Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Борис Дубман, Місто, Україна

История города. Как в Житомире театры строили

Автор: Борис Дубман, 26.09.2012, 19:41:03 История города. Как в Житомире театры строили


Еще в далеком 1797 году в Житомире была основана первая театральная антреприза (частный театр). Это знаменательное событие, видимо, и можно считать началом истории житомирского театра.

Общественность города уже тогда подняла вопрос о строительстве стационарного здания театра. Театр построили через пять лет в 1803 году, когда Житомир еще и не был официально утвержден центром Волынской губернии. Место для строительства выбрали на правой стороне Украинской улицы (теперь Большая Бердичевская) как раз напротив Пилипоновской улицы (теперь Михайловская). Строили здание на средства благотворителей губернии при активном содействии Волынского губернатора, действительного статского советника Гавриила Степановича Решетова. Решетов был назначен Волынским губернатором 19 января 1802 года, коим и оставался до своей смерти 28 августа 1805 года. За эти годы, кроме театра, он успел построить в Житомире новый Губернаторский дом на Киевской улице (после того как нечаянно сжег бывший губернаторский дом «Королевский дворец» на Замковой горе, неудачно пристроив к нему кухоньку).

Торжественное открытие первого в городе театра произошло в 6 часов вечера 30 августа 1803 года в честь именин императора Александра I. Таким образом, Житомир стал одним из немногих городов, в которых уже в начале XIX века театр существовал в общедоступном специальном здании. Благодаря воспоминаниям Яна Дуклана Охотского, жившего в то время в Житомире, мы имеем представление, как выглядел театр. Здание было деревянное с шестью колоннами у входа. Большой зал с партером, верхними и нижними ложами был рассчитан на 350 мест. Житомирский театр не имел тогда собственной театральной труппы, а гастролеры неохотно приезжали в Житомир, считая его «нетеатральным». Как отметил с иронией уроженец Житомира, известный писатель Лев Никулин в книге "Люди русского искусства": «…они боялись, как чумы, здешней глуши: тут жили люди с каменным сердцем и кошельком, который редко открывался».

Значительные изменения в театральной жизни города произошли при Волынском губернаторе, действительном тайном советнике Михаиле Ивановиче Камбурлее, известного театрала и мецената. У него была своя театральная труппа, которая кроме Житомира, гастролировала в Бердичеве, Каменец-Подольском, Тульчине и других городах. Как сообщила газета «Литовский курьер» 7 ноября 1809 года губернатор Комбурлей в театре отмечал свой день рождения. В честь именинника поставили мелодраму французского драматурга Гильбер де Пиксерекура «Мавританские испанцы». Зрелище было таким необычным и роскошным (только в свите герцога играло около 60 статистов), что это выдающееся событие «подвело» некоторых житомирских историков, которые впоследствии ошибочно посчитали эту дату днем основания театра. В среднем срок службы губернатора составлял 2 – 4 года. Это делалось для того, чтобы губернатор не обрастал знакомствами и связями среди местного населения. Камбурлей пробыл на этой должности 9 лет (с 1806 по 1815 год), что его и сгубило. В Сенат поступили жалобы на его корыстные действия: он позволил местным дельцам провозить контрабандный товар. На место расследования был прислан сенатор Сивере, которому местные дворяне передали обвинительный акт против Комбурлея. В ходе сенаторской проверки Комбурлей с другими чиновниками был обвинен в преступлениях, снят с работы, подпал под следствие как нарушитель государственных законов. Комбурлей не выдержал свалившегося на него несчастья и, находясь под судом правительствующего Сената, скоропостижно умер.

