Иногда удивляешься каким-то простым вещам — например, хорошо снятому фильму. Потому что понимаешь, что по сумме обстоятельств, которые сегодня царят везде, его вообще не должно было быть, тем более еще и интересного, талантливо сделанного.«Мама умерла в субботу на кухне» является дебютным фильмом молодого киевского документалиста Максима Васяновича. Максим — младший брат Валентина Васяновича, уже довольно успешного режиссера, чей фильм «Против солнца» завоевал приз на авторитетном фестивале в Клермон-Ферране.
«Мама умерла в субботу на кухне» — это семейная сага по названию и жанру. Что касается сюжета — то это история жизни отца режиссера, которую сам Максим рассказывает за кадром. Папа Максима — рабочий провинциальной филармонии — в молодости больше всего хотел стать дирижером симфонического оркестра, но ради семейного благополучия отказался от карьеры, которая уже открылась, было, для него.
Максим неторопливо рассказывает о своих родителях, вмонтировав кадры из домашнего архива. Кульминацией должна быть сцена вожделенного дирижирования. Однако уже где-то посредине фильма появляются новые акценты, постепенно выясняется — благодаря непроизвольным признаниям рассказчика, едва заметным визуальным и монтажным акцентам, атмосфере отдельных эпизодов, — что это история самого режиссера. Точнее, это рассказ о том, как становятся художником, какую цену за это платят, — и вообще о том выборе между жизнью и искусством, который каждый человек, независимо от возраста или пола, делает наедине со своей собственной совестью, и одиночество это, одиночество художника — огромно, необозримо.
Собственно, в картине речь идет о двух выборах — первом, отцовском, в далеком прошлом; а за тем выбором, который суждено было сделать самому режиссеру, мы наблюдаем сейчас, и это придает картине, особенно ближе к развязке, серьезное внутреннее напряжение.
По сути, Максим Васянович пытается сам себе ответить на вопрос: что он делает в кино, зачем он здесь? Эта искренность художника — его честность прежде всего с самим собой — является едва не наиболее ценной чертой фильма.
Впрочем, и благодаря остальным составляющим — операторской, сценарной, постановочной работе — «Мама умерла в субботу на кухне» может считаться зрелым, профессионально выполненным произведением, а также лишним доказательством того, что отечественная документальная школа чудом сохранилась на безусловно европейском уровне.