Замковая площадь в Житомире сформировалась еще в XVIII веке, но официального названия до конца XX века не имела. В народе ее называли Кафедральной, поскольку на ней стоит Кафедральный костел, да и выходит она на улицу Кафедральную.
У драматурга Ивана Кочерги в его пьесе «Алмазне Жорно» она так и называется – площадь Кафедральная. Название довольно удачное. Но в 1989 году горсовет почему-то дал ей иное официальное название - Замковая. Замка на этой площади никогда не было. Древний деревянный замок находился западнее этой площади на краю отвесной скалы в районе Замковой улицы.
В древние времена, когда весь город был еще только в пределах крепостных стен замка, на месте нынешней площади было посадское кладбище. Его обнаружили в 1992 году при рытье траншеи. С XV века это место облюбовало католическое духовенство. Из ведомостей актов Киевской капитулы мы узнаем, что на том месте, где теперь Кафедральный костел, католики построили костел Пресвятой Богородицы. В конце XV века его уничтожили татары. В акте 1752 года Метрики Великого Княжества Литовского в Варшаве засвидетельствовано, что «село Ивановичи было фундушем Житомирского костела св. Марии, а когда этот костел с того времени лет 80 был заброшенный, то король Александр отдал то село пану Гниевошу Вороне». Фундуш в старопольском праве обозначал дар, чаще всего в пользу костела или монастыря. Где в окрестностях Житомира находилось это древнее село неясно. Ближайшее село Ивановичи есть только в Черняховском районе Житомирской области.
С левой стороны площади в 1636 году местный староста Януш Тышкевич, Киевский воевода, вместе со своей женой Ядвигой Белжецкой построил монастырь с костелом для Ордена Босых кармелитов. В 1648 году казаки Богдана Хмельницкого вместе с татарами сожгли город Житомир. В общем пожаре уничтожили и монастырь. Руины монастыря нашли случайно в сентябре 2012 года при рытье котлована под фундаменты нового здания музея Природы. Законсервировать этот памятник истории XVII века и сделать его экспонатом музея, бывшие тогда руководители города и области не захотели. Уникальную археологическую находку уничтожили. А здание музея так и не построили. Успели сделать только фундамент и … поставили точку. Из отпущенных денег на строительство часть разворовали, а оставшиеся пустили на другие цели.
У польского энциклопедиста Юзефа Кшивицкого (1838 – после 1908) на странице 903 XIV тома его «Географического словаря Царства Польского и других славянских стран», изданного в Варшаве в 1895 году, есть краткая история строительства на этой площади нынешнего Кафедрального костела Святой Софии: «…бискуп Самуэль Ян Ожига ... по просьбе обывателей Киевского воеводства заложил в 1724 г. в Житомире, сначала из дерева на месте бывшего костела св. Марии, а через несколько лет, разобрал деревянный и построил в 1737 г. каменный храм Вознесения Господня». Освятил костёл 2 февраля 1751 года коадъютор (помощник) Ожги епископ Каетан Игнатий Солтык. Далее у Кшивицкого: «Во время войны в 1768 году, когда город и почти все было сожжено, пострадал и костел, который вскоре был несколько отремонтирован, а в 1801 году полностью перестроен средствами Луцко-Житомирского бискупа Каспра Цецишовського и в 1805 г. освящен во имя св. Софии». Уточняю, что в упомянутом здесь злополучном 1768 году Житомир был захвачен и сожжен отрядами донских казаков. Святая София, в честь которой в 1805 году назван костел, – это мать трех дочерей святых мучениц Веры, Надежды и Любови, казненных во II веке за запрещенную тогда христианскую веру римским императором Адрианом. Похоронив своих дочерей, София через три дня скончалась на их могиле. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе в церкви Эшо. Женское имя София на древнегреческом языке означает мудрость, разумность, науку.
Костел построили в стиле сочетания барокко с поздним ренессансом в виде трехнефной шестистолпной базилики с двумя башнями на главном фасаде. Толщина кирпичных стен достигает двух метров. Главный неф перекрыт полуциркульным сводом, а боковые - крестовыми. С правой стороны костела взамен старой трехъярусной со шпилем над фонарем колокольни в 1863 году построили на том же месте новую высотой 26 метров. В прилагаемых иллюстрациях есть изображения как прежней, так и новой колокольни. По-моему, прежняя была как-то стройнее и красивее, и вроде бы даже повыше. В 1801 году первый ярус главного фасада костела реконструировали в стиле классицизма. Левую башню на фасаде тогда украсили часами, а с годами и правую. Старинные часы сохранились, но они уже лет сто как остановились, и некому их починить.
