Уже в октябре состоятся местные выборы и сейчас самое время подводить итоги. Власть будет пытаться показать свои достоинства, а новые кандидаты станут доказывать, что были рядом с нами все эти 5 лет, а не просто появились на горизонте в канун избирательного процесса. Как изменился Житомир за эту каденцию, какие ошибки допустила действующая власть и почему в депутатском корпусе нет оппозиции, мы поговорили с главой общественной организации «Антикорупційний рух Житомирщини» Евгением Демчиком, который на днях заявил о своём намерении баллотироваться в депутаты городского совета и на должность мэра города от «Радикальной партии Олега Ляшко».
- До дня местных выборов в Украине фактически остаётся два месяца. Можно ли с уверенностью сказать, что Житомир не такой, каким был 5 лет назад?
- Говорят, чтобы оставаться на месте, нужно бежать. А чтобы чего-то достичь, нужно бежать как минимум вдвое быстрее. Действующий мэр Сергей Сухомлин выделился среди всех предыдущих мэров своими масштабными планами. Вспомните, аэропорт, мусороперерабатывающий завод, емкий ремонт водоканала, замена труб теплокоммунэнерго, ремонт стадионов, строительство школ, реконструкция садиков. Кажется, что сделано много, но при этом вопросы к качеству выполнения этих работ никуда не деваются, как и вопрос насколько оправданы бюджеты этих проектов.
- Оценят ли житомиряне масштабные проекты?
- С точки зрения обычного жителя города изменилось в Житомире не много. Да, отремонтировали центр, привели в порядок тротуары, но Полевая, Крошня, Малеванка, Маликова, Богуния остались с теми же разрушенными тротуарами.
Да, может быть когда-то мусороперерабатывающий завод и заработает, но это не поменяет ситуации с качеством вывоза мусора.
Да, власти кинулись перед выборами ремонтировать дороги, но даже на центральных улицах полно больших ям и текущие ремонты, как мы видим, никто не делает.
Да, водоканал третий год осваивает кредит в десятки миллионов евро, но от этого качество воды не улучшается и дешевле она не становится.
Для обычного житомирянина по этим критериям, по вещам, с которыми он сталкивается каждый день, жизнь в лучшую сторону в городе не поменялась. И, как мы видим, до конца каденции реализовать свои проекты на 100% у Сергея Сухомлина не хватит времени. Тут уже выбор за житомирянами: избрать человека, который видит проблемы под ногами или дать действующему мэру закончить космические проекты.
- Можете назвать топ-3 провалов действующей власти?
- Во-первых, это транспортная реформа, которая так и не случилась. Городская власть отсутствие реформ в транспортной сфере закрывает повышением стоимости тарифа, экономического обоснования которому нет, ничего в качестве пассажироперевозок в городе фактически не изменилось. Каждый раз при повышении стоимости нам обещают блага, о которых забывают сразу же, как только решение исполкома подписано. В итоге – перевозчики ликуют, а пассажиры остаются обманутыми. Повышение стоимости проезда – это не реформа.
- Каких вам еще реформ не хватает?
- В городе 5 лет пытались создать новую транспортную сеть, но исполком её не принял. Она непродуманная, в ней непонятна роль коммунального перевозчика ТТУ.
ТТУ должно быть генеральным перевозчиком, чтобы город не был загружен транспортом, чтобы предприятие могло зарабатывать и развиваться, и чтобы у него была возможность отбивать кредиты, которые взял город.
Яркой иллюстрацией непонимания чего власть хочет – это автобусный парк ТТУ. Мало того, что предполагалось за 60 миллионов купить 40 автобусов, а в итоге хватило денег всего на 17, и то они оказались неэкономичными, расход порядка 40 литров. Ни один здравомыслящий частный перевозчик не покупает такие автобусы. Еще автобусы не помогли ТТУ разбить монополию частных перевозчиков, как предполагалось, их намеренно сняли с рентабельного маршрута. В результате такой работы, убыток автобусного парка только за 2020 год составляет около 5 миллионов гривен. Кто понесёт ответственность за эти убытки?
- Почему вы начали именно с транспорта?
