26 июня 1804 года указом Александра I Житомир официально утвержден
центром Волынской губернии. Многие православные храмы на Волыни в тот
период представляли собой жалкие полуразвалившиеся постройки. В самом
Житомире были всего две очень старые деревянные православные церкви –
Крестовоздвиженская на Замковой горе, построенная еще в XVII веке и
Успенская на Подольской горе, построенная в 1700 году. Как
свидетельствуют архивные документы, их состояние было настолько жалким,
что во время богослужения на прихожан лились потоки дождевой воды, а
через дыры в куполе залетали птицы.
Сам архиерей и епархиальное управление размещались тогда в Острожском
Преображенском монастыре, который в 1821 году подвергся опустошительному
пожару. Кафедральным собором после пожара стала служить бедная
приходская Пятницкая церковь в Остроге. С 1825 года управление
находилось во дворце князя Яблоновского в местечке Аннополь Острожского
уезда, с 1831 года в Почаевской Лавре, а с 1 октября 1840 года,
наконец, в Житомире. Собор в Житомире разместили в "деревянном
покосившемся от ветхости здании почтовой станции ", а потом до 1958 года
в старой Илларионовской церкви в заезжем дворе (из истории
Житомирской епархии).
Император Александр I еще в октябре 1821 года в своем разговоре с
Преосвященным Стефаном (Романовским) заметил: "Архиерейская кафедра не
может быть без помещения и без приличного соборного храма; я подумаю об
этом". Но этот разговор не имел существенных последствий. Указание о
строительстве собора в Житомире дал император Александр II. Местом
строительства главного храма Волынской губернии - Преображенского
кафедрального собора в Житомире выбрали площадь Торговица (нынешняя
площадь Победы), где находились загородные торговые ряды и лавки, а в
центре ее стояла Василианская греко-католическая церковь, построенная
еще во второй половине XVIII века. Через площадь протекала речка
Рудавка.
Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 году с
включением в его стены остатков старой Василианской церкви, разрушенной в
1771 году. Начали строить собор в 1851 году, а в 1853 году уже почти
законченное здание неожиданно рухнуло. Вследствие ошибок в расчетах и
недостаточной прочности местного кирпича-сырца в одну из ночей упала
колокольня и разрушила все здание.
Пришлось строить храм заново. С правой стороны начала нынешней улицы
Котовского (там, где теперь сквер) в качестве временного собора в 1858
году на доброхотные пожертвования, собранные еще при деятельном участии
бывшего губернатора Синельникова, построили деревянную церковь во имя
Святого великого князя Александра Невского (разобрана в конце XIX века).
А на противоположной стороне улицы использовали старые деревянные дома
бывшего заезжего двора для размещения церковных служителей. Второй раз
строили собор с 1866 по 1874 годы по проекту академика архитектуры Карла
Карловича Рахау, с участием профессора архитектуры Эрнеста Ивановича
Жибера и известного петербургского архитектора В.Г. Шаламова. На этот
раз выбрали место на площади немного южнее прежнего.
Собор запроектировали трехнефным, пятикупольным с шатрообразными
завершениями в русско-византийском стиле с характерными чертами
древнерусской архитектуры XI-XII веков. В плане храм решен в форме
креста с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у
основания шлифованными плитами из лабрадорита и такими же поясками и
карнизом. В соборе три престола: Преображения Господня, св.
равноапостольного князя Владимира и св. великого князя Александра
Невского. Собор рассчитан на 3000 богомольцев. Постройка сделана из
кирпича. Под полом устроены три обогревательные печи Кролевской системы
Большое внимание было уделено решению интерьеров, в которых заложена
идея показа минеральных богатств Житомирщины: граниты из карьеров сел
Крошня и Тригорье, а великолепный лабрадорит из местечка Горошек (ныне
Володарск-Волынский). Иконостас сделан из дуба мастером А. Мурашко по
эскизам архитектора В. Шаламова. Художественное настенное оформление и
иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева. На
четырехъярусной колокольне высотой 53 метра установили главный колокол
весом в 515 пудов и 8 фунтов, а все девять колоколов с языками весили
1017 пудов. Их звон был слышен на расстоянии до двадцати километров.