После смерти талантливого польского пианиста и композитора, профессора Брюссельской консерватории Юлиуша Зарембского (1854 – 1885) один из пилонов костела украсили его барельефом. Юлиуш Зарембский родился и умер в Житомире. За свою короткую жизнь сочинил более тридцати фортепианных пьес. Похоронили его в склепе на Польском кладбище. Могила сохранилась. В начале XX века по проекту архитектора Владислава Домбровского к костелу были сделаны пристройки. В интерьере сохранились первоначальная отделка с настенной живописью и лепниной. При последнем ремонте фасада на пилястрах второго яруса удалили капители. Осенью 2011 года перед костелом установили памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II. Костел и ныне действующий, и одна из главных достопримечательностей Житомира – памятник архитектуры государственного значения. Это самое старое из уцелевших зданий в городе.
С левой стороны от костела на Замковой площади сохранился еще один памятник архитектуры. Это двухэтажное кирпичное здание бывшей Католической семинарии для клира (в реестре памятников архитектуры под охранным номером 181 - Римо-католическая семинария). У российского историка и этнографа Помпея Николаевича Батюшкова (1811-1892) на странице 221 его книги «Волынь. Историческiя судьбы Юго-Западнаго края», изданной в Санкт-Петербурге в 1888 году, нашел, что "Католическая семинария для клира" была открыта в 1762 году. Теперь используется под жилой дом. Здание было с довольно высоким цоколем. Это видно на гравюре известного белорусского и польского литератора, композитора, музыканта, педагога, скульптора и художника Наполеона Орды (1807 – 1883). Со стороны заднего фасада первый этаж левой половины здания теперь оказался засыпанным (сравните третью слева иллюстрацию в верхнем ряду с первой слева и второй в среднем ряду).
С левой стороны площади был еще один памятник истории и архитектуры XVIII века. Это одноэтажный кирпичный дом с колоннами у парадного входа - Плебания (дом настоятеля костела). Есть информация, что в этом здании в начале XIX века неоднократно собирался кружок декабристов. Его членами были чиновник интендантской службы 3-го пехотного корпуса Илья Иванов и чиновник канцелярии волынского губернатора Павел Выгодовский. В советское время - жилой дом. В начале 1980-х годов у отцов города возникла идея в нем открыть отдел археологии краеведческого музея. В 1988 году жильцов отселили. Реставрацию здания с целью его сохранения решили не делать. Дом просто снесли "до основанья, а затем" … так ничего и не построили. Оставили только "основанье" - полуразрушенный фундамент. Проектную документацию сдали в музей на вечную память.
В правой стороне площади в XVIII веке построили деревянный дом Житомирского магистрата. Магистрат выполнял функции высшего органа местного самоуправления и действовал на основе Магдебургского права, предоставленного городу Житомиру привилегией Великого князя литовского Казимира Ягеллончика (будущий король польский) еще в 1444 году. В 1807 году магистрат переехал в новое здание на Кафедральной улице. А в 1909 году на месте бывшего здания магистрата построили в стиле модернизированного барокко двухэтажное кирпичное здание Римо-католической Луцко-Житомирской епархии. Его еще называют Викариатом или Епископским домом (в реестре памятников архитектуры под охранным номером 4 – Викариат). Это одно из красивейших зданий города. Построено по инициативе настоятеля Римо-католической кафедры ксендза Анджея Федуковича (1875-1925). Судьба Анджея Федуковича в годы большевистских репрессий оказалась трагичной. Не выдержав постоянных травли со стороны властей, арестов, клеветы о сотрудничестве с ГПУ, он прибег к высшей форме протеста - самоубийству. На скале Голова Чацкого облил себя керосином и совершил самосожжение. Похоронен на Польском кладбище. Могила сохранилась. С весны 1970 года в этом здании находится Житомирский областной краеведческий музей. Уже несколько лет здание на ремонте и закрыто для посетителей. Планируется после ремонта в нем открыть картинную галерею музея.
