На современных
туристических маршрутах по Житомирщине не редко встречается село
Турчиновка, расположенное невдалеке от трассы между Чудновом и
Бердичевом. Главной достопримечательностью села ныне считается
расположенная в окружении старинного парка бывшая усадьба графини
Натальи Федоровны Уваровой и графа Сергея Сергеевича Уварова,
предводителя дворянства Бердичевского уезда.
Примечательно, что,
невзирая на свой статус и большое богатство, графиня Н. Ф. Уварова
получила специальность акушерки и открыла бесплатный частный родильный
приют, где среди других медработников работала и сама. Помещение для
него – одноэтажный дом в Киеве по ул. Виноградной, 18 (в настоящее время
– ул. Академика Богомольца) – Наталия Федоровна приобрела за 68 тыс.
рублей. Ежемесячно ее приют принимал по 30–40 рожениц.
Турчиновскую
усадьбу Наталья Федоровна получила в качестве приданого от своего отца,
известного магната Федора Артемьевича Терещенко. Двухэтажный особняк,
возведенный в 1899-1900 годах из терракотового кирпича, с угловой
башней, завершающейся шпилем, угловым прямоугольным эркером с шатровой
кровлей, с декором из кирпича и лепки, выглядит как сказочный дворец. На
заднем фасаде «остался жив» фамильный вензель Уваровых. В интерьерах
здания сохранились лепнина на стенах и потолках, «родной» паркет, а
также огромное зеркало графини. Построенный в 1900 году рядом с дворцом
хозяйственный корпус с башенкой также является достопримечательностью,
как и сам парк, в котором раскинулась усадьба.
Красивый дворец
обычно приковывает к себе все внимание тех, кто приезжает в село. Их
взгляд лишь вскользь касается небольшой церквушки современной постройки,
стоящей напротив усадьбы. И уж совсем мало кто обращает внимание на
расположенное тут же неподалеку здание сельского клуба, в котором трудно
сейчас узнать некогда величественный Александро-Невский храм,
построенный в 1873 году. Но даже не с этого храма, а еще раньше
начинается история православной церкви в Турчиновке.
Первой
православной церковью в Турчиновке была Свято-Михайловская, построенная
первоначально как униатская. Историческое описание этой церкви,
составленное в 1806 году, сообщает нам о дате ее постройки: «Как надпись
на дверях явствует 1793 года на основании заложена каменном. Она из
дерева реженнаго* (порезанного на доски и брусья – прот. В. Шапран)
дубоваго крижово (в форме четвероконечного креста (от крыж (польское
krzyz) – крест латинский – прот. В. Шапран) под копули ново выстроена,
но не окончена». В клировых ведомостях за 1833 год отмечено, что церковь
построена в 1793 году «старанием помещика Станислава Павловича
Гарковского и прихожан».
Согласно поддерживавшейся в то время на
Украине традиции храмостроительства, церковь была выстроена в виде трех
последовательно располагавшихся от запада к востоку частей (как тогда
говорили, «разделов»), каждая из которых увенчивалась куполом с крестом.
Длина храма составляла 24, ширина – 18, высота – 21 локоть (локоть
составляет приблизительно полметра – прот. В. Шапран). Храм имел 7 окон и
три двери. Основная дверь, ведущая в храм с запада, закрывалась на
внутренний железный замок «французской работы», другая дверь с южной
стороны запиралась изнутри на деревянный засов, а третья дверь «до
пономарни» имела железный засов.
Внутри храма пол был устлан
дубовыми досками. Иконостас в 1806 году был еще не окончен. Антиминс на
престоле находился новый, освященный епископом Волынским и Житомирским
Варлаамом. По тем временам храм был не богат на серебряную утварь.
Имелись лишь изготовленные из серебра с позолотой: дарохранительница
(тогда называлась «гробница»), напрестольный крест и чаша с маленьким
униатским дискосом. Ризница состояла из пяти комплектов облачений.
Богослужебные
книги, имевшиеся в храме, происходили из разных типографий:
напрестольное Евангелие в серебряном окладе, Служебник, Требник и
Праздничная Минея были отпечатаны в Москве, еще один Служебник, Цветная
Триодь, Октоих и Часослов – в Почаеве, Апостол и Псалтирь – в Киеве,
Постная Триодь – в Чернигове, сохранялся еще и униатский Требник.
При
церкви также хранились униатская «генеральная визита» от 17 марта 1791
года (описание храма и прихода на польском языке) и метрические книги с
1779 года. Это свидетельствует о том, что до храма, начатого постройкой в
1793 году, ранее существовал и другой униатский храм. Был ли он раньше
православным, мы не знаем.
