Бывали ли вы в Афинах?
Если бывали, то, конечно, помните эту картину: над городом парит
Парфенон, а внизу, в буквальном смысле на другом уровне, обитают
современные греки…
Это, как правило, милейшие люди, только они не имеют уже никакого
отношения к тем, кто создавал Парфенон. Они просто живут на том же месте
— ну, и генетически, с поправкой на три века под Османской империей,
кое-как восходят к Аристотелю и его современникам…
Но не генетика создает художественные стили и философские школы. Их создает цивилизация.
Русская цивилизация достигла своей высшей точки в XIX веке, с
захватом начала XX. Вчерашние азиатские задворки Европы вдруг выдали
на-гора уникальную культуру: Толстой, Достоевский и Чайковский, Чехов и
Рахманинов, Павлов, Менделеев, Шагал, Вернадский… Имена, без которых уже
не может представить себя человечество. Абсолютные вершины.
Наш Парфенон.
Эти вершины вырастали на исторически новом для России европейском
самосознании, на преодолении всех этих уваровых-победоносцевых… Так
яхта, при правильно поставленных парусах, идет против ветра.
Но слабость системы определяется, как известно, слабостью слабейшего звена…
Окаменевшая византийская политическая культура, трагическая
неспособность к самоорганизации швырнула Россию на камни ее XX века — со
всеми прелестями тоталитаризма. Чеховские сестры если и избежали
изнасилования революционными матросами, то только по возрасту.
В воспоминаниях Нины Берберовой с аккуратным отчаянием
зафиксированы судьбы тех, кто составлял просвещенный слой России, ее
несбывшееся будущее: расстрелян, репрессирован, умер от тифа, пропал в
лагерях, убит при попытке перехода границы… Сама она десятилетия
напролет жила в изгнании на грани нищеты, голодал и ее муж, великий поэт
Ходасевич, даром не нужный свихнувшемуся времени.
Те, кто остался, выжили в СССР, либо перерождались в нечто
печально-советское, либо доживали жизнь маргиналами, благодарными судьбе
за саму возможность сохранения этой жизни.
Новое Российское государство в 1991 году сгоряча объявило себя
наследником той великой цивилизации и по инерции продолжает сегодня
делать вид, что оно наследник и есть, но одного взгляда в биографии
российских начальников достаточно, чтобы понять: они наследники тех, кто
эту цивилизацию угробил. Выходцы из комсомола и Лубянки с важными
ломброзианскими лицами рассуждают о патриотизме, но песок — неважная
замена овсу, Путин — Столыпину, а Скойбеда — Анне Ахматовой. Дмитрий
Рогозин, надо заметить, так и не поместился в брусиловский окоп на
западном направлении, и братьев Турбиных трудно представить себе под
командованием Шойгу…
Не срастается картинка.
Государство, разумеется, пускает на экспорт Наташу Ростову и
русский Серебряный век, но внутри давно правят бал ущербные середняки с
навсегда погубленным сознанием.
Недавнее столетие со дня смерти Льва Толстого хозяева страны
стыдливо спустили на тормозах и правильно сделали: от Льва Николаевича
им прилетает прямым в голову из каждого абзаца; конечно, не стоило
расстраивать россиян отношением Толстого к «патриотизму» и казенному
православию.
А уж нынешней России, почти пародийно совковой и сходящей с ума в военно-патриотическом угаре, хоть запрещай Толстого вообще!
Парфенон великой русской культуры высится над нами как память о
былом величии, к которому мы, здешние, уже не имеем почти никакого
отношения. Кстати, и генетически тоже, потому что потомки тех, кто
создавал этот плодородный слой, по преимуществу убиты или рассеяны по
белу свету. Потомков убийц по понятным причинам осталось больше.
И воспоминания Нины Берберовой — с погребальными списками людей
Сребряного века — читаются сегодня как страшное пророчество для тех, кто
хотел бы жить на Родине, но в европейской цивилизации, а не в
азиатчине, подогретой державными фантазиями.
Тех, кто еще пробует тут что-то изменить, уже в явном меньшинстве.
Виктор Шендерович http://www.newtimes.ru/articles/detail/82544/