А при новом Волынском губернаторе, действительном статском советнике Варфоломее Каетановиче Гижицком в Житомире произошло еще одно значительное событие, имеющее непосредственное отношение к зданию театра. 14 сентября 1816 года в сопровождении большой свиты Житомир посетил император Александр I. По этому поводу в театре устроили бал. Участник этого события Ян Дуклан Охотский вспоминает: «В театре, сравняв партеръ и сцену, устроили огромную танцевальную залу; полъ в ложах обпли зеленым сукномъ, а стены белым коленкором съ драпировкой. Ложи первого этажа соединили съ залой, а ложи втораго этажа образовали галерею для музыки. Надъ этой галереей устроены были транспаранты, изображавшiе важнейшiя событiя изъ последней войны, взятие Парижа и т.п.; шли надписи и эмблемы вокругъ всей залы между гирляндами и фестонами. Все драпри были изъ пунцоваго мериноса, и вся мебель – 500 креселъ, - тоже обиты были пунцовымъ мериносомъ. Освещали залу две тысячи свечъ. Транспаранты освещались тысячу масляныхъ лампъ. Позади театра, наскоро построили вторую залу; въ ней за одинъ разъ, вокругъ одного стола, триста человекъ могли ужинать…».

История Житомирского театра неразрывно связана с именем известного украинского и польского актера, режиссера и драматурга Антона Змиевского (1769 - 1834) . Он был антрепренером в театре губернатора Камбурлея, потом создал свою труппу, с которой часто посещал Житомир. Его пьеса «Чумак-чародій» пользовалась большим успехом. Яркую страницу в театральную жизнь Житомира вписал польско-украинский драматург Кароль Август Гейнч (Гинч, 1810 – 1860-е годы), который родился и жил в Житомире, работая аптекарем. Его стихотворные пьесы «Возвращение запорожцев из Трапезундры», «Проделки улан», «Тогдашняя молодежь» и другие имели большой успех не только в Житомире, но и во Львове, Бердичеве и других городах. В 1864 году в его произведении "Комедия-опера" впервые со сцены прозвучала песня Павла Чубинского «Ще не вмерли України ні слава, ні воля», которая теперь стала Гимном Украины. С именем аптекаря Короля Августа Гейнча и его отца – коллежского советника, доктора медицины и философии Франца Кароля Гейнча связано название бывшего пригородного хутора Хинчанка, который им принадлежал и находился в квартале нынешних улиц Мануильского, Восточной и Киевской. Вначале хутор назывался Гейничивкой, постепенно название трансформировалось в Гиннесивку, а потом – в Хинчанку. Безымянный проезд в Житомире, где находилась усадьба Франца Кароля Гейнча, в 1995 году назвали Кароля Гейнча проездом.

В разные годы посещали Житомир коллективы первых на Украине частных странствующих театров Рекановского, Жураховского, Зелинского, киевская труппа Леваневского, а также харьковская труппа Л. Молотковского и И. Штейна с участием великих актеров Михаила Щепкина и Карпа Соленика. Летом 1829 года пять концертов дали итальянские певцы Джованни Гели, Каролина Тусант, Галлис де ля Рокере. В 40 – 50-х годах XIX века на сцене житомирского театра выступали звезды первой величины: французская певица Полина Виардо, братья Винявские – пианист и композитор Иосиф и скрипач Генрик.

В 1847 году гениальный венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист посетил Житомир и находился тут с 8 до 22 февраля. За это время он дал два концерта на сцене театра. Первый концерт прошёл в субботу 15 февраля. Из «Волынских губернских ведомостей» мы узнаём: «Событие это привлекло в Житомир посетителей не только из ближайших окрестностей, но из отдаленных уездов губернии; гг. помещики со своими семействами спешили приехать послушать игру г. Листа, а он так был внимателен к посетителям, что не отказал дать ещё другой концерт». М. Сарнецкий в журнале «Киевская старина» тогда писал, что приезд знаменитого венгерца буквально наэлектризовал публику, но помещение театра, в котором он выступал, не выдерживало никакой критики: «Деревянное, полуразваленное здание. В ясную ночь можно было увидеть сквозь потолок и крышу звезды, а в непогоду дождь, как сквозь сито, лил в партер и в ложи. Учитывая это, губернатор разрешил находиться в театре в шляпах на головах…». Так и сидели зрители еще несколько лет в «шляпах на головах» в здании театра, доведенного до такого состояния, что оно уже не подлежало ремонту.

