В эпоху торговых центров и интернет-магазинов мы всё реже приходим на рынки. А младшему поколению и вовсе не понять, каково это – в субботнее утро собраться всем семейством и прийти на центральный рынок. Или вовсе отправиться в другой город. Но не столько ради покупок, сколько чтобы пообщаться, поторговаться, узнать последние новости и встретить старых друзей. На большинстве рынков давно уже нет того колорита и души. Но всё же остались легендарные толкучки, которые и по сей день могут похвастаться как широчайшим ассортиментом, так и богатой историей. Не проходите мимо, граждане, смотрите, какая вкусная история вырисовывается!
На Одесском Привозе: «Люди, имейте совесть, покупайте хоть что-нибудь!»
В ком ещё так хорошо развита торговая жилка, как не в одесситах? Да и вообще, если у украинца спросить ассоциацию со словом «базар», каждый второй наверняка назовёт Привоз. А между тем легендарной торговой площадке уже почти 200 лет.
В середине позапрошлого века Привоз возник как придаток к Старому рынку, на тот момент главному в Одессе. Стихийный, заполненный телегами с товаром, без конкретной меры весов и «в высшей степени грязно содержавшийся». Современники новоиспечённой торговой площадки сетовали на капитальную антисанитарию, разгул крыс, вонь от туалетных закутков и обилие гниющих нераспроданных продуктов. И вроде бы в 70-х годах XIX века рыночек замостили щебёнкой, вроде бы и каменные прилавки для раздела рыбы установили, но особенно это не помогло, «амбрэ» тянулся на сотни метров вокруг.
Было это больше 150 лет назад, а некоторые рынки и по сей день не особенно отличаются чистотой и порядком. Но оставим размышления о качестве базара журналистам небезызвестной телепередачи и вернёмся к истории.
Горбатого, говорят, исправит могила, а неопрятный Привоз исправил пожар. В 1902 году в Одессе в очередной раз разгулялась чума. И её истоки обнаружили на этом рынке: его залили карболовой кислотой, но посчитали меру недостаточной и попросту сожгли две трети прилавков.
Тогда Привоз возродился словно феникс, не иначе. В 1913 году на нем построили Фруктовый пассаж в четыре корпуса, оформили прилавки, наладили торговые сборы. И в этой цивильной гармонии закрутился-загудел Привоз со всем своим колоритом и многоголосьем. Здесь говорили на множестве языков и отпускали непринуждённые остроты, лишь бы удовлетворить клиентов, в то время как кто-то рядом нецензурно спорил с конкурентами. Но во всём этом была одна общая черта – торговали со вкусом и душой.
Эту душу не смогли ужать даже революционные лозунги. Когда «советы» пытались назвать одесский рынок Октябрьским, местные только рассмеялись им в лицо, продолжив «делать Привоз».
Позже Привоз заасфальтировали, возвели торговый комплекс, а некоторые торговые площади перенесли через дорогу, на Преображенскую улицу. В последние годы, под напором торговых тенденций, свели на нет весь «тот Привоз». Но если пройти чуть вглубь рынка, то можно найти старожилов и прикупить тюлечки со старых, «оригинальных» прилавков. Единственное, что не поддалось времени и перестройке – это искусство торговли. По сей день местные уверены, что после посещения Привоза вам будет хорошо или очень хорошо, в зависимости от того, как сторгуетесь.
Если с направлением и целью поездки определились, не составит труда поиск хорошей
квартиры посуточно. Одесса и ее Приморский район, в котором и находится знаменитый рынок, всегда радушно встречают гостей.
От босоты до элитных покупателей — завсегдатаи киевской Бессарабки
А в другой стороне нашей необъятной, в златоглавом Киеве, гудит ещё один легендарный базар, — Бессарабский, — где между рядов с мясом и картошкой вероятность встретить депутата Верховной Рады выше, чем в вип-ложе театра.
В середине XIX века за Крещатиком, на пустынной, вечно затопленной нечистотами площади собирался самый неблагоприятный контингент. Здесь не то, что не закупались, сюда в принципе без особой надобности не совались. Обходя стороной резиденцию босоты, никто и подумать не мог, что в будущем это будет элитный рынок.
Как дань прошлому, видимо, сейчас под Бессарабку иногда приходят шумные и политически подкованные бездомные. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
А тогда, в 70-х годах позапрошлого века Контрактовая ярмарка переместилась на Крещатик, и стихийщиков постепенно стали смещать на свободные территории. Так и сложилось, что на фоне развивающегося элитного Крещатика начала появляться дурно пахнущая, шумная, но весьма перспективная Бессарабская рыночная площадь. Облагородить весь этот купеческий разгул удалось лишь в первом десятилетии прошлого века.
Нынешнее здание Бессарабки было возведено с денег мецената Лазаря Бродского, наследника сахарной индустрии, инициатора многих построек столицы и весьма предприимчивого мужчины. На каких условиях он предоставил киевской власти сумму в полмиллиона рублей – совершенно отдельная история. Но факт всё же в том, что в 1912 году перед покупателями предстал новомодный, уникальный в техническом оснащении торговый корпус. Со стеклянной крышей, подземной холодильной установкой и даже рестораном.
Если сейчас столичный турист поднимет голову чуть выше мерцающих витрин, то увидит на здании рынка две башни. По проекту, предусмотрительному архитектором, там установили резервуар с водой и компрессор.
На удивление всем, Бессарабка в любое время блистала редкими товарами. В период голода здесь предлагали широчайший ассортимент, а в эпоху дефицита голова шла кругом от заграничных, импортных и действительно качественных продуктов. Пережившее войну и бережно восстановленное городской властью здание рынка сейчас почти не отличается от первозданного, поэтому вполне может служить туристической достопримечательностью. Не всем по карману купить здесь килограмм яблок, но хоть за просмотр денег не берут – стоит воспользоваться шансом.
Современные искусствоведы и историки ломают головы, архитекторы тратят колоссальные суммы на воссоздание исторической действительности. Этносёла, хуторы, целые городища зазывают туристов яркими афишами и костюмированными представлениями. Мол, снимай
квартиры посуточно в Киеве недорого и окунайся в историю! А ведь сама история куда ближе, чем кажется – пару остановок на маршрутке из туристического центра и вот она, между прилавками с мясом и лотками с коврами.