- Проблемы трамвайно-троллейбусного управления мне близки. Я думаю, что если ничего не поменять, будущего у этого предприятия нет. И это печально. За каждым работником стоит его семья. Многие в ТТУ вообще работают семьями. Что будет с ними? Я все еще чувствую свою ответственность.
Моё назначение на должность директора этого предприятия было очень символичным (Евгений Демчик с 2018-2019 год был директором ТТУ – ред.). Мой отец работал в трамвайно-троллейбусном управлении, а через много лет я его возглавил. В коллективе даже есть несколько человек, которые с ним работали. Поэтому я чувствовал двойную ответственность.
- Ваш личный конфликт с мэром исчерпан?
- Конфликта у нас как такового не было, были «вливания» его окружением, в частности уже бывшего заместителя мэра Дмитрия Ткачука, в уши мэра разных сфабрикованных историй. Меня незаслуженно обвиняли, обливали грязью, потом Сергей Сухомлин делал это публично на предприятии. Доказательств никаких так и не было предоставлено, никто не извинился. Накал дошел до такой степени, что мне дали два выговора, были назначены проверки, сфальсифицированы их результаты, из-за которых меня и уволили. И всё это потому, что я не молчал. Я публично рассказывал о том, как на второй день после моего назначения ко мне пришли сотрудники СБУ относительно покупки предприятием валидаторов, о том, как предприятие КП «Житомиртранспорт», которое возглавлял тогда депутат и близкий друг Ткачука – Иван Фурлет, получало деньги от ТТУ за услуги, которые не предоставляло. И многие другие вещи, о которых, приближенные к власти знают, но предпочитают молчать. При моей оппозиционности, если бы действительно взял бы себе хоть копейку, то меня бы уже давно посадили.
Сейчас дело по восстановлению на должности директора ТТУ в судах. Заангажированность этой ситуации была сразу видна, потому, что, когда меня пытались «съесть» на моей должности, депутаты собирали заседания наблюдательного совета чуть ли не каждую неделю. За год, пока идут суды, и я там не работаю, наблюдательный совет судьбой ТТУ не особо интересуется. Не странно?
- Еще провалы у власти были?
- На втором месте, по списку, разумеется, но не по важности – это ситуация с медициной. Все эти годы ею руководили выходцы из частной медицины и вполне ожидаемый результат, что к концу каденции коммунальная медицина практически разрушена. Бывший заместитель Сухомлина Матвей Хренов владеет клиникой «Відновлення». По странному стечению обстоятельств коммунальные физиотерапевтические отделения за эти годы не развивалась, а уничтожалась. В то время начальницей управления здравоохранения была Мария Мисюрова директором ООО «МДЦ Эксперт Житомир». Более полутора лет она заместитель мэра по гуманитарным вопросам. Вы сами себя спросите: зачем этим людям развивать коммунальную медицину? Никогда частники, пришедшие во власть, не будут поддерживать своего конкурента. Поэтому, когда случилась история со второй больницей имени Виктора Петровича Павлусенка, статус опорности которой потерялся «случайно», я совсем не удивился. Чтобы исправить намеренную, по моему мнению, ошибку чиновников, нам потребовалось полгода работы.
Из этого, кстати, вытекает третья, и, как по мне, самая существенная ошибка действующего мэра – это его команда.
- Но люди ведь голосуют конкретно за мэра, с командой он всех знакомит, когда факт избрания уже состоялся.
- Согласен, поэтому это на 100% его ответственность. По мнению среднестатистического житомирянина, мэр – это человек, который должен контролировать всё: начиная от вывоза мусора и покошенной травы, до реконструкции стадиона или шоссе. При этом даже если в поликлинике с вас потребуют заплатить за бесплатный анализ – виноват тоже мэр. Или если нагрубили в трамвае.
Одному человеку уследить за всеми процессами – физически невозможно. При чём, многого мы не видим, ведь примерно 70% работы находится не на поверхности. Один человек не может проконтролировать всё, поэтому ему нужна активная, профессиональная и преданная команда.
- Чего тогда не хватило?
