Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Місто, Україна

Святой Анастасии Римляныни женский монастырь

Автор: Людмила Пуляева, 26.03.2012, 09:40:42



1. Історія.

Монастир відкрито за рішенням Священного Синоду Української Православної Церкви від 30 березня 1999 р. Обитель розташовано на територии колишнього туберкульозного санаторію. Першою настоятелькою монастиря була схимонахиня Рафаїла (Чернецька, †2005). З дитинства прикута до інвалідного візку, вона присвятила себе молитвам та прийняла чернецтво. Духовні сестри матушки, що доглядали за нею, утворили чернецьку громаду, якій згодом було передано закритий санаторій. У нову обитель, до матушки Рафаїли, яка мала особливий дар молитви, за духовною підтримкою та порадою приїжджали здалеку. Зусиллями сестер монастиря будівлі колишнього санаторію набувають рис церковної архітектури, зводяться нові споруди. В одному з старих корпусів влаштовано храм прп. Сергія Радонезького6, на території споруджено і 2 червня 2002 р. освячено дзвіницю, 1 серпня 2002 р. закладено собор св. прпмц. Анастасії Римлянині, покровительки міста Житомира, з нижнім приділом прп. Серафима Саровського.

Святині:

Ікона св. прпмц. Анастасії Римлянині з часточкою мощей,
ковчег з часточками мощей святих.

Часточку мощей св. Анастасії привезено зі Святої Гори Афон і передано духовенству Житомирської єпархії у 2003 р. Особливе шанування у Житомирі св. Анастасії Римлянині має свою історію. У 1860-х рр. чесну главу св. Анастасії передав у Росію патріарх Антіохійський Ієрофей. Пізніше цю святиню зберігав архієпископ Модест (Стрельбицький). Вступивши 1889 р. в управління Волинською єпархією, він привіз із собою главу св. Анастасії з Росії до Житомира і перед кончиною (†1902) заповів святиню житомирському кафедральному Преображенському собору, у крипті під яким наступник владики Модеста архієпископ Антоній (Храповицький, майбутній митрополит Київський) спеціально влаштував 1902-1903 рр. нижній Свято-Анастасіївський приділ. У радянську добу глава св. Анастасії зникла з храму.


2. 19.01.2006.
В сосновом бору украинского города Житомира возрождается женский монастырь
Неподалеку от Житомира, на развалинах бывшей графской усадьбы, где в советские годы располагался противотуберкулезный санаторий, сегодня строится женский монастырь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Трудами и молитвами кротких инокинь здесь появились аккуратные келии, небольшой храм и столовая для бедных. Район этот носит поэтическое название Малеванка…

Покровительница Житомира.
Огонек живой веры зажегся здесь еще весной 1999 года по благословению Преосвященнейшего Гурия, Епископа Житомирского и Новоград-Волынского. С тех пор обитатели монастыря постоянно чувствуют незримое присутствие своей небесной покровительницы — Анастасии Римляныни, которая является и покровительницей Житомира.

Святая Анастасия жила во дни царя Декия и его соправителя Валериана. После смерти родителей ее воспитывали в женском монастыре, находящемся неподалеку от Рима, в уединенном месте. Едва достигнув совершеннолетия, девушка стала настолько красивой, что многие знатные римляне страстно желали взять ее в жены. Но подвижница, отвергнув мирские блага, ушла в монахини. Возмущенные язычники попытались оклеветать ее перед военачальником Провом. «Эта девица, — говорили они, — не только не хочет иметь мужа, но и над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого».

Услышав о красоте юной монахини, военачальник приказал своим слугам немедленно привести ее. Ворвавшись в монастырь, они наложили на шею девушки железные цепи и потащили ее в город. Желая пощадить Анастасию, военачальник Пров посоветовал ей поклониться языческим «богам» и выйти замуж «за мужа высокородного, близкого к царскому престолу» (возможно, он имел в виду себя). Когда же святая отказалась от всех прелестей мирской жизни, ее растянули и привязали к четырем столбам головой вниз, били палками и жгли огнем. Но вместо стона она молилась. Тогда палачи привязали ее к колесу и, вращая, переломали все кости. Анастасия снова обратилась ко Господу, и — колесо вдруг остановилось, а она, отвязанная невидимой силой, встала совершенно здоровой и невредимой. Увидев такое чудо, военачальник не образумился, но, наоборот, усилил мучения: Анастасии строгали ребра, вырвали язык и в конце концов отрубили голову. Святое тело выбросили на съедение зверям, но оно сохранилось неприкосновенным: верующие собрали отсеченные части и спрятали в укромном месте…
В 60-х годах XIX века честная глава святой Анастасии прибыла в Житомир: как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий). До революции святыня находилась в нижнем храме Свято-Преображенского собора. По молитвенным обращениям к святой Анастасии Римляныне происходило множество чудес и исцелений. К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы… Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой.