Инициатором строительства нового здания театра стал генерал-майор Синельников Николай Петрович, назначенный Волынским губернатором в 1852 году. У него уже был опыт. Будучи дежурным офицером Генерального штаба, он возглавлял строительство театра в Красном селе. И, находясь в должности губернатора Владимира, всего за каких-то десять месяцев сумел благоустроить город и театр, учредить там Общественный клуб. После того, как разрешение на строительство нового театра в Житомире из Петербурга было получено, Синельников обратился с прошением о финансовой помощи к своему непосредственному начальнику генералу от инфантерии Дмитрию Гавриловичу Бибикову, который тогда занимал пост Киевского военного губернатора, а также Подольского и Волынского генерал-губернатора (фактически - наместник Правобережной Украины). Прошение не было удовлетворено. Пришлось строить новый театр собственными силами. Большое количество жителей губернии и негосударственных организаций отозвались на призыв Синельникова сделать пожертвования на новый каменный театр. Собрали несколько десятков тысяч рублей серебром. Проект театра на 650 мест составил выдающийся архитектор академик архитектуры Иван Васильевич Штром (1825 - 1887). Участок для строительства выделили на Жандармской улице (ныне Пушкинская).


Театр построили «изящный, каменный под железной крышей, с постоянным помещением для всей труппы и прочих лиц, служивших в театре». Зрительный зал был с ложами бенуара и бельэтажа, портал сцены позолоченный, кресла оббиты малиновым бархатом, театральные декорации нарисованы знаменитыми итальянскими мастерами того времени. Театр был торжественно открыт 6 октября 1855 года. В то время помещение житомирского театра считалось одним из лучших на Украине. Не только театр построил Синельников в Житомире. За его трехлетнее губернаторство город стал почти неузнаваемым. "Энергичный, неподкупный, справедливый, грозный бич взяточничества, Синельников всюду успевал в короткое время многое сделать для вверенных ему губерний, особенно со стороны внешнего благоустройства. Общественные сады, театры, мосты, памятники и т. п. устраивались им в каждом городе", пишет о губернаторе Синельникове Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Одна из улиц в Житомире в 1878 году (еще при жизни Синельникова) была названа, в соответствии с указом Правительствующего Сената Российской империи, Синельниковской (ныне улица Детской коммуны).

О житомирском театре в книге Андеева П. "Иллюстрированный путеводитель по юго-западной железной дороге", изданной в 1897 году написано: "Городской театр принадлежит к числу лучших зданий города; он находится не далека от центральных улиц, но в местности, удаленной от стука и грохота мостовой. Размеры здания не велики и архитектура его не отличается ни красотою, ни импозантностью, но он все-таки значительно лучше и обширнее сгоревшаго киевскаго городскаго театра, с которым имеет много общаго. Это приписывает тому, что, планы киевскаго и житомирскаго театров, строившихся одновременно, были будто-бы, по ошибке, отосланы не по назначению: в Киев прислали проект театральнаго здания, предназначавшагося для Житомира и на оборот. По бокам театра находится тенистый сквер". То, что пишет Андреев, что якобы перепутали проекты житомирского и киевского театров – это чья-то шутка, придуманная еще в XIX веке, и в которую до сих пор почему-то верят житомирские и киевские краеведы. Никто ничего не перепутал. Оба театра действительно одновременно проектировал Иван Васильевич Штром, но с учетом численности населения городов. В Житомире тогда проживало около 40 тысяч человек, а в Киеве примерно в полтора раза больше. Театр в Житомире был запроектирован с залом на 650 мест, а в Киеве соответственно на 900. Ложи в Киевском театре располагались в четыре яруса (в Житомире в два яруса). Пол в зрительном зале в Киеве был подъемный - соединялся во время бал-маскарадов со сценой (был ли пол подъемным и в Житомире – пока выяснить не удалось). Известно, что киевский театр был заложен 15 июля 1854 года, открыт 2 октября 1856 года, а сгорел 4 февраля 1896 года. Находился он на том же месте, где в настоящее время находится Оперный театр.

