Создание советской политической системы с самого начала ее существования шло наряду с развитием мощного репрессивного аппарата.
Террор и насилие стали основным орудием
большевиков в борьбе за построение социалистического общества. Одной из
первых жертв красного террора в масштабе страны стал наш земляк,
уроженец Житомира А. М. Щастного. Бывший адмирал царского флота, который
добровольно перешел на сторону советской власти, провел блестящую, с
точки зрения военного искусства, операцию. В феврале-апреле 1918 года он
возглавил переход кораблей Балтийского флота из Ревеля (Таллина) и
Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт и спас эскадру от захвата
немецкими войсками. За этот героический поступок его был несправедливо
обвинен в измене, в связях с немцами, и по приказу Л. Д. Троцкого в июне
1918 года расстрелян. Теперь одна из центральных улиц Житомира, где
родился А. М. Щастного, носит его имя.
Напомним, что волна
большевистского насилия заполонила Житомир еще в 1919 году, когда здесь
жили многочисленные карательные органы: революционный трибунал,
чрезвычайная комиссия и другие. Они были созданы для борьбы с
вооруженным сопротивлением той части населения, которая не желала
принимать новую власть.
В начале 20-х годов большевики крепко
держались только в городах, сельская же местность почти полностью
находилась под контролем многочисленных повстанческих отрядов, по
официальной терминологии - «банд». Для борьбы с повстанческим движением
губернском военно-революционном штаба, действовавшего в Житомире,
предоставлялись чрезвычайные полномочия. Несмотря на жестокие меры со
стороны большевиков, повстанческое движение на Волыни, и в частности в
окрестностях Житомира, не спадал до 1923 года.
В марте 1923 года
в Житомире состоялся суд над участниками так называемой Волынской
повстанческой армии (ОНА). По его приговору были расстреляны 65 человек,
десятки арестованы в тюрьмы и лагеря. Из почти 700 человек, проходивших
по этому делу, большинство не имели к ней никакого отношения. Процесс
были сфальсифицированы с целью уничтожения потенциальных врагов
советской власти и запугивание местного населения.
Кроме ВПА, в
Житомире в начале 20-х годов было «разоблачено» еще целый ряд подобных
организаций, в частности «Организационное бюро группы федералистов»,
которые «стремились разорвать государственный союз страны с Советской
Россией, отделиться от РКП (б), создать националистическую партию УКП
(б) ».
В то время действия советских карательных органов еще не
были окутаны завесой таинственности. Списки арестованных, расстрелянных,
репортажи с судебных процессов широко освещались в местной прессе.
Особым
гонениям и репрессиям со стороны советской власти подвергалась церковь.
В 1921-22 годах проводилась кампания по изъятию церковных ценностей -
золота, серебра, драгоценных камней тошо. При этом, как правило,
уничтожались уникальные произведения искусства. Отдельные представители
духовенства решались высказывать открытый протест против подобных
действий власти. Большую огласку получил процесс против священника
Житомирского Свято-Мы-колаивського братства Аркадия Остальсь угодно.
Особенно поразила жителей Житомира трагическая гибель настоятеля
кафедрального костела ксендза Анджея Федуковича. Не выдержав постоянных
травли со стороны властей, клеветы о сотрудничестве с ГПУ, он прибег к
высшей форме протеста - самоубийства. На скале «Голова Чацкого» облил
себя керосином и совершил самосожжение.
Репрессии против церкви
продолжались на протяжении всего существования советской власти. Массово
закрывались и уничтожались сотни культовых сооружений: церквей,
костелов, синагог, кирх. Так, в конце 30-х годов из 16 церквей,
действовавших в Житомире до октябрьского переворота, функционировали
лишь Николаевская на Смолянскому кладбище, Яковлевська - на нильскому и
старообрядческая - на Каракуль. Остальные культовых сооружений были
преобразованы в склады, амбары, клубы, а лютеранская кирха - в
спортивный зал общества «Динамо». В Свято-Прсображснському кафедральном
соборе расположился «Общество воинствующе безбожников». Существовал даже
проект его сноса под строительство помпезного Дома Красной Армии.
Стабилизация
политической ситуации в государстве, введение «новой экономической
политики» (НЭП), несколько смягчили репрессивное давление властей на
население. Середина 20-х годов стала периодом относительного либерализма
и свободы. Вмешательство правительства в частную жизнь отдельной
личности и общественных групп ограничивалось только реагированием на
открытые выступления против советской власти. Однако ЦС не означало
полного прекращения действий репрессивных органов. По-прежнему все
жизненно важные процессы неуклонно держались под контролем партии. ГПУ,
цензуры и т.д.. Для этого воздерживался разветвленный
агитационно-пропагандистский аппарат, который формировал
коммунистическое мировоззрение населения.
