивать »народ, - продолжает Наталья Васильевна. - Сняли весь российский репертуар - ни «Лебединого озера», ни «Спящей красавицы». Ставили только Вагнера - «Тангейзер», «Кольцо нибелунгов», «Лоэнгрин», из балетов шла «Коппелия», происходили гала-концерты. Балетмейстер Васютинский ставил второй рап-соде Листа - Венгрия была союзницей Германии во Второй мировой войне. В Киеве было много венгров, они ходили по городу в униформе цвета хаки и с фашистскими значками. Артистам выдали аусвайс, чтобы они могли свободно передвигаться по городу, не боясь, что после спектакля на улице их убьют. Еженедельно на аусвайс ставили новую печать.
Опоздал на две минуты? Расстрелять!
Наталья Васильевна не ругает артистов, если они запизнюю-ться на репетицию. Но сама, говорит, никогда не понимала, как это можно - опоздать на урок. Самодисциплина стала ей пригодился во время работы в Киевской опере во времена немецкой оккупации. Вспоминает ужасный случай: «Главным дирижером у нас был Брукнер из Пруссии: фашистский значок, квадратные очки, пистолет на пюпитре! Был гениальным пианистом, но порядки в театре завел военные. Как-то репетировали увертюру из «Тангейзера», один виолончелист все время ошибался. Поэтому Брукнер сказал: «Завтра всем оркестра прийти в шесть утра и до четырех дня сидеть и играть!». И вот этот виолончелист опоздал на репетицию на ... две минуты! Прибегает, а Брукнер уже за пультом (от немецкий дисциплина!) И говорит: «Расстрелять!». За то, что опоздал на две минуты! У нас была виолончелистка из Германии (получала зарплату в двадцать раз большую, чем другие музыканты), то она и весь оркестр начали плакать, просить дирижера помиловать виолончелиста. Долго просили, наконец сжалился ... ».
«В 1943 году, когда немецкая армия начала отступать, немцы начали всех выгонять из Киева. Весь оперный театр собрали на сцене и сказали: кто не уедет - расстреляем. В Германию уехал целый эшелон актеров. У нас были родственники в Гайсине (Винницкая область. - Авт.), И нам с мамой и сестрой Лялей удалось туда уехать. Затем перебрались во Львов - здесь работал выдающийся балетмейстер-постановщик Николай Тригубов. Почти все артисты балета были русские, которые приехали сюда в 1939 году. Была только одна полька которая занималась омоложением кисти рук, прима-балерина Беднерувна, воспитанница ленинградской школы. Но я уже ее не застала, она уехала. В 1947 году весь Львов был обклеен открытками-призывами к бандеровцам: выходите все из леса, вам сохранят жизнь. Даже в театре висели такие объявления. Во Львове были голодные времена, но здесь было лучше, чем в Киеве, где был страшный голод. Моя сестра в Киеве настолько похудела, что весила 42 килограмма. Без питания, без бытовых условий заниматься балетом невозможно. Во Львове было более-менее. Здесь все шло на «метры» - метр яблок, метр картофеля. «Мэтр» - это сто килограммов. Зарплата была очень маленькая. На улице Русской был магазинчик, где артисты Оперы отоваривались по карточкам. Там почти все было в порошках - яйца, молоко. Хотя я не ходила по магазинам - этим занимались мама и сестра. Была у нас еще домработница ... ».
На сцене - до шестого месяца беременности
Во Львове Наталия Слободян вышла замуж за Ярослава Вощак, который после войны был дирижером, а с 1953 года - главным дирижером Львовской оперы. Наталья Васильевна выходила на сцену до шестого месяца беременности, а когда дочери исполнилось двадцать дней, вернулась на работу. Дочка Оксана сейчас концертмейстер Львовской музыкальной школы им. Крушельницкой. Ярослава Антоновича не стало в 1989 году, в фойе Оперного театра установлен его бюст.
Главным секретом творческого долголетия Наталья Васильевна считает любимую работу. «Если что-то любишь - время быстро летит, - говорит она. - Даже не заметила, как годы пролетели ... Театр - мой второй дом. Езжу на работу в такси, таксисты всегда удивляются: «Вы еще работаете?». Думаете, мне кто-то намекает, что я должна уйти на пенсию? Посмотрите расписание - сколько у меня репетиций. Ежедневно с радостью иду на работу. Многие из коры-феив театра плодотворно работал до глубокой старости - Игорь Моисеев, Мария Семенова, которая прожила 102 года ... ».
«Я никогда не сидела на диете, но всегда весила 48 килограммов (при росте 160 см). Никогда не пробовала водки и не выкурил ни одной сигареты. Могла себе позволить немного пива. А в молодости, чтобы получить энергию для работы, в шесть утра заливала кипятком полстакана сахара, размешивала, выпивала и работала весь день. В театре за всю жизнь ни разу не ела и даже чаю не выпил ... ».
Досье
Наталья Васильевна Слободян Родилась 27 февраля 1923 года в Киеве. 1941 окончила Киевское хореографическое училище. От 1944 г. ведущая солистка Львовского нацио-нального театра оперы и балета им. С. Крушельницкой. На львовской сцене с блеском исполняла все ведущие партии европейского, в том числе украинского репертуара. Наиболее выдающиеся творческие работы - Аврора («Спящая красавица»
П. Чайковского), Никия («Баядерка» Л. Минкуса), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского), Мария («Бахчисарайский фонтан»
Б. Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса). Особая страница в творчестве Натальи Слободян - образы в украинской балетах: Маруся Богуславка («Маруся Богуславка» А. Свечникова), Лилия («Лилея» К. Данькевича), Звонка («Платок Довбуша»
А. Кос-Анатольского) и другие. В 1960 г. получила почетное звание «Народная артистка Украины». От 1968 г. Наталья Васильевна как педагог-репетитор передает свой богатый опыт молодому поколению артистов Львовской оперы.
Автор: Юлия Лищенко, редактор рубрики "Прес-релізи" на ЖЖ.info
Прес-релізи
| 05.03.2013
| Переглядів: 3597