В своей книге "Люди русского искусства" о житомирском театре Лев Вениаминович Никулин (настоящее имя и фамилия - Лев Владимирович Ольконицкий), отец которого работал антрепренером и актером в житомирском театре, вспоминал: "Это был настоящий театр, уютный и благородный зал с ложами бенуара и бельэтажа, с превосходной акустикой. Зал был почти круглый, и слово, произнесённое на сцене шепотом, слышалось так, точно вам прошептали его на ухо. Плафон театра был расписан летающими пухлыми купидонами и томно улыбающимися музами, лирами и гирляндами роз…". Основателем труппы театра и ее художественным руководителем стал выдающийся польский писатель и общественный деятель Юзеф Игнацы Крашевский (1812 – 1887). Он же был и автором ряда пьес, которые ставились в театре. Юзеф Крашевский жил в Житомире с 1847 по 1858 год на Любарской улице в доме № 5. Дом сохранился, на его фасаде установлена мемориальная доска. На должность административного директора театра Крашевский пригласил своего приятеля из Львова известного театрального деятеля Адама Миклашевского. Труппа ставила спектакли на польском и украинском языках. В 1865 году, после поражения польского восстания, эта труппа была распущена. Этот факт получил скандальную огласку на страницах газеты «Колокол», издававшейся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции.

На сцене житомирского театра начинали свой творческий путь такие знаменитые актёры как Митрофан Трофимович Иванов-Козельский и Николай Николаевич Синельников. Здесь выступали Михаил Щепкин, Айра Олдридж, Леонид Собинов, Томмазо Сальвини, Михаил Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Вера Комиссаржевская, Иван Козловский и много других выдающихся артистов. Всех и не перечислишь. Иван Тургенев здесь слушал выступление французской певицы Полины Виардо. Огромным успехом пользовались пьесы Ю.Крашевского, М.Старицкого, П.Мирного, М.Аркаса, П.Нищинского, И.Карпенко-Карого, А.Островского, А.Сумбатова-Южина, А.Толстого, Ф.Достоевского, В.Шекспира и многих других драматургов.

28 апреля 1874 года в театре состоялся концерт известного композитора и пианиста Юлиуша Зарембского, который родился и провел часть своей короткой жизни в Житомире. Он умер в возрасте 31 года и похоронен на Польском кладбище в Житомире. 21 августа 1897 года в этом театре состоялся первый в городе сеанс кинематографа. В 1918 году на Театральной площади перед зданием театра впервые в Житомире отметили Первомайский праздник. Трибуной был балкон, который служил и крышей портика перед входом в театр. Здесь проходили митинги, и даже парады. В феврале 1919 года житомирский театр был национализирован, и в нем сразу ввели должность комиссара. В августе 1920 года театру было присвоено имя Т.Г. Шевченко. Тогда же в театре Степан Бондарчук и его жена Софья Мануйлович создали украинскую труппу «Незалежний театр». В 1922 году «Незалежний театр» прекратил свое существование, а большинство членов труппы переехали в Киев и влились в театр «Березіль». На сцене театра в 1926 году произошла дискуссия между епископом Степаном Орликом и наркомом просвещения Анатолием Луначарским. В 1928 году тут читал стихи Владимир Маяковский.