Мощным инструментом
воздействия на сознание граждан была пресса. Все дореволюционные издания
прекратили существование, вместо них появилась новая советская пресса,
которую надежно контролировала Коммунистическая партия.
После
установления советской власти в Житомире был начат выпуск ряда новых
изданий. Первая советская газета на Волыни была основана еще в период
гражданской войны. 17 марта 1919 начали выходить «Известия Житомирского
военно-революционного комитета». Однако в связи с боевыми действиями
выпуск газеты неоднократно прекращалось. Регулярное ее выход
возобновился лишь в июне 1920 года. В последующее время газета несколько
раз меняла свое название, издателей и учредителей. 1 августа 1924 она
стала называться «Советская Волынь», а с 7 ноября 1937 года - «Красное
Полесье». В разное время в редакции работали драматург И. А. Кочерга,
баснописец Никита Годованец, писатели Остап Демчук, Василий Земляк, Яков
Стецюк.
С 1919 года в Житомире начала выходить молодежная газета
«Красный клич», орган Волынского губкома комсомола. Ее преемницей стала
газета «Пути красной молодежи», а с 1938 года - «Сталинское племя».
Особого
внимания придавалось идеологической обработке молодежи, которую массово
привлекали в ряды пионерии и комсомола. В Житомире организацию «Юных
спартаковцев» (так первоначально назывались пионеры) была создана в
марте 1923 года. Общегородское собрание объединили разрозненные детские
коллективы в единую организацию, был избран городской комитет.
Впоследствии эту добровольную организацию, созданную по образцу
европейских скаутов, было крайне политизировано, ее деятельность строго
регламентировалась партийными и комсомольскими органами.
В 1934
году в Житомире, на улице Михайловской (тогдашняя Горсовета), был открыт
городской Дворец пионеров. В мае 1935 года его посетил секретарь ЦК КП
(б) Украины П. П. Постишсв.
В будничной жизни все больше входили
коммунистические лозунги о светлом будущем. Новая идеология и
последние отзывы отвергали
духовные достижения предыдущих поколений. Они объявлялись пережитками
буржуазного прошлого. Появились новые советские идолы, именами которых
стали называть города, села, улицы, предприятия, учебные заведения. Не
обошло это явление и Житомир. Еще в 1921 году в городе началась кампания
по переименованию улиц. Вместо привычных для многих поколений горожан
названий появились новые: Ленина. Карла Маркса, Карла Либкнехта. Розы
Люксембург и другие. Такой стандартный набор наименований был
характерным для большинства городов страны. Эта традиция сохранялась и в
дальнейшем на протяжении всего существования советской власти.
Большевики
не ограничивались переименованиями, а стремились увековечить своих
вождей в многочисленных памятниках монументального искусства. Причем
многие из них возводились еще при жизни тех, кого они прославляли. Так, к
5-й годовщины октябрьского переворота, в Житомире, на Втором бульваре
был открыт один из первых в Советском Союзе памятник Ленину. Бронзовый
бюст отлили по модели местного скульптора Генриха Олиш-кевич. Он же
изготовил и гранитный постамент. Напомним, что именно Г. Олиш-кевич был
автором первого в нашем городе памятника - А. С. Пушкину. В январе 1924
года, через неделю после смерти В И. Ленина, на центральной площади
Житомира был заложен новый памятник вождю. Его торжественное открытие
состоялось 1 мая 1926 года (скульптор В. Алексеев, архитектор Е.
Соколов). Бронзовую фигуру отлита в Москве, а постамент изготовлен из
местного лабрадорита и красного гранита. Вскоре бюст и памятники Ленину
было растиражировано в большом количестве. Они «украшали» парки, скверы,
дворы предприятий и учебных заведений.
Одним из средств
идеологической обработки населения было создание системы новых советских
мифов, в частности легендарного ореола вокруг событий гражданской войны
и ее полководцев. Так, по указанию И. Сталина, мало кому известного
начальника дивизии Николая Щорса канонизировали и поднесли к уровню
одного из главных героев гражданской войны в Украине. Памятник
«Украинский Чапаев» открыли в Житомире, на Втором бульваре, в ноябре
1931 года (архитектор Б. Кратко, скульптор П. Ульянов). Эти памятники
оказались недолговечными, они были разрушены во время временной
оккупации Житомира немецкими войсками.