В годы большевистских гонений Свято-Анастасиевскую церковь осквернили и закрыли. Честная глава таинственно исчезла и появилась только в 1941 году, когда Богослужения в обители возобновились. Вторично она скрылась в то время, когда вновь стали закрывать храмы. Верующие житомирцы надеются, что со временем мощи святой Анастасии снова будут обретены. Возможно, искренняя молитва насельниц недавно открывшегося Свято-Анастасиевского женского монастыря даст осуществиться этой надежде и Господь снова явит честную главу преподобномученицы Анастасии.

Под именем Архангельским.
Женский Свято-Анастасиевский монастырь растет прямо на глазах изумленных житомирцев. Горожане до сих пор удивляются: каким образом заброшенные здания бывшего санатория смогли так быстро преобразиться в обитель? Многие уверены, что монастырь возводится чудом Божиим и молитвами настоятельницы монастыря схимонахини Рафаилы (названной в честь Архангела Рафаила, исцеляющего от болезней).

Когда-то матушка Рафаила была Ниной Чернецкой. В девятилетнем возрасте заболела корью. Неправильное лечение только ухудшило и без того слабое здоровье девочки. Маленькую Нину парализовало, и она осталась инвалидом на всю жизнь. От пережитого горя умер ее отец Евстафий. А мать Елена продолжала с любовью ухаживать за дочерью. Жили очень бедно, уповая на милость Божию. В двадцать четыре года Нина приняла иночество (рясофор), в тридцать пять постриглась в монашество с именем Серафима. Ее примеру последовала мать, принявшая постриг с именем Магдалина.

После смерти матери дочь осталась на попечении духовных сестер. Женщины, окружавшие матушку Серафиму, приняли монашество и остались жить в ее доме. В 1998 году матушка смертельно заболела и по благословению Преосвященнейшего Епископа Гурия ускоренно постриглась в великую схиму с именем Рафаила. И произошло чудо — матушка выжила! А вскоре житомирские власти передали аварийные здания санатория, находящегося в сосновом бору, под строительство женского монастыря.

На Пасху в 2001 году Владыка Гурий наградил матушку наперсным крестом, который символизирует ее страдальческий крест — крест послушания и мудрого управления обителью. Судя по откликам паломников, жизнь схимонахини Рафаилы — исключительно редкий пример того, насколько сила духа и молитвы может преодолевать физическую немощь. Матушка передвигается только в коляске, без посторонней помощи не может ни сесть, ни лечь, ни даже повернуться. Но пообщавшись с ней, люди с удивлением обнаруживали: это не ей, это им нужна ее помощь. В маленькой хрупкой женщине столько внутренней силы и столько знания, что к ней за советом идут разные люди — и простые, и занимающие высокие должности. Каждый, кто побывал в святой обители, уносит в сердце частичку теплой матушкиной любви и благодати.

В процессе общения с матушкой Рафаилой многие преображаются, некоторые впоследствии даже принимают монашество. А образованная молодежь решительно поворачивает свою карьеру в сторону богословских школ и священства. Поток людей к матушке Рафаиле не иссякает. У всех свои проблемы… «Матушка, пропал ребенок, помолитесь»… Через пару дней гулену-сорванца нашли в Одессе. Видимо, по ее молитве.

Особенно поразил случай, связанный с исчезновением местного таксиста, которого милиция долго разыскивала. Но после матушкиных молитв удалось обнаружить его водительские права, по которым вышли и на убийцу. Оказалось, что тело таксиста зарыли в пустынном месте на трехметровой глубине…

Неотмирный мир.
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 18)» — таков принцип жизни насельниц этого удивительного монастыря. Здесь говорят негромко, но всегда отчетливо. Между собой все очень близки, но обращаются друг к другу на «вы». Они знают, для чего пришли в этот неотмирный мир. Сюда, к островам чудесной силы, стекается людской поток.