В 1934 году в Житомир переводят Киевский передвижной театр имени КОСПС (Киевского областного совета профсоюзов), который в 1937 году стал театром имени Щорса. Он просуществовал до 1941 года. Во время оккупации Житомира основной состав труппы находился в Средней Азии, но после войны они не вернулись в Житомир, переехав сначала в Ужгород, а затем в Запорожье. В январе 1944 года была создана новая труппа, в состав которой вошли ряд актеров, которые работали в театре до войны. Так начал свою новую творческую жизнь нынешний театр. Примечательно, что свой первый спектакль «Наталка-Полтавка» он поставил 8 января 1944 года, ровно через неделю после освобождения Житомира. На представлении присутствовал командующий войсками 1-го Украинского фронта Николай Федорович Ватутин. В 1945 году театр получил название «Житомирский областной украинский музыкально-драматический театр». И с этим театром я знаком как зритель еще со времен моей ранней юности. Билеты на галерку тогда стоили дешево (по той же цене, что и билеты в кино), и я старался не пропустить ни одного нового спектакля.

Здание театра сохранилось. Оно является памятником архитектуры и одним из символов старого Житомира. Планировка помещений, интерьеры и внешний вид здания в основном сохранилась в первоначальном виде. При ремонте здания в 1896 году в зрительном зале установили чугунные подпорки для поддержки верхних ярусов, а в 1957 году портик на главном фасаде перед входом в театр превратили в тамбур. В 1966 году театр переехал на площадь Ленина (ныне Соборная) в новое здание на 950 мест с большим и малым залами по проекту архитекторов Б. Жежина и В. Пироговского. А старое здание театра вначале стало городским Домом культуры, а с 1982 года – Житомирской областной филармонией.

Идея построить в Житомире новое здание театра, видимо возникла после того, как в Московском Кремле снесли уникальное здание Оружейной палаты, построенного в 1807—1810 годах выдающимся архитектором И. В. Еготовым в стиле ампир, и на его месте построили в 1961 году Кремлёвский дворец съездов (теперь он называется Государственный Кремлёвский дворец). Житомирскому Обкому Коммунистической партии (других партий тогда не было) тоже захотелось иметь свой дворец для областных партийных конференций. В зале старого театра на Пушкинской улице уже не умещались делегаты партийных конференций. Под предлогом того, что старый театр на Пушкинской улице якобы находится в аварийном состоянии, удалось получить разрешение и деньги на строительство из государственного бюджета. Вообще то первоначально проект нового здания театра был составлен на 600 мест, в соответствии с разрешением правительства, но удалось добиться решения на его перепроектирование на 950 мест. Фасад нового театра очень похож на фасад Кремлевского дворца. В строительстве театра использованы нетрадиционные в то время строительные материалы: алюминий, стеклопластик, а также гранит, мрамор, известняк. С правой стороны театра был фонтан, который через несколько лет снесли. Чтобы как-то заполнить пустующие места в этом большом зрительном зале на производствах и в учебных заведениях выдавали в большом количестве бесплатные билеты за счет средств профсоюзных организаций.


Имя Ивана Кочерги было присвоено театру в 1981 году постановлением Совета министров УССР, когда праздновался 100-летний юбилей этого известного драматурга, прожившего в Житомире около 20 лет и написавшего здесь большую часть своих произведений. На сцене житомирского театра поставлены практически все его пьесы, в том числе лучшие из них: «Алмазне жерно», «Ярослав Мудрий», «Фея гіркого мигдалю, «Марко в пеклі». В 2012 году житомирский театр стал академическим. А совсем недавно в жизни Житомирского театра произошли еще два изменения – он сменил свое название и стал предприятием. На сессии Областного совета депутатами было принято решение изменить название «Житомирский областной украинский музыкально-драматический театр им. И.А. Кочерги Житомирского областного совета» на «Коммунальное предприятие "Житомирский академический украинский музыкально-драматический театр им. И.А.Кочерги" Житомирского областного совета».


