ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Місто, Україна |
Со вчерашнего дня в наших кинотеатрах начали показывать новое творение режиссера Роберта Родригеса «Дети шпионов-4» (о том, как злодей хочет покорить мир, подчинив себе время, но дети, чьи родители — шпионы, встают на его пути). Позиционируется эта картина как первый в Украине фильм в формате 4D.
В мире (в том числе и у нас) повальное увлечение 3D началось с фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». С помощью дорогущих цифровых камер Кэмерон создал у зрителя иллюзию объемности изображения, дал ощутить реальность третьего измерения. Кассовые сборы фильма (при бюджете в $232 млн мировые сборы составили $2 782 258) показали: 3D — это золотая жила.
Самое забавное, что кино в этом формате входит в моду каждые 25—30 лет. Более того, еще в конце 1890-х (!) годов британец Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического (демонстрационная система, имитирующая наличие третьего измерения, или вызывающая у зрителя иллюзию глубины) фильма.
Не все, что выпукло — 3D. Картины, снятые с применением специальных камер (тех, на которые снимал Кэмерон), можно пересчитать по пальцам. Помимо того, что их аренда обходится в целое состояние, они еще и крайне громоздки в обращении. Потому проще и дешевле снять обычное кино, которое после оцифровывают (примеры — «Алиса в Стране чудес» Бартона и «Пираты Карибского моря-4»).
Как показал опыт, мода на 3D, как и любая другая мода, весьма капризна. Обычно зрителя хватает на 2—3 года, после чего он возвращается к старому и «невыпуклому» кино. Так, если еще год назад из 10 проданных билетов 8 было на 3D-картины, то сейчас уже — 6. Народ стал уставать от цифровых наворотов.
Перед просмотром четвертых «Детей шпионов» нам на входе выдали не только уже ставшие обычными 3D очки с салфеткой, но и аромоскоп (это помимо того, что у зрителя обычно уже имеется в руках обязательное ведерко попкорна и бутылка с соком). Звучит, может, и круто, но на деле аромоскоп — просто эдакая картоночка, на которой под защитной краской находится 8 полей (в точности как в лотереях).
Каждое такое поле — пронумеровано. И когда на экране начинает «блымать» цифра, ну, скажем, «1», то в аромоскопе надо стереть поле «1». Ногтями это делать неудобно — нужно монеткой. И вот, в сумерках кинозала, беззлобно ругаясь, люди начинают рыться в карманах в поисках пресловутой монетки. Гул стоит, как в метро. После того как поле наконец-то стерто — его надо понюхать. Под каждым полем спрятан свой аромат. Суть этого действа в чем: мол, нюхнув тот же аромат, что и герой фильма, ты больше проникаешься происходящим.
Прикол в том, что 4D-кино — это всего лишь маркетинговый термин, описывающий комбинацию 3D-кино и физических эффектов, синхронизированных с фильмом. С реальным четвертым измерением не имеет ничего общего... Пока это — банальный развод на деньги.
И снова зритель, который соблазнился 5D, лоб в лоб сталкивается с таким расчетливым и циничным явлением, как маркетинг. Ибо перед нами все тот же 3D, но с дополнительными прибамбасами. То есть к объемной картинке добавляют «сопроводиловку»: зрителей усаживают на специальные кресла с двигателями, форсунками, дополнительными акустическими системами. Также в зале могут быть установлены отдельные генераторы запаха (привет, 4D!), света (для имитации молний) и других спецэффектов. Цель — дать зрителю прочувствовать пятое измерение.
Вы будете смеяться, но кино в формате 7D — это все то же 5D (а строго говоря, оно же и 4D и 3D — обертка разная, начинка, по сути, одинаковая). Все различия — в мелочах:
Что забавно — в США еще в 30-х годах на полную катушку использовали и 5—7D форматы. К примеру, во время показа фильма ужасов, когда на экране брызгала кровь, на зрителей брызгали теплой водой.
Фильмы в 5D формате длятся обычно не больше 40 минут (в среднем — 25). Подумайте сами — если вас будут крутить в кресле дольше (имитируя полет в космическом челноке), то у вас вполне может возникнуть желание потянуться за «блювательными» пакетиками.
Как можно минимизировать вред? Двуречанский рекомендует давать глазам 10—15- минутный отдых после каждого часового 3D-сеанса. И ходить на подобные фильмы не чаще раза в неделю.
Автор: Алекс Панченко, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info