Алексей МалыгинОценка: 5.0/5 Голосов: 1 |
В интернете много материалов об иммиграции в Америку — все программы детально разобраны до меня. В этой колонке — взгляд изнутри на способы получения документов в США с учётом судебной практики, опыта десятков знакомых, а также изменений в иммиграционном климате после прихода Дональда Трампа и его администрации.
Определимся с терминами: успешно переехать в Америку — значит получить грин-карту. Грин-карта — это документ, который в понимании постсоветского человека соответствует «виду на жительство». С грин-картой можно постоянно жить, работать, занимать любую позицию, кроме высших государственных, выезжать за пределы США и возвращаться обратно.
Единственное право, которого лишён держатель грин-карты, — голосование на выборах. Без него, скажем прямо, прожить можно.
Держатель грин-карты через несколько лет может получить американское гражданство. Но получение гражданства — вопрос интимный и индивидуальный, в то время как получение грин-карты — общая цель всех иммигрантов.
Ниже — девять способов получить грин-карту в США с описанием тонкостей и сложностей, о которых вы могли не знать.
Брак — один из самых простых и популярных способов получить документы в США. Но чтобы получить грин-карту, недостаточно жениться на гражданине. После свадьбы необходимо заполнить и подать в USCIS (Служба гражданства и иммиграции) пакет документов, включающий:
Через несколько месяцев после подачи кейса супругов приглашают на интервью с иммиграционным офицером, который пытается установить «честность» брака: смотрит совместные фотографии, задаёт вопросы о супружеском быте и привычках, родственниках и обстоятельствах первого знакомства.
Брак с гражданином бывает двух типов: по любви и по расчёту.
Кадр с брачного интервью — по испуганному лицу парня сразу всё понятноНастоящая романтическая связь с американцем, которая заканчивается свадьбой, — это брак по любви. Случай редкий и удивительный, но всё же возможный.
Больше шансов найти такую любовь у отечественных девушек: американские мужики, невостребованные на собственном рынке, сидят на сайтах знакомств с целью найти условную Наташу, в то время как Наташа сидит на этих же сайтах с целью найти принца из стран первого мира с возможностью «релокации».
Если в браке нет денежной составляющей (вы не платите гражданину за эти услуги), петиция, скорее всего, будет признана настоящей и одобрена.
Если гора не идёт к Магомету… Иммигранты, отчаявшиеся встретить американскую любовь по счастливой случайности, переходят к более решительным мерам — «деловым отношениям». Фиктивный брак — запретная тема во многих иммигрантских кругах: многие считают этот способ иммиграции зазорным. Правда, большинство из тех, кто так считает, сами совершили иммиграционное мошенничество при получении документов.
Задумка простая: гражданин получает за брак от $20 тысяч до $40 тысяч, а в обмен несколько лет делает вид, что брак настоящий и счастливый. Иммигрант получает документы, для верности выжидает ещё полгода-год, а затем пара при неизвестных обстоятельствах разводится. Ну, с кем не бывает? Все рады: у гражданина — деньги на новую машину, а у иностранца — гражданство.
Фиктивный брак, в отличие от реального, — федеральное преступление. В случае раскрытия гражданин может быть отправлен в тюрьму, а иностранец депортирован в свою банановую республику.
Ещё один риск, с которым не все считаются: гражданин может пропасть после получения первого транша (например, после внесения предоплаты в $5-10 тысяч). «Жертва» при этом безоружна: иммигрант не может заявить в полицию, что его кинули при попытке заключить фиктивный брак
С приходом администрации Трампа брачные интервью проводятся тщательнее: иммигранты жалуются на долгие допросы, в том числе с разделением супругов по разным комнатам.
Политическое убежище — защитный статус в США, который может получить человек, доказавший, что родной стране он столкнулся с систематическим преследованием из-за своей расы, национальности, религии, политического мнения или принадлежности к социальной группе, причём правительство этой страны не может и не хочет его защищать.
Статус беженца удобен тем, что он напрямую ведёт к грин-карте и гражданству, причём грин-карту можно получить уже через год после получения статуса беженца. Не стоит путать статусы asylee и refugee: первое — беженец, который прибыл в США по любой визе и затем попросил убежище, а второе — это беженец, получивший статус в родной стране, где, как правило, идёт война. Жители СНГ обычно претендуют на статус asylee.
Для запроса убежища необходимо приехать в США и подать в USCIS форму I-589, а также историю притеснений и любые документы, справки и свидетельства, которые подтверждают её. Все материалы должны быть переведены на английский язык компетентным переводчиком.
Раньше заявления на убежище рассматривались годами (многие иммигранты ждали своего интервью по 3–5 лет), но с января 2018 года принят новый регламент, который ускорил процедуру, — теперь вызов на интервью в Asylum Office приходит в течение месяца.