С приходом к власти
Сталина, произошло резкое изменение внутренне политического курса
большевиков. После разгрома партийной оппозиции в 1927 году, был взят
курс на свертывание нэпа, форсированную индустриализацию и
коллективизацию села. Изменения в политической и социально-экономической
жизни страны сопровождались возвратом к методам военного коммунизма, в
частности тотальной централизации власти и усиления
репрессивно-карательного аппарата.
Одной из первых жертв новой
политики стала Украина. Сталин стремился ликвидировать зародыши ее
автономности, одержанной в период так называемой «украинизации». Именно в
Украине началась первая волна репрессий, направленная на уничтожение
старой украинской интеллигенции, признанных деятелей культуры и науки. В
1929-30 годах органами ГПУ было сфабриковано дело так называемой «Союза
освобождения Украины» (СВУ). Основной процесс происходил в Харькове,
где был осужден 45 ведущих ученых, писателей. деятелей культуры. Однако
дело СВУ не ограничивалась только столицей Украины. Подобные процессы
происходили и во многих других городах. По этому же делу в 1929 году в
Житомире был арестован ряд работников народного образования, в частности
директора 32-й школы В. И. Троцкий и заведующего педагогической частью
той же школы А. И. Кольчснка.
В 1931 году местное ГПУ начало
дело «Волынского отделения Украинской партии
социалистов-рсволюционерив». Среди участников этой вымышленной
организации было много представителей житомирской интеллигенции. Следует
отметить, что в начале 30-х годов меры наказания к осужденным
«классовых врагов» были еще достаточно мягкими и имели скорее
предупредительный характер. Высшая мера наказания, как правило, не
применялась. Однако со временем репрессивная машина набирала все большие
обороты. Принудительная коллективизация крестьянства привела к
голодомору 1923-33 годов. Продовольственный кризис на селе сказался на
жизненном уровне городского населения. Была введена карточная система
распределения продуктов. Рабочим и служащим выдавались ограниченные
продовольственные пайки. Многим жителям спас магазин «Торг-сын»
(торговля с иностранцами). где за золото и драгоценности можно было
купить необходимые продукты питания. И хотя горожане, по сравнению с
деревней, не претерпели всех ужасов голода} ', однако и в Житомире
регистрировались случаи голодной смерти. В августе 1933 года ЦК КПБ
Украины обращался к московскому руководству с просьбой включить Житомир в
число восьми городов Украины, наиболее пострадавших от голода. и
разрешить здесь свободную продажу хлеба.
И голодомором беда не
ограничилось. Во второй половине 30-х годов личная диктатура Сталина
достиг своего апогея. Достигли наивысшего пика и репрессии. В
употреблении появилось новое понятие «враг народа». Тотальная слежка,
клеветничество стали бытовым явлением. Деятельность судебных органов
была подменена пресловутыми тройками, а процедура следствия и суда
сведена к минимуму. Людей арестовывали сотнями, обвиняя их в
причастности к несуществующим контрреволюционных организаций. Только в
1937-38 годах Житомирское областное управление НКВД «разоблачило»
контрреволюционную «шпионско-монархическую организацию», «антисоветскую
украинскую националистическую военно-повстанческой организации»,
«Украинский контрреволюционную эсеровскую организацию» и целый ряд
других подобных мифических группировок. Поиски «вредителей» и «врагов
народа» велись во всех отраслях народного хозяйства, в образовании,
культуре. Страницы тогдашних житомирских газет пестрели заголовками
типа: «Кто орудует в житомирском музее?», «Буржуазные националисты и их
покровители в Житомирском сельхозинституте», «Вредители в лесном
хозяйстве», «паучье гнездо в« Укрпромзаготхмели ».
Органам НКВД
приходился план на количество выявленных врагов народа. Это задание они
выполняли слишком тщательно. Нужны для следствия показания выбивались из
арестованных жестокими пытками. Большинство из них приговаривались к
смертной казни. Точную цифру репрессий по Житомиру установить
невозможно. Но по данным Житомирского городского совета по вопросам
восстановления прав реабилитированных, только в 1937-38 годах, в
Житомире было репрессировано более 600 человек. Главный удар направлялся
против интеллигенции. Теперь известно, что среди репрессированных было
13 директоров школ, 11 завучей, 102 учителя. 24 преподавателя вузов,
Доподлинно известны места захоронения репрессированных. Эта территория
бывшего монастырского сада (теперь онкологический диспансер) и пустырь
на Путятинцы, вблизи еврейского кладбища. Здесь жертвам сталинизма в
1991 году установлен памятный знак, а 27 апреля 1995 года - открыт
мемориал.