В Житомире были еще и летние театры для проведения театральных и музыкальных представлений на свежем воздухе. Появились они в конце XIX - в начале XX века. Тогда в Житомире директором-антрепренером был потомственный театральный деятель Г.Я Штейн, который ежегодно на актерской бирже в Москве заключал контракты с известными оперными артистами. Возросло на Украине и число украинских театральных трупп. В 1890 году их насчитывалось порядка тридцати. Все они в разное время гастролировали в Житомире, в основном на сценах летних театров, наиболее известными из которых были «Аркадия» и «Зеленый театр».

В конце XIX века на углу Киевской улицы и переулка Шпильберга известная в Житомире домовладелица Циля Шпильберг в своей усадьбе создала парк, назвав его «Аркадия», с небольшим деревянным летним театром. Театр тоже назывался «Аркадия». Аркадия - место беспечной, счастливой, беззаботной жизни, идиллического счастья (от древне-греческой области Аркадии, которая в поэзии изображалась как страна блаженного пастушеского существования). В этом театре в ознаменование столетнего юбилея А.С. Пушкина в 1899 году товарищество оперных артистов под руководством Г.Я. Штейна поставило оперу «Пиковая дама». На сцене театра «Аркадия» устраивались концерты, спектакли, и, как утверждают старожилы, уже в то время проходили конкурсы красоты. В 1923 году на месте бывшего парка "Аркадия" построили первый в Житомире стадион "Спартак", а переулок Шпильберга, в котором жила Циля Шпильберг, переименовали в Парковый переулок в память о парке, который находился рядом.

А в 1912 году в конце Четвертого бульвара с левой его стороны на склоне в саду О.Я Хорошанского открылся еще один летний театр. Он был деревянный и выкрашен в зеленый цвет. Поэтому его житомиряне прозвали «Зеленый». Крыша в этом театре была только над сценой и в боковых проходах, где зрители могли укрыться во время дождя. Театр Хорошанского начал сезон с выступления опереточной украинской труппы Н. Кравченко и М. Кучерука. Газета «Волынь» 5 мая 1912 года об этом выступлении писала: «Общее впечатление от первого спектакля целиком на пользу трупы ... Говорят, что житомиряне не любят малороссов. Отчетное представление показало, что это не совсем так. Театр был переполненный. Буквально яблоку негде было упасть. В саду также масса народа. Успех, как материальный, так и художественный, полный». В середине ХХ века сад Хорошанского стал частью городского парка (ныне имени Юрия Гагарина), а Четвертый бульвар его главной аллеей. Зеленый театр действовал до конца 1970-х годов.

Вместо бывшего «Зеленого» театра Хорошанского в парке имени Юрия Гагарина в 1980-х годах построили новый летний театр «Ракушка». Поместили его в бывшем саду барона де Шодуара и на части Лермонтовской улицы. Для этого пришлось отрезать Лермонтовскую улицу от 4-го Чудновского переулка, с которым она раньше соединялась, вырубить в парке вековые дубы и перенести статую Артемиды (Дианы) на новое место. Как недавно стало известно, после успешного выступления в Юрмале команды КВН «Девчонки из Житомира» у мэра города Владимира Дебоя возникла идея накрыть «Ракушку» структурным сводчатым покрытием. Уже составлен проект и выделены деньги на реконструкцию из государственного и местного бюджетов. От существующего в нынешнем виде летнего театра почти ничего не останется. Кроме того, что над «Ракушкой» появится крыша, будет заменено все, начиная от тротуарной плитки, лавочек, фонарей и заканчивая установкой новой сантехники, приборов для обогрева помещения и подогрева воды. Вместимость «Ракушки» станет две тысячи зрителей.