Как отмечалось выше, в 1806 году
постройка храма считалась еще не законченной. Только алтарный купол был
покрыт гонтой (кровельным материалом, представляющим собой дощечки с
пазами – прот. В. Шапран), а два других купола крыты «снопками», то есть
соломой.
Незаконченность постройки церкви объясняется, вероятно,
тем, что через три года после ее закладки, в 1796 году, приход
присоединился к
Православной Церкви, и владевшая селом польская
помещица могла остановить строительство храма. В то же время помещица
госпожа Чирковска отобрала «под свое уживание» церковные земли,
находившиеся в пользовании священника согласно презенте, данной 17
сентября 1776 года князем Адамом Понинским, бывшим владельцем
Турчиновки. Только в 1804 году помещица приказала землемеру отмерить для
церкви землю, однако в значительно меньших размерах, чем было ранее.
Согласно
описанию 1806 года возле церкви находился «цминтарь» (кладбище) длиной
85 и шириной 60 локтей, огражденный дубовыми «палями».
Также рядом
стояла колокольня, выстроенная в один ярус из дубовых брусьев (в длину –
5 и в ширину – 6 локтей) и покрытая гонтой. На ней висели четыре
колокола, отлитые в 1799, 1746, 1745 и 1778 годах.
Дом для дьячка
был построен «из ольхового, березового и соснового тонкого тесаного
дерева» длиной 15 и шириной 6 локтей, с сенями, двумя окнами «белого
стекла», двумя дверями, «снопками старыми покрытый». Для проживания
священника имелся более солидный дом длиной 19, шириной 10 локтей, с
крыльцом, восемью окнами «белого стекла», покрытый гонтой и с дубовыми
полами внутри. Возле дома находился «священническим же трудом
заведенный» сад, «шелковичные, грушевые, яблоневые, вишневые, сливовые
дерева имеющий», в котором священник также держал своих пчел.
Дом
этот был построен «иждивением» священника Павла Здаевского, первого
турчиновского пастыря, о котором удалось найти сведения. В 1796 году
отец Павел вместе с прихожанами присоединился к Православию. В 1806 году
составил историческое описание церкви. Два его сына также служили в
Турчиновке: старший – Илия – дьячком, младший – Александр – священником.
Сын священника Александра Здаевского Михаил не менее тридцати лет
прослужил в родном приходе пономарем.
Двадцать лет (1826-1846
г.г.) служил в Турчиновке священник Стефан Янчинский. В клировых
ведомостях за 1833 год он отмечал, что церковь «требует во всем составе
починки… утварью недостаточна, иконостаса в ней нет».
Позаботиться о
строительстве нового храма довелось следующему настоятелю прихода
священнику Давиду Немоловскому, посвятившему турчиновскому приходу более
тридцати лет. Его «тщанием», как отмечалось в клировых ведомостях, «на
средства прихожан при пособии от казны» в 1873 году был выстроен новый
деревянный на каменном фундаменте храм. Торжественное освящение храма
было совершено 25 августа 1874 года архиепископом Волынским и
Житомирским Агафангелом (Соловьевым).
Новая церковь была покрыта
жестью, внутри и снаружи покрашена масляной краской. Иконостас в ней
был устроен «новый благолепный и иконы живописи весьма хорошей». О
благолепии храма заботился и следующий его настоятель протоиерей
Христофор Захариевич, служивший в Турчиновке с 1882 года и переживший
вместе с прихожанами драматические события революционных лет. При нем
церковь была «внутри расписана орнаментами и священными изображениями».
Украшать
свой храм стремились и прихожане. 27 сентября 1904 года епископом
Владимиро-Волынским Арсением преподано Архипастырское благословение
прихожанам села Турчиновка «за пожертвование ими 1100 рублей на
благоукрашение местного храма, а крестьянин того села Яков Панасюк за
приобретение на свои средства паникадила стоимостью 400 рублей награжден
похвальным листом». Резолюцией епископа Волынского и Житомирского
Антония от 23 августа 1905 года за № 3594 «объявлена благодарность
Епархиального Начальства крестьянину села Турчиновки Николаю Никитюку за
пожертвование в приходскую церковь иконы Почаевской стоимостью 400
рублей и киота к ней стоимостью 30 рублей».