Сегодня в женском монастыре более сорока насельниц. Монастырская территория составляет примерно два гектара. Монастырский храм оборудован по типу домовой церкви: несколько палат объединили в одно пространство, арками выделили солею (внешняя сторона алтаря), под золото покрыли иконостас — и получилась дивная, великолепно расписанная церковь. Своей красотой также поражает икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Есть в храме и небольшой деревянный ковчежец с мощами святых.
Сейчас в монастыре идет строительство собора. При закладке фундамента в Житомир приехала мать одного дипломата: она не только привезла пожертвования, но и лично руководила строительными работами. Когда заканчивались деньги, схимонахиня Рафаила обращалась с молитвами к Богу, Богородице и всем святым… И на следующий день внезапно появлялись желающие внести пожертвование монастырю или помочь в строительных работах. Так благодаря молитвам матушки-наместницы строительство собора продолжается. Неустанно молящиеся монахини неоднократно выпрашивали у Господа продлить жизнь изможденной от болезни матушки Рафаилы. Сестры этой обители иногда приезжают в Киево-Печерскую Лавру и смиренно просят подаяние на строительство храма. Многие опускают в деревянный ящичек свою скромную лепту. Из таких вот пятачков да гривенников и растут величественные стены собора. Быть может, после его воздвижения нетленные мощи преподобной Анастасии вновь обретутся…

Когда верстался номер, нам стало известно, что 16 декабря, на день Великомученицы Варвары, матушка Рафаила почила в Бозе. Хоронили ее в праздник Святителя Николая, 19 декабря. Но женский монастырь по ее молитвам продолжает созидаться…

16 декабря исполнилось 5 лет со дня кончины основательницы Житомирского женского монастыря в честь мученицы Анастасии Римлянины схимонахини Рафаилы Чернецкой, жизненный и христианский подвиг которой достоин прославления. В настоящее время собираются материалы для возможной будущей канонизации подвижницы. В связи с этим предлагаем вниманию читателей этот небольшой очерк о подвижнице нашего времени, опубликованный в киевской газете «КИРИЛЛИЦА».

«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91: 13) — пришли на память слова псалмопевца, когда с игуменом Иоанном мы направлялись влажной аллеей к кладбищу житомирского женского монастыря святой Анастасии Римляныни, к почитаемой могиле схимонахини Рафаилы (Чернецкой), почившей пять лет тому назад, 16 декабря 2005 года, накануне дня памяти великомученицы Варвары, особо чтимой матушкой.

Врачи Киевской больницы имени академика Шалимова, где схимонахиня Рафаила проводила последние дни своей земной жизни, поражались: как могла в обескровленном крошечном организме удерживаться все эти годы душа, ведь обездвиженное с девятилетнего возраста тело матушки весило… 16 килограммов. Не все знали, правда, что перед ними не беспомощный умирающий инвалид, но исполненный благодати Святого Духа подвижник, воин Христов, одаривший великой любовью сотни и тысячи людей, устремлявшихся к матушке даже из-за океана.

Дивный храм.
50 лет несла она невообразимо тяжелый и по человеческим меркам немысленный крест болезней. Однако юная Нина Чернецкая, ставшая инокиней Серафимой, а потом и схимницей Рафаилой, сумела не просто выжить, но жительствовать — активно и полноценно, а в конце своего земного пути создать в живописном лесу под Житомиром удивительную по красоте и благодати обитель. Венцом ее стал выстроенный под руководством матушки Рафаилы 49-метровый собор во имя Анастасии Римляныни, покровительницы Житомира, и преподобного Серафима Саровского — пожалуй, один из наибольших по масштабам из нововозводящихся на Украине.

О том, как строился собор, рассказывать надо отдельно. Приведу лишь некоторые факты. Среди духовных чад матушки были люди и весьма состоятельные, и занимающие высокие посты на Украине и в России. Так, когда матушка по настоянию врачей проходила лечение в Ялте, мэр города, узнав о ее приезде и познакомившись с ней, готов был оставить все свои административные дела и находиться при схимнице неотлучно. Чтил матушку и известный в России барон и меценат Эдуард фон Фальц-Фейн, который при поддержке посла РФ на Украине Виктора Черномырдина содействовал в изготовлении и доставке художественной работы литых соборных врат с изображениями святой Анастасии и преподобного Серафима Саровского (автор — народный художник России Сергей Пресекин, соавтор росписей московского храма Христа Спасителя; скульпторы — члены-корреспонденты Российской академии художеств Алексей Ветшев и Дмитрий Тугаринов). Двери, по заключению экспертной комиссии Фонда содействия скульпторам России «Скульптор», признаны уникальным произведением искусства и занесены в каталог «Искусство России» ("Rassion art guide-2009"). Нижний храм собора — во имя преподобного Серафима — увенчан резным белокаменным иконостасом, а верхний позолоченный 11-метровый четырехъярусный иконостас будет украшен резными херувимами. За образец проекта монастырского собора взят известный храм во имя великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге архитектора Константина Тона. Ступени храма и цокольную часть украшают композиции из лезниковского красного гранита (из него сооружен мавзолей на Красной площади в Москве); одних гранитных балясин под перила лестниц, ведущих к храму, будет более 240. Композиции из зеленых насаждений вокруг собора планировал главный флорист-биолог известной усадьбы-заповедника графов Потоцких «Софиевка» в Умани. Тогда в беседе с насельницами обители подумалось: собственно, этот чудо-собор есть своеобразное отражение духовного величия основательницы монастыря матушки Рафаилы. По слову царя Давида, «свят храм Твой, дивен в правде» (Пс. 64: 5-6).

