Среди работ Коэнов есть замечательные, выдающиеся работы. Выдающиеся из потока замусоленного, глянцевого, гламурно-зализаного ширпотреба голливудских киноконвейров. Это два фильма о двух идиотах.
Большой фильм о большом идиоте – это…
«Большой Лебовски» – для нормального представителя славянской культуры картина откровенно тупая. Тупая картина о большом тупом парне, инфантильном великовозрастном «ребенке» сорока лет, великой нехочухе. В культуре же глупых комиксов, в мире культа звезд-суперменов – это прорыв. Фильм о человеке, который не хочет заработать миллион, не желает стать звездой, не сходит с ума по футбольной команде или игроке в бейсбол. Он просто живет. Живет этим днем. Он не кипит тщеславными надеждами на популярность и славу, на обладание американской мечтой, не фантазирует о любви миллионерши или неожиданном выигрыше. Ему это фиолетово!
Лебовски жить приятно и так. Приятно играть в боулинг, просыпаться и не знать, какой сегодня день, приятно смотреть на свой ковер. Его не волнует смерть Майкла Джексона и выигрыш «Арсенала». Он действительно тупой и ленивый, но тупостью и ленью Лебовски ограждается от сумасшедшего и сбрендившего мира, для которого ценность человека состоит в марке кроссовок, часов, телефона, машины… Мира, в котором не живут реальностью, – суровой, незатейливой, глупой – а живут мечтами. Думают не о человеке рядом, а о звезде из экрана, ди-джее из динамика… Смотрят не на свой ковер, а на ковер Перис Хилтон… Думают не о простых людях, а людях о людях-символах, о людях-имиджах, о
нелюдях. Он чужой, ненормальный, сумасшедший в Мире ежеминутной мечты и фантазии, мире массового обмана, в мире,
в который со скоростью Титаника погружаемся теперь и мы.
Коэны мастерски смеются над всей индустрией продуцирования звезд-подонков, их возвеличивания и культа. Их герой – простой тупой парень. Это их заслуга. Но если бы они стали снимать картины о простых
умных парнях –
сталеварах, шахтерах, врачах и милиционерах – сие было бы уже полным голливудским моветоном, откровенным плевоком глянцевой разжиревшей тусовке, представителями которой, как не прискорбно, являются и сами братья. Поэтому-то кроме глубокого сценария, тонкой режиссуры и постановки, вы можете найти в их фильмах пошлые и отвратные моменты...
Большой фильм о злом идиоте – это…
«После прочтения – сжечь!» – тонкая пародия на всю американскую жизнь, на стержни существования «янки». Специального агента ЦРУ Озборна Кокса (друзья называют его Оззи) увольняют из ответственной работы по секретным исследованиям на Балканах. Даже не увольняют, а всего лишь переводят на несекретную должность по причине увлечения Оззи спиртягой и продуктами его включающим. Оззи не хочет переводится, он уходит с видом мученика и лишенца. И решает отомстить, а заодно прославиться и заработать:
написать мемуары о секретной службе. Писатель, борец за права, свободу слова, демократию, – это престижно, это вписывается в рамки мечты американца. Вообщем, все политкорректно. На первый взгляд.
Герой Джона Малковича – уволенный, обиженный Оззи, – лежа на диване в перерывах между текилой и дневными телешоу, пишет мемуары с грифом «Совершенно секретно», а на самом деле: «
После прочтения – сжечь!». «После прочтения – сжечь!» не по важности документов, фактов, мыслей – а по набору бессмыслиц, по дикой закваске невозможных глупостей и дурошлепства. Герой – борец за правду, свободу, писатель-«революционер» – оказывается собранием дурости, тщеславия, злости, алкоголической вспыльчивости и подчас откровенного дебилизма и зверства. Он шагает под утреннюю телезарядку по гимнастическим ступенькам и кричит, брызгая слюной: «Я вам еще покажу, я вам еще покажу…» А потом на яхте говорит со своим отцом, работником ЦРУ времен холодной войны, что служба уже не та, что везде один бюрократизм, а дальше в тупом экстазе высокомерной элитарности поет пьяные песни со своими однокашниками – выпускниками Принстона, очень влиятельными в американском обществе дельцами. И пишет мемуары…
Пишет мемуары секретный работник Озборн Кокс, который был напрямую связан с бомбардировкой Белграда в Святую пасхальную ночь, который указывал, какие жилые и промышленные объекты в Сербии эффективнее уничтожать для гуманитарного кризиса, работник, от которого зависели тысячи жизней.
Наглый вспыльчивый дрянной идиот.
В фильме еще есть жена Оззи, ее любовник – его друг, жена любовника, любовница любовника жены Оззи – Линда и ее друг – Бред Питт. Бред Питт играет простого
обыкновенного американского недотепу-менеджера из спортклуба, которому случайно попадают мемуары Оззи. Он, не сомневаясь не минуту, хочет продать эти мемуары, принимая их за секретные документы. Даже не задумываясь, менеджер американского спортклуба идет на шантаж, вымогательство и разглашение секретных сведений. Как бы мимоходом… Жуя жевачку…
Есть еще адвокаты, которые советуют женам следить за расходами своих мужей, чтобы вовремя подать на них в суд. Есть спецагенты и начальники отделов ЦРУ, дипломатические представители России, которым Линда хочет продать работу Оззи с целью получить деньги на пластическую операцию. От писательства Кокса российские дипломаты отказываются как от непотребного мусора.
Глупость, аморализм и несусветная, невыносимая дурость завертывается до такой степени, что даже видавший виды босс секретной американской службы восклицает: «Господи, когда же все это сумасшествие кончится?»… Закрывает папку, и камера плавно уходит все выше и выше вверх, минуя крышу, забирается в облака и выходит на орбиту, показываются очертания планеты, сама серо-голубая красавица, и наконец – титры. Коэны концовкой ненавязчиво намекают: «
Вот эти люди диктуют права и условия всей Земле!»
P.S. А вот как снимали фильм у нас в Житомире
А пойдите лучше в ревизоры, ну например ресторанов, и там критикуйте (основываясь на личном вкусе)