Нью-йоркский Asylum Office, в котором проходят интервью для получения политического убежищаДепартамент госбезопасности скромно заявляет, что «многие заявления на политическое убежище в США не имеют под собой оснований». Я бы пошёл дальше и сказал: больше 90% заявлений на убежище построены на вымышленных историях преследования. Моральная сторона вопроса меня не интересует — по крайней мере, не в этой колонке — поэтому перейдём сразу к практической.
Настоящий кейс на политическое убежище — редкость, подобная белому трюфелю: я понимаю, что они где-то существуют, но сам никогда не пробовал. Исключение — члены ЛГБТ-сообщества: они-то точно существуют, и их действительно гнобят в СНГ. Почти любой гей, трансгендер или лесбиянка из традиционной, высокодуховной, низкоразвитой страны может получить убежище в США, если серьёзно изучит вопрос и начнёт действовать.
Многие соотечественники — россияне, белорусы и украинцы — пытаются получить убежище на основании политического мнения. Им кажется, что для получения статуса достаточно быть несогласным с властью, временами выходить на митинги и делать репосты на страницу «ВКонтакте» с тридцатью семью подписчиками, в числе которых тёща и бабушка.
Это не так: реальные политические основания могут иметь известные оппозиционные политики и журналисты, бизнесмены высокого уровня с политическими амбициями и активные члены гражданского общества, которые мелькают в новостях.
С реальным кейсом шансы на успех высоки даже без адвоката. Если на интервью получили отказ, вы можете защитить свой кейс в иммиграционном суде (в таком случае адвокат нужен обязательно), а если отказали и там — доступны ещё несколько апелляций (апелляция в BIA, в Федеральный суд и в Верховный суд). Статистика решений всех судей по кейсам на политическое убежище открыта — на неё можно посмотреть по ссылке.
«Придумывание» кейсов на убежище — большая индустрия, в которой ежегодно зарабатывают миллионы долларов. Если реальных оснований для получения статуса нет, можно нанять адвоката, который окажет услуги «под ключ», — выдуманная биография, история преследования, фальшивые документы, справки и даже паспорта, смена имени — скажите спасибо, что не смена пола — и даже умышленное причинение увечий самому себе.
Это лишь часть весёлых приключений, через которые можно пройти, создавая фиктивный кейс на политическое убежище.
Стандартный кейс на политическое убежище — стопка бумаг в 5-10 смС фиктивным беженством есть несколько проблем. Во-первых, сделать из небылицы складную историю без внутренних противоречий и слабых мест — сложная задача, с которой иммигрант не справится самостоятельно, а на адвокатов уйдут десятки тысяч долларов в течение нескольких лет.
Во-вторых, иммиграционное мошенничество — это федеральное преступление, за которое можно совершить преждевременную поездку на родину, а вдогонку получить пожизненный бан на въезд в США. В-третьих, процедура по умолчанию сопряжена с большим количеством стресса, страха и неопределённости, а ведь параллельно надо как-то жить, работать (часто — без разрешения на работу) и привыкать к новой стране.
Если у вас есть родственник-гражданин США, вы можете получить грин-карту через семейную петицию. Родственником в понимании USCIS является родитель, ребёнок, супруг или супруга, родной брат или сестра. Иными словами, ваша американская бабушка может печь вкусные панкейки, но никогда не испечёт вам грин-карту. Американский спонсор должен подать следующие формы: I-130, I-485 и I-864.
Решающее значение имеет то, кем именно иммигрант приходится гражданину США. Например, родители, дети до 21 года и супруг американского гражданина могут получить грин-карту почти сразу — в течение 6–18 месяцев, в то время как дети старше 21 года, братья и сёстры ждут намного дольше, причём ожидание очереди может составлять10-25 лет в зависимости от степени родства.
Самый простой способ попасть в США — выиграть в лотерею: каждый год американцы разыгрывают 50 тысяч виз. Чтобы принять участие в иммиграционном празднике, достаточно с октября по ноябрь заполнить простую анкету на специальном сайте, а результаты станут известны в мае следующего года. Есть даже подробная инструкция по заполнению анкеты на русском языке.
Сайт лотереи грин-картЧтобы повысить шансы на успех, заполняйте анкету для всех членов семьи, включая детей, родителей, супруга, бабушку и деда. Нет смысла платить агентствам за заполнение анкеты: во-первых, она очень простая — вы справитесь сами.
Во-вторых, в случае выигрыша вашей заявки контора, заполнившая анкету, может шантажировать вас, ведь без уникального номера заявки, известного только ей, вы не сможете получить выигранную визу. Сумма, которую требуют вымогатели, нередко достигает $10 тысяч.