У входа на площадь с Кафедральной улицы было еще два памятника архитектуры.С левой стороны стоял угловой трехэтажный жилой дом XVIII века с полутораметровыми стенами и торговым рядом лавок на первом этаже. Его снесли в 1994 году, чтобы срочно построить новое здание для гостиницы, ресторана, кофейной и офисов. Получился не масштабированный с окружающими зданиями семиэтажный домище из красного кирпича, противоречащий стилю и силуэту исторической застройки. Этот "ящик" просто придавил своими размерами Кафедральный костел. А с правой стороны был угловой дом купца Калашникова. В первой половине XIX века в нем находилась Волынская губернская типография. Здание разрушено во время Второй мировой войны.
Вот как описал Замковую площадь житель Житомира драматург Иван Кочерга (1881—1952): «Досить широко місце перед брамою, що веде на Кафедральний плац у Житомирі. За широкою брамою з архітектурними оздобленнями і статуями видно плац, католицький собор … трохи далі відкривається широкий краєвид на поля і далекі гаї». Главный вход на Замковую площадь теперь украсили со стороны Кафедральной улицы слева рестораном, а справа пивнушкой. Вот такая получилась дорога к Храму.
КЛИКНИ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Иллюстрации верхнего ряда:
- Первая слева – Костел Вознесения Господня (переименован в 1805 году в костел Святой Софии) в стиле сочетания барокко с поздним ренессансом. Слева видна часть здания Плебании (дом настоятеля костела). Гравюра 1875 года Alojzy Misierowicz из Национального музея в Варшаве, автор рисунка — Наполеон Орда.
- Вторая – Костел Святой Софии после его реконструкции в 1801 году в классическом стиле. Рисунок начала XIX века, автор – Rudolf Erasmus Fabijanskiego. Источник – «Иллюстрированный еженедельник», № 247 от 06.18.1864, с. 224.
- Третья – Вид с Подола на Замковую гору. На переднем плане – улица Бассейная(до 1909 года — переулок Бассейный) . В центре на втором плане - задний фасад костела Святой Софии, слева колокольня еще в первоначальном виде, справа – здание Католической семинарии для клира. Гравюра начала второй половины XIX века (не позднее 1862 года), автор – Наполеон Орда.
- Четвертая – Костел святой Софии. Справа за деревом видна верхняя часть новой колокольни. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века, автор неизвестен.
Иллюстрации среднего ряда:
- Первая слева – Вид с Подола на Замковую гору. На переднем плане – улица Бассейная. В центре на втором плане - задний фасад костела Святой Софии, слева – колокольня, построенная в 1863 году, справа – здание бывшей Католической семинарии для клира. Фото 1959 года, автор – Борис Дубман.
- Вторая – Вид с Подольской горы на Замковую гору. Слева – колокольня, в центре – здание бывшей Католической семинарии для клира, справа – задний и боковой фасады костела Святой Софии. Фото 1961 года, автор – Борис Дубман.
- Третья – Здание бывшей Католической семинарии для клира (ныне жилой дом). Фото 2010 года, автор – Анна Голтвянская.
- Четвертая – Здание бывшей Римо-католической Луцко-Житомирской епархии (Викариат, Епископский дом), а ныне - Житомирский областной краеведческий музей. Фото 2012 года, автор – Владимир Белозерский.
Иллюстрации нижнего ряда:
- Первая слева – Замковая площадь (тогда еще безымянная). Вид с улицы Кафедральной. В центре – Кафедральный костел Святой Софии. Слева видна часть здания Плебании (дом настоятеля костела). Фото 1985 года, автор – Борис Дубман.
- Вторая – интерьер Кафедрального костела Святой Софии. Фото 2013 года, автор – Анна Голтвянская.
- Третья – Руины монастыря Ордена Босых кармелитов, найденные при рытье котлована под строительство музея Природы. Фото 2012 года, автор – Александр Бордюк.
- Четвертая – Нынешний вид Замковой площади с Кафедральной улицы. Перед зданием костела – временное ограждение строящегося здания музея Природы. На переднем плане слева – семиэтажное новое здание с гостиницей, рестораном и кофейной, справа – пивнушка. Фото 2013 года, автор Анна Голтвянская.
Пам'ятаю цей "провінційний мінікласицизм".
Шкода, що вже нема.