С 1886 года в селе
существовала церковно-приходская школа. В клировых ведомостях за 1896
год указано, что школа открыта 10 октября 1891 года (вероятно, речь идет
о новом здании). Там же отмечено: «Дом для ея помещения построен на
средства местных крестьян при пособии от Епархиального Училищного Совета
в сумме 100 рублей». На содержание школы крестьяне ежегодно вносили по
150 рублей: на жалованье учителю – 120 рублей; на отопление и сторожу –
по 15). Учительницей в то время была дочь чиновника Мария Бачилова.
Обучалось 28 мальчиков.
Еще одно открытие церковно-приходской
школы (её нового здания) состоялось 8 ноября 1896 года. «Старое здание
упразднено вследствие его маловместительности и ветхости, и выстроено
1896 года новое деревянное здание в 18 аршин длиною и 12 аршин шириною,
на каменном фундаменте, оштукатуренное, крытое гонтом, коего постройка
обошлась 1230 руб». Деньги для постройки здания выделили епархиальный
училищный совет (400 рублей), помещик Шестаков (700 рублей) и местные
крестьяне (130 рублей). На жалованье учителю в 1905 году епархиальный
училищный совет ассигновал 90 рублей и общество крестьян – 30 рублей.
Крестьяне также обеспечивали отопление. Учительницей в тот год состояла
дочь священника Анна Захариевич, окончившая Житомирское женское духовное
училище. Обучалось тогда 49 мальчиков и 17 девочек.
Из учителей
местной церковно-приходской школы известен еще Павел Малышевский, 12
апреля 1901 года переведенный на должность псаломщика в село Норинск
Овручского уезда. Сам отец Христофор Захариевич усердно трудился на ниве
образования. Он состоял заведующим и законоучителем (преподавателем
Закона Божия) церковно-приходских школ в селах Турчиновка и Малые
Коровинцы. «За особые труды, усердие и ревность по благоустройству
местных церковно-приходских школ» определением Училищного совета при
Святейшем Синоде от 26 апреля 1905 года за № 411 священник Христофор
Захариевич ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 11
мая 1905 года был удостоен награждения «книгою Библия, от Святейшего
Синода выдаваемою».
Особую заботу сельские священники должны
были прилагать к искоренению одного из основных недугов нашего народа –
пьянства. Мудрыми наставлениями отцу Христофору удалось достичь
некоторого успеха в уменьшении этого зла. Со времени введения
государственной винной монополии и закрытия частных кабаков, в селе
Турчиновка не нашлось желающих отвести помещение под казённую винную
лавку. Таковая была перенесена в другое село, что послужило к
прекращению пьянства в Турчиновке. В приписном селе Малые Коровинцы
батюшка сумел организовать общество трезвости (об этом будет подробно
изложено в истории тамошней церкви).
Среди многочисленных
обязанностей отца Христофора следует также отметить должность
благочинного, которую он исполнял более двадцати лет, депутата
Житомирского окружного училищного съезда, а также окормление приписной
церкви святой великомученицы Варвары в селе Малые Коровинцы (службы там
совершались через две недели и во вторые дни праздников Пасхи, Рождества
Христова и в День Святого Духа). К Турчиновскому приходу также были
приписаны деревня Княжин и состоявший из нескольких дворов хутор Степок
(ныне не существует). В 1913 году протоиерей Христофор Захариевич был
удостоен нечастой для священников награды – ордена святой Анны 3-й
степени, а в 1917 году – еще более редкого по тем временам для
священников отличия – палицы.
Вместе с супругой Александрой
Феоктистовной отец Христофор воспитал шестерых детей. Старший сын Иоанн
был священником в селе Печановка Новоград-Волынского уезда, младший –
Михаил – мировым судьёй в Туркестанском округе, дочь Галина – женой
полкового священника, Анна – учительницей в местной церковно-приходской
школе, а затем в женской гимназии, Наталия – учительницей в институте в
Киеве.
Как сложилась судьба протоиерея Христофора Захариевича после 1918 года, неизвестно.
Из
служивших в Турчиновке псаломщиков наиболее отличился Николай
Тимофеевич Костинский. Сын бедного дьячка из села Бабушки, он в течение
полувека добросовестно нес скромное служение пономаря, а затем
псаломщика на сельских приходах. 23 апреля 1904 г. за 50-летнюю службу
(из которой не менее 40 лет прошло в Турчиновке) императорским указом он
был награжден золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на
Аннинской ленте.