Ни один зрительный зал в Житомире в 1980-х годах не мог вместить желающих посмотреть выступления звезд эстрады и концерты столичных эстрадных коллективов. Их выступления проводились на футбольном поле центрального стадиона. Помню, что во время концерта популярного эстрадного певца Валерия Леонтьева начался дождь, который чуть не сорвал его выступление. Но Валерий Яковлевич, совершенно промокший от дождя, все же продолжил свое выступление до конца. Коллективы столичных театров в Житомир в те годы не приезжали. Они отказывались ездить на гастроли в города, где зал был менее чем на 1500 мест. Тогда возникла идея построить в Житомире еще один Гастрольный театр с залом на 1500 мест. Инициатором строительства Гастрольного театра тогда был первый заместитель Житомирского горисполкома Владимир Федорович Никулин. Он добился разрешения на проектирование и строительство в Совете Министров СССР, организовал его проектирование, финансирование и строительство. Автор проекта - архитектор Б. Я. Кучер. Место для театра выбрали на Старом бульваре. В 1989 году уже была закончена кирпичная кладка стен, завезены металлоконструкции для перекрытия основного зала и сцены, а над остальными помещениями даже выполнена кровля. Планировалось ввести в эксплуатацию театр в 1990 году. Но уже началась агония политической и экономической системы Советского Союза. У руководителей города появились совсем другие заботы. Выделенные деньги на строительство растранжирили, металлоконструкции порезали и сдали в металлолом, окна, двери, трубы и радиаторы растащили. Прошло уже 22 года. Стены заброшенного и забытого строительства Гастрольного театра стоят и поныне за высоким забором как символ бесхозяйственности руководства области и города. Говорят, что кто-то из «новых украинцев» уже купил этот недостроенный театр по дешевке.




Иллюстрации верхнего ряда:
  1. Первая слева – Первый житомирский театр. Современный рисунок из архива Н.Е. Кострицы.
  2. Вторая – Генерал-майор Синельников Николай Петрович. 1880-е годы. Фрагмент картины художника Константина Маковского.
  3. Третья – Академик архитектуры Иван Васильевич Штром, автор проекта театра в Житомире. Портрет неизвестного художника. Источник - http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200702112
  4. Четвертая – Здание театра на Пушкинской улице. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
  5. Пятая – Здание театра на Пушкинской улице. Фото 1965 года, автор – Борис Дубман.
  6. Шестая - Здание театра на площади Ленина (ныне Соборная). Фото второй половины 1960-х годов, автор - Игорь Козюлин.

Иллюстрации нижнего ряда:
  1. Первая слева – «Зеленый театр» Хорошанского в городском парке. Фото 1975 года из архива А.И. Магаз, автор неизвестен.
  2. Вторая – Летний театр «Ракушка» в городском парке. Фото 2011 года, автор - Анатолий Магаз.
  3. Третья – Проект реконструкции летнего театра «Ракушка» на 2 тысячи мест. Источник - zhzh.info.
  4. Четвертая – Проект зрительного зала на 1500 мест недостроенного Гастрольного театра на Старом бульваре. Из архива В.Ф. Никулина.
  5. Пятая – Заброшенное и забытое строительство Гастрольного театра на Старом бульваре. Фото 2012 года, автор - Анатолий Магаз.
Автор: Борис Дубман, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info
Місто | 26.09.2012 | Переглядів: 12271
Коментарів: 3
magazai
1 may (magazai)   • 20:15:55, 27.09.2012 [Материал]

Спасибо!Очень емкая, познавательная статья.Хорошо освещена роль губернатора Синельникова Николая Петровича, Волынского губернатора,который оставил Житомиру прекрасный городской театр.Из статьи мы видим как "тянулись" к прекрасному во все времена житомиряне.
Cobalt
2 Cobalt (Cobalt)   • 20:40:19, 27.09.2012 [Материал]

Очень познавательный материал. Спасибо за статью.
dubman
3 Boris (dubman)   • 14:54:03, 18.10.2019 [Материал]

В этот очерк за посление годы я внес изменения и дополнения. Читать в исправленном виде лучше тут: https://www.proza.ru/2012/09/23/650