H-1B — виза двойного намерения, которую могут получить квалифицированные специалисты из других стран, необходимые американской экономике и имеющие job offer в США.
Виза хороша именно из-за «двойного намерения» — она одновременно и иммиграционная, и временная. Это значит, что человек может как временно поработать в стране и покинуть её, так и при определённых условиях получить в дальнейшем грин-карту через работодателя.
Чтобы получить визу H-1B, ищите примерно такого работодателяСтандартный процесс получения визы H-1B выглядит так:
Спустя некоторое время работодатель может оформить для этого сотрудника грин-карту и таким образом узаконить его постоянное нахождение в стране.
Проблема в том, что рабочую визу реально могут получить всего несколько категорий специалистов: в основном это программисты, инженеры, микробиологи и другие умные ребята. Крутой воспитатель из детсада или опытный водитель грузовика (при всей их важности для экономики) не смогут получить рабочую визу в США.
Для подачи заявки на рабочую визу используйте форму I-129.
Этот способ иммиграции похож на предыдущий — с тем лишь отличием, что человек получает грин-карту через работу, уже находясь в США, а не приезжая сюда по рабочей визе.
Вариант сложный и нестабильный, но обычно выглядит так: человек получает образование в США (желательно — Master’s Degree или PhD), во время OPT находит стажировку, становится ценным сотрудником, упрашивает работодателя оформить ему грин-карту и таким образом остаётся в стране навсегда.
Велики, однако, шансы, что на полученном образовании и стажировке всё закончится — в таком случае выпускник обязан покинуть США, ведь студенческая виза не является иммиграционной и не позволяет жить и работать в США, когда обучение закончено.
O-1 — виза, которую могут получить люди с экстраординарными способностями: певцы, музыканты, спортсмены, учёные, актёры, общественные деятели и другие таланты, не работающие с 9 до 17. Для подачи заявки используется форма I-129.
Лауреаты Нобелевской премии без проблем получат визу О-1Эта виза хороша тем, что после приезда по ней в теории можно получить грин-карту и остаться навсегда. Виза плоха тем, что на практике получить грин-карту сложно — и многие «одарённые» вынуждены уезжать обратно, так и не поймав американскую мечту за хвост.
Заявитель на визу О-1 обязан доказать, что он обладает экстраординарными способностями в какой-то сфере, причём в этой сфере входит в 1-5% лучших специалистов в мире, а также собирается работать по этой же специальности после приезда в США на благо американской экономики.
Многие иммиграционные адвокаты создают кейсы для О-1 «под ключ»: от «одарённого» человека требуется только прямо ходить, различать цвета, открывать рот во время разговора и не пускать слюни — всё остальное «дорисовывает» его адвокат.
Покупаются публикации о клиенте в прессе, организовывается его «авторство» в книгах и монографиях, делаются подставные фотографии на саммитах и конференциях. Услуги по созданию экстраординарности с нуля стоят от $10 тысяч и являются одним из «серых» способов иммиграции в США.
L-1— виза для внутрикорпоративного перевода. Она подходит для людей, работающих на управляющей позиции в крупной компании, которая имеет представительства как в США, так и в их стране. Такой человек может быть переведён для работы в американский офис — он получит визу L-1.
Но виза подойдёт и некоторым собственникам небольшого или среднего бизнеса. Если ваш проект развивается и в родной стране, и в США — для вас есть возможность получить визу L-1 и переехать в США в роли директора этого бизнеса. Ограничением будет служить то, что ещё до вашего переезда бизнес-процесс в Америке должен быть налажен, а в родной стране бизнес должен иметь существенный оборот, показывать прибыль и серьёзную организационную структуру.
Виза L-1 также предполагает «двойное намерение»: она и временная, и иммиграционная одновременно. Некоторые люди, приехавшие в США по визе внутрикорпоративного трансфера, в итоге смогли успешно сменить статус и получить грин-карту. Во многих случаях для этого потребуется содействие со стороны работодателя на американской стороне.
Для подачи заявки на L-1 используется форма I-129.
Программа EB-5 — способ иммиграции для богатых: грин-карту по ней можно получить в обмен на инвестиции в американскую экономику. Порог вхождения достаточно высок, ведь для получения грин-карты придётся вложить от $1 млн и создать не меньше десяти новых рабочих мест для американских граждан и резидентов.
Исключение составляют инвестиции в депрессивные регионы через специальные распределительные центры — в таком случае вложить придётся «всего» $500 тысяч.
Получение грин-карты через инвестиции — процесс не только дорогой, но и трудоёмкий, поэтому в нём не обойтись без хорошего адвоката и CPA (бухгалтера). Если в вашем сейфе запылился миллион баксов, начните с поиска хорошего иммиграционного адвоката на основных сайтах — Avvo и Nolo.