У могилы.
От могилы матушки, заботливыми руками послушницы Светланы устланной ковром из нежного ярко-зеленого лесного мха и украшенной букетами бордовых и желтых роз, освещенной блеском горящих свечей, веяло пасхальной радостью.

Время от времени могила схимницы обретает новое украшение, соответствующее сезону: весной — это нежные ландыши, нарциссы и тюльпаны, затем их сменяет венок из душистой сирени, летом — полевые ромашки и небесного цвета васильки, позже — гроздья калины и чернобривцов, в декабре — печальные хризантемы. Духовные чада схимницы, в частности руководители фирмы «Add world», даже выпустили календарь, запечатлевший времена года на могиле матушки. Здесь же, под навесом, и свечи для паломников; их можно брать самостоятельно, опустив в копилку символическую сумму; у креста — негасимая лампада с кисточкой: каждый приходящий может начертать крестик на челе, а в прозрачный пластмассовый ящичек опустить записку с молитвенной просьбой к матушке. Таких записок за день набирается множество.

Сама блаженной памяти старица никого не отпускала без утешения, каждый приходящий к ней, будь то священник — а иногда и епископ — или простой деревенский житель, был встречаем с одинаковой любовью, вниманием и с поразительным даром старчества — видением в человеке всех его качеств, дарований и недостатков. И никто не уходил от матушки Рафаилы не утешенным, не одаренным благодатной любовью. Отец Иоанн и некоторые из сестер обители записывают удивительные случаи исцелений и благодатной помощи, полученной от Господа после молитв у могилы старицы: при жизни она молилась о людях, а после перехода в вечность обрела у Господа особый дар ходатайств о притекающих к ней. Не случайно первоиерарх Украинской Православной Церкви Митрополит Владимир, знавший матушку при жизни и посещавший с пастырским визитом новосозданную обитель великомученицы Анастасии, ценил духовные и организаторские дарования старицы. Когда после кончины схимонахини Рафаилы игумен Иоанн обратился к Митрополиту Владимиру за благословением о выпуске книги о ней, тот с любовью благословил со словами: «Да, она была святой».

Монастырское предание.
Существует в монастыре предание, что после завершения строительства собора и всех отделочных работ в синодальный отдел по канонизации будут переданы документы для прославления старицы как местночтимой святой. Конечно же, о сроках таких деяний ведает один Господь. Хотя по церковным нормам после кончины праведника должно пройти не менее 20-30 лет, в церковной истории бывали случаи, когда угодники Христовы прославлялись Церковью и в более краткие сроки. Например, святитель Григорий Палама был канонизирован в 1368 году — через девять лет после отшествия ко Господу († 1359). Конечно, Церковь в таких вопросах проявляет должную осторожность и сдержанность, чтобы воля человеческая не упреждала волю Божию.

Приведу пример. В этом году минуло 22 года со дня кончины блаженной матушки Алипии (Авдеевой, † 1988), на протяжении многих десятилетий несшей подвиг юродства и старчества. И хотя она официально не прославлена Церковью, ее мощи уже три года тому назад перенесены с киевского Лесного кладбища в Голосеевскую пустынь, где некогда она подвизалась в небольшой хибарке и принимала множество людей, оказывала помощь, чаще всего носившую чудотворный характер. Об этом подробно свидетельствуют книги о блаженной Алипии, ей написан акафист, а то, как почитают ее в Киеве и вообще на Украине, напоминает о всенародной любви россиян к Матронушке Московской. Собственно, издание книг, рассказывающих о святой жизни угодников Божиих последнего времени, предваряет чаще всего их общецерковное прославление. О схимонахине Рафаиле же выпущено несколько фильмов, написано множество статей и очерков, собираются новые факты о ее жизни.

Матушка Рафаила распространяла духовное покровительство сначала на людей преимущественно своего региона — Житомирской и Киевской областей. Причем принимать она стала еще в достаточно юном возрасте, после пострига, когда еще жила со своей покойной матерью-монахиней и некоторыми сестрами, ухаживавшими за ней, в частном доме на краю Житомира, в районе с поэтическим названием Малеванка. Но в последний период матушкиной жизни, особенно в последние годы, к ней ехали и из России и Беларуси, Молдовы и стран дальнего зарубежья. Человек, встретившийся с нею хоть раз, испытывал непреодолимое желание видеть и слышать ее снова. Она действительно была носителем той любви Христовой, о которой писал апостол Павел, что «все покрывает… все переносит… и никогда не перестает» (1 Кор. 13: 7-8).