Храм святого Александра Невского в селе
Турчиновка действовал до 1934 года. В 1935 году его, по выражению
советских функционеров, капитально перестроили под клуб (сняли купола,
провели внутреннюю переделку, завезли клубное оборудование, мебель), а,
говоря прямо, осквернили и изуродовали.
Богослужение в церкви
удалось возобновить во время Великой Отечественной войны. В
Государственном архиве Житомирской области сохранился протокол
приходского собрания, состоявшегося 12 февраля 1945 года под
председательством Федора Михайловича Перепелицы в присутствии
председателя сельсовета Елены Коржук. Тогда церковным старостой был
избран Трифон Александрович Андрийчук, казначеем – Ксения Яковлевна
Ливанская, членами ревизионной комиссии – Ефим Денисович Алексюк, Б. И.
Вакулюк, Алексей Захарович Костюк, ключником – Ф. М. Перепелица.
4
июня 1945 года епископом Житомирским и Овручским Антонием (Кротевичем)
на приход села Турчиновка был рукоположен в священника Александр
Слободской, служивший до того времени с 1943 года диаконом в чудновском
храме Рождества Пресвятой Богородицы. В Турчиновке отец Александр
прослужил недолго, перейдя затем в село Сиряки (ныне село Ягодынка
Романовского района).
7 февраля 1947 года акт осмотра храма
подписал «соблюдающий турчиновский приход» священник Петр Куликовский,
бывший в то время настоятелем церкви в селе Тютюнники. В качестве
церковного старосты этот же акт подписал С. Пастухов. Сохранилась также
регистрационная карта от 22 июня 1948 года церковного старосты Павла
Якимовича Кривоцюка, 1887 года рождения, по профессии плотника.
В
1950-х – первой половине 1960-х годов настоятелем храма в селе
Турчиновка был протоиерей Александр Приходько, который здесь же и
проживал. Ему довелось пережить закрытие храма, а в 1965 году он погиб
(утонул). Могила его сохранилась на местном кладбище.
Турчиновский
сельсовет принял решение о закрытии храма и передаче его здания под клуб
3 сентября 1962 (1963 ?) года. 5 сентября 1963 года Бердичевский
райисполком расторгнул договор с общиной и вынес решение о передаче
здания храма под клуб. 2 ноября 1963 года пришло указание: «Мероприятия
по изъятию молитвенного здания рекомендуется провести после Октябрьских
праздников». В конце 1963 года храм у православных людей отобрали.
Люди
пытались защитить свою святыню. Об этом свидетельствует записка
уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Житомирском
облисполкоме В. Волкова председателю Бердичевского райисполкома А. П.
Сычевскому: «Из с. Турчиновка за последнее время в облисполком начали
приезжать делегации верующих с просьбой разрешить церковные службы.
Верующие мотивируют свою просьбу тем, что изъятое церковное здание в с.
Турчиновка местными органами не используется в качестве клуба или школы.
Прошу принять меры против активизации верующих». 10 февраля 1966 года
Волков пишет тому же адресату: «Изъятое помещение в с. Турчиновка от
религиозного общества, снятого с регистрации, длительное время не
переустраивается и не используется в качестве клуба. Такое положение
способствует активизации церковного актива и верующих не только из с.
Турчиновка, но и других сел Княжин и Малые Коровинцы, где собрано 130
подписей под заявлением с просьбой о возвращении им изъятого
молитвенного здания в с. Турчиновка».
Вскоре здание храма
было переоборудовано под клуб и используется в данном качестве до
настоящего времени. В изуродованном здании, оштукатуренном под шубу в
мрачный серый цвет, уже трудно узнать некогда величественный
православный храм. Однако имя святого благоверного великого князя
Александра Невского в селе не забыто. Настоятель храма в селе Тютюнники
протоиерей Зиновий Минькович, окормляющий также и Турчиновку, в 1998
году при помощи местного колхоза начал строительство новой церкви.
Небольшая церквушка выстроена из белого кирпича через дорогу от старого
храма. Литургия в ней пока совершается лишь в день престольного
праздника 12 сентября. К сожалению, даже в этот день собирается не так
много прихожан. Однако духовная нить, протянутая из прошлого, не порвана
– она имеет продолжение в настоящем и, надеемся, будет иметь будущее.
При написании статьи использованы документы из Государственного архива Житомирской области, архива Житомирской епархии.
Автор благодарит за помощь в поисках материалов диак. Игоря Кучерука, Л. А. Мозговую, Л. В. Мирошниченко.
Протоиерей Вадим Шапран, благочинный Чудновского округа, интернет-издание «Житомирский Меркурий»