Колокола не сохранились. Теперь новый главный колокол весит около 750
килограмм (46 пудов). Кресты на колокольне и куполах собора установил
почетный гражданин Житомира и потомственный строитель Александр Король
(жил он в переулке Короля - ныне Красный переулок в районе Хмельников).
На этот раз в строительстве принимали участие специалисты, которые
строили Исаакиевский соборе в Санкт-Петербурге в 1818 - 1858 годах.
Авторский надзор в период строительства вели авторы проекта Карл Рахау и
Эрнест Жибер. По инициативе волынского губернатора в 1866 году была
создана специальная комиссия для технического контроля за ходом
строительства собора и обследования состояния его конструкций во главе с
инженер-полковником Оттобальдом Андреевичем Глазером (дедушка
известного поэта и художника Максимилиана Волошина). В состав комиссии
вошли также инженеры Грошев, Авринский и Людвиг.
Главным подрядчиком на
строительстве кафедрального собора был житомирский купец первой гильдии
Киприян Авраамович Ляшков. За успешное завершение строительства собора
ему указом императора был присвоен личный статус дворянина, а также он
был назначен житомирским городским головой, и пребывал на этой должности
с1876 до 1883 года. Постройка обошлась в 336 тысяч 865 рублей, не
считая церковной утвари и икон. 30 августа 1874 года главный престол был
торжественно освящен архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом
(в миру Алексей Фёдорович Соловьёв) в присутствии генерал-майора князя
Александра Михайловича Дондукова-Корсакова, волынского губернатора Петра
Аполлоновича Грессера, авторов проекта профессора архитектуры Э.И.
Жибера и архитектора В.Г. Шаламова.
Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление
волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и
о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и
определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной,
которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен
только в 1886 году. Конфигурация площади практически не изменилась и в
настоящее время, а от парка остался небольшой сквер.
В соборе сохранялась древняя икона Василия Великого, по легенде
привезенная князем Владимиром из Греции после принятия им христианства.
Сегодня судьба ее неизвестна.
29 мая/11июня 1903 года в цокольной части собора состоялось открытие
нижнего храма Святой Анастасии Римляныни, жившей в III веке –
покровительницы Житомира. Здесь в серебряной раке была помещена глава
преподобномученицы Анастасии Римляныни. В 60-х годах XIX века она
прибыла в Житомир как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея. Ее
привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий). К
чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из
Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы. Здесь благословляли депутатов от
Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики
церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты
Первой мировой войны. В советские годы Свято-Анастасиевскую церковь
закрыли. Мощи Анастасии исчезли. До 1991 года цокольную часть храма
использовали под склад.
В 1930-х годах городским Генеральным планом запланировали снести
Преображенский кафедральный собор, а на его месте построить Дом Красной
Армии, и это несмотря на то, что уже тогда собор был включен в
государственный реестр памятников архитектуры. Реализации этой
варварской идеи помешала Вторая мировая война.
Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор в Житомире - памятник
архитектуры государственного значения, один из крупнейших православных
храмов на Украине и один из символов города.
Первая слева иллюстрация – Старое здание почтовой станции на
Старовильской улице, где с 1840 по 1858 год размешался Преображенский
собор. Гравюра середины XIX века Л.А. Серякова.
Вторая - Деревянная церковь во имя Святого великого князя Александра
Невского, используемая с 1858 по 1874 год в качестве временного собора.
Гравюра 1889 года архитектора Сестро Лаутарикена.
Третья – Преображенский кафедральный собор. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века, автор фотографии неизвестен.
Четвертая - Современный вид собора. Фото 2010 года, автор фотографии – Анна Голтвянская.
Я написал в этой статье, что реализации варварской идеи сноса собора помешала Вторая мировая война. Вы считаете, что помешали массовые репрессии. И вот за эту несущественную разницу во мнениях, Вы за историческую статью после пяти пятерок влепили единицу.