- Единственное, что было – это активность. Тут спорить не приходиться. Только проявлялась она в части отстаивания своих интересов, при этом бывало, что они противоречили интересам самих житомирян. Вспомните хотя бы историю с разметкой на Площади Соборной. А таких примеров – десятки. Относительно профессионализма, то его отсутствие доказано качеством выполнения всех городских работ за бюджетные деньги. Все делалось, как говоря, со спущенными рукавами. Причиной является еще и отсутствия контроля. В мэрии никто ни за что не отвечает, поэтому никто ничего не боится.
Впоследствии весь негатив ложится на мэра. И это правильно. Кадровая политика – это его ответственность, это были его люди, часть из которых сбежала, когда позиции Сухомлина начали сдавать. Тут уже вопрос преданности. Сейчас эти люди всплыли в других политических проектах, обещают нам хорошую жизнь, если проголосуем.
- В какой мере депутатский корпус ответственен за происходящее в городе?
- У людей нет понимания, что не только чиновники несут ответственность за то, что происходит в городе, но и депутаты.
Это не просто 42 человека, которые сидят и решают, куда выделить деньги, а куда нет.
Поэтому если что-то в городе не так, если плитка криво лежит, а подрядчику за это заплатили, то это в том числе и потому, что депутаты не проконтролировали действия чиновников, подрядчиков или использование бюджетных денег, лишний раз вовремя что-то не спросили, не потребовали отчета. Поэтому это обоюдная ответственность. Потому, что у нас интересно получается: если что-то плохое – виноват мэр, если хорошее – депутаты тут, как тут. Отвечать должен и мэр, и чиновники, и депутаты. Тогда это будет честно.
- Несмотря на то, что в городском совете представлены фракции многих политических партий, фактической оппозиции мэру нет. По вашему, это дело рук самого мэра, приручившего своих оппонентов, или просто «зубатых» не нашлось?
- Скорее, первое. Многие депутаты городского совета стали возглавлять коммунальные предприятия или им были продолжены контракты, кто-то приватизировал недвижимость, многие получили места под МАФы. Некоторые получали подряды через свои фирмы или фирмы к ним приближённых. И конечно мэр делал это всё намеренно. Большинство депутатского корпуса у него на крючке.
От этого значительно, по моему мнению, страдали житомиряне. Критиканство – это плохо, а вот конструктивная критика – правильно. К сожалению, многие депутаты вспомнили об этой опции только в этом году, зная, что впереди местные выборы. Удобно. И рыбку съели…и перед избирателями не должно быть стыдно, якобы же работали. Но это лицемерие.
Я всё вспоминаю сессии, на которые житомиряне приходили с плакатами отстаивать свои интересы и права. И вспоминаю, как их депутаты сидели, пряча глаза. Некоторые люди даже не знали, что это именно их депутат. Скажите, зачем им тогда выбирать таких представителей своего округа? Чтобы он решал свои дела, а люди сами ходили отстаивать свои интересы? Таких историй за эти 5 лет были десятки.
- В конечном итоге роль оппозиции выполняют активные житомиряне, как и вы. Имеет ли эта группа людей потенциал стать хорошими представителями житомирян в городском совете?
- Хорошо, что житомиряне неравнодушны, проявляют инициативу и хотя бы так отстаивают интересы своего микрорайона. Если человек имеет какой-то опыт за спиной, какие-то достижения, у него есть компетентность, очень хорошо, если он займёт своё место среди представителей житомирян в депутатском корпусе.
За последние 5 лет наша общественная организация «Антикорупційний рух Житомирщини» доказала, что контролируя власть, направляя её, в городе можно изменить многое. Но на это потребуется много сил, упорства и времени. Гораздо быстрее процесс будет запущен, если при власти будут небезразличные, и, идеально было бы, еще и внимательные к мелочам, люди, готовые к радикальным изменениям. Поэтому я принял решение для себя баллотироваться на должность мэра Житомира от «Радикальной партии Олега Ляшко». Рисовать стратегии развития города - это замечательно. Но может достаточно мы наелись красивых картинок, презентаций и слайдов? Какой смысл писать эти стратегии, если ты не выполняешь её пункты? Я готов действовать, у меня есть опыт, а прислушиваясь к мнению и желаниям общественности, можно построить тот самый Житомир, каким мы хотим его видеть – успешным, современным и комфортным, с властью, которая слышит и выполняет пожелания житомирян.
-Хватит с Житомира семейства Розенблатов.