Через год после смерти Егора Летова во многих городах «виртуального СССР» проходили концерты его памяти. Но для Украины,
если не брать во внимание «побренчали на расстроенной гитаре «Все идет
по плану», подобное событие является уникальным. И состоялось оно 20
февраля в городе Житомире, а именно в местном Дворце Культуры.
Состоялось, несмотря на различные проблемы с
помещением и аппаратурой и, одновременно, благодаря организаторам в
лице местного ска-панк коллектива «Луна под Пресом» и его
«одноименного» лидера Саши Преса.
Начало фестиваля, получившего
название «
...Конец никогда не наступит…», было запланировано на 18.00.
Старт, очевидно, дали вовремя. Ибо автор, по причинам присущей
славянскому человеку привычки и не вполне зависящих от нее
обстоятельств, опоздав где-то на полчаса, услышал лишь объявление
следующего участника. Им оказалась команда Flash Back. Даже во время
исполнения ГрОбового «Раздражения», вместо Летова в памяти потихоньку
всплывали мотивы обожаемого в подростковом возрасте Курта Кобейна.
Посему выполненный в завершении кавер «Нирваны» удивления уже не
вызвал.
После гранжовиков из Flash Back последовало немалое
количество не совсем качественной, но, что наиболее важно, достаточно
искренней музыки. Как начитывал в тот же вечер на концерте в первой
столице Украины вокалист, басист и текстовик «Не грузовиков» Ростислав
Чабан, «главное – не бояться всё время что-нибудь осуществлять». Самому
и свое. Об этом не раз говорил Егор, лишь с большой оговоркой
называющий музыкой свои эксперементы с «Гражданской Обороной»,
«Коммунизмом» и собственным проектом «Егор и Опизденевшие».
Порадовало,
что большинство участников импровизировали как с музыкой, так и с
текстами, в чем особенно преуспел «Золотой миллион». Интрига вокруг их
выступления закрутилась уже, когда мегадрайвовый ведущий Вадик Мепс
назвал стиль, в котором ребята ищут себя – авангард-реп-кор. Вот так,
не в миллионном составе, а лишь вдвоем да при помощи электроники,
накладок и голоса «извне» (точнее - из произведения нашего
соотечественника Чака Паланика), был выполнен, мягко говоря, не совсем
традиционный вариант знаменитого гимна начинающего гитариста «Все
идет…».
От оригинала только и осталось, что припев. Это вызвало
недовольство публики, вопросительно требовавшей: «Где ГрОб?!». А ведь
сам Егор негативно воспринимал появление бесчисленного множества своих
клонов. Зачем делать то, что уже было? Весь его путь – борьба за
возможность быть собой. Борьба, с которой он вышел победителем. Борьба,
к которой призывал каждого из нас.
Так что ребят стоит похвалить
за отважные, пусть и не совсем уверенные попытки. А любители
«аутентики» смогли разрывать глотку в акустически-бесшабашных
антрактах, где особенно преуспели Мепс с Пресом. Последний и «замкнул
мышеловку». Неожиданно. В тот момент, когда аудитория ожидала еще
кусочек сыру.
К слову, об аудитории. Результат смешания банки
джема с чайной ложкой, выражаясь помягче, "дегтя" можно со спокойно
душой выливать на помойку. Поймите: нажраться, проорать, протолкатся
(дело не в слэме) и побыковать, еще не значит вспомнить о Егоре. Кто не
понимает... Где охрана?!
Возвращаясь к нашим участникам, не обойду вниманием гостей из Острога,
разделенных выступлением нью-металлических Red Notов. У Acris имелись
определенные неувязки с выводом вокала. Это, однако, не помешало им
стать заметным бойцом в музыкальном отряде. Тем более, что проблемы со
звуком ощущались на протяжении всего вечера. «Комісія» же отыграла
интересный и неплохого уровня пост-панк. Правда, под конец зал начал
понемногу засыпать.
Разбудила публику «житомирская тройка».
«Эклектика», «Арматура Джем» и «Луна под Пресом» стали своеобразными
«хедлайнерами» фестиваля.
Эти группы нет смысла сравнивать –
столь уж они различны. Но это не помешало им захлестнуть меня одной
большой волной. Волной качественной музыки и общей борьбы. «Эклектика»
начала рвать тех, кого не порвали горячительные напитки. После чего
творческое «наваждение» нашло на ребят из «Арматуры». Особенно – на
харизматичного лидера Алексея Хабарова и Большого гитариста с маленьким
прозвищем Манюня.
Композиции «Попса маст дай!», «Жертва масової культури» стали одной
смысловой цепью, объединившей «бойцов невидимого сопротивления» (как
пел Дима Голуб) под названим «житомирский андеграунд». В этот вечер
панками в летовском смысле слова были даже парни из «Эклектики»,
обитающие в других музыкальных измерениях.
Окончательно додавил (но не подавил) всех в слегка «ленинградском», но
менее брутальном, стиле вездесущий Прес со своей бандой. Мощный драйв,
эксцентричность, неимоверная энергетика - какая-то незримая сила. И не
все так весело в песнях «Луны», как может показаться сперва.
Присутствует что-то другое: вера в то, что «конец никогда не наступит».
Именно с ней я покидал стены ДК в «городе на букву Ж.». А также с
надеждой, что этот фестиваль станет ежегодным и каждый, кто хоть чем-то
причастен к фронту борьбы с примитивом массовой культуры, совершит свое
деяние, тем самым продолжив дело Егора Летова.
P.S. Средства, вырученные от продажи билетов, будут перечислены на установку памятника Егору Летову в городе Омск.
Максим Колос
IBM, невже тебе дивує, що хтось може відверто подякувати за організацію фесту?