В келье.
Почитатели матушки скульпторы Алексей Ветшев и Дмитрий Тугаринов отлили из бронзы небольшую скульптурную композицию: отец Иоанн с матушкой Рафаилой на руках, в Ялте, за полгода до смерти старицы. Теперь эта композиция стоит в келье схимницы. Здесь же и молитвенный угол матушки с почитаемыми ею иконами и негасимой лампадой, библия, напрестольное старинное Евангелие, кресты, святыни, привезенные из Иерусалима и других мест, множество комнатных растений и цветов, аквариум с рыбками. В келью можно зайти по благословению, помолиться здесь. Довелось мне в день посещения обители увидеть в келье матушки, где все сохраняется в неизменности, как и при жизни схимницы, «ежедневно забегающего на минутку» молодого предпринимателя, которому обитель обязана 846-метровым белокаменным забором. Сотворив земной поклон в келье, а затем навестив могилу старицы, он умчался по своим неотложным делам. Сюда же, в келью, захаживает любимая матушкой кошка Лялька. Она трется о ноги и нежно мурлычет…
А мне почему-то подумалось тогда: о чем молилась по ночам старица, лишенная с детства возможности двигаться, когда в часы ее ночного одиночества стучал дождь по карнизу ее кельи и ветер шумел в сосновом бору? Или, когда над обсыпанными снегом соснами восходила луна, а она лежала на своем крошечном детском ложе и была наедине с Богом.

О чем она беседовала с Ним?

Дежурная келейница, отдыхавшая рядом на сдвинутых стульях, должна была трижды за ночь сменить положение матушки, чтоб усохшее тело не затекало. К тому же матушка часто и тяжело болела, хотя никогда нельзя было увидеть ее унывающей или раздраженной. Эти качества были несвойственны ей. Лишь иногда по ночам из утомленной груди вырывался тихий стон, и келейница замечала, что лицо старицы омочено слезами. «Не беспокойся, Татьянушка, — ласково говорила она встревоженной послушнице, — мне уже значительно лучше».

Монашеская фамилия.
Кстати, в эту поездку впервые для себя обратил внимание на корень фамилии матушки Рафаилы — Чернец-кая. Очевидно, в роду этом с древних времен были боголюбивые чернецы-монахи. Кто знает, в каких обителях Древней Руси их могилы! Рядом с матушкой покоится ее старший брат, архимандрит Лазарь (Чернецкий, † 2002) — главный ходатай перед властями, по поручению матушки, о выделении земли для создания монастыря; мать схимницы также на закате земной жизни приняла монашество. И припомнился рассказ матушки Рафаилы, услышанный мною во время первой встречи с ней, о том, как она «своими ножками пришла в больницу, а оттуда папа меня уже вынес в одеяле. Я перестала расти и двигаться, и, по прогнозам врачей, жить мне оставалось недолго». «Но я об одном молила Бога, — продолжала она певучим мелодичным голосом, — чтоб стать мне монашечкой…» Из детей, лечившихся вместе с ней, в живых осталась она одна: то ли врачи тогда перепутали какую-то вакцину, то ли лекарство было ядовитым… Время было послевоенное, к смертям, даже детским, привыкшее. Но, видно, этому больному ребенку предначертано было Богом создать обитель заступницы Житомирского края Анастасии Римляныни, честная глава которой хранилась в кафедральном соборе Житомира, но бесследно исчезла во время последней войны. Матушка всю жизнь молилась и хранила надежду об обретении этой святыни. «Ведь и мощи батюшки Серафима казались бесследно исчезнувшими», — не раз говорила она.

Из воспоминаний послушницы.
Там же, в келье матушки, довелось познакомиться с послушницей Татьяной Ивановной, которая более 30 лет ходила за матушкой и была у нее келейницей. Она не принимала пострига, но по-прежнему проводит в монастыре большую часть времени. Это ей матушка сказала много лет назад: «Приходи ко мне дежурить по ночам, и эти ночи станут для тебя золотыми». Вот что нам рассказывала Татьяна Ивановна.

Молитвы о священнике.
«Я встретилась с матушкой много лет назад, когда она еще была молоденькой инокиней Серафимой и жила с мамой на Малеванке в частном доме. Я была тогда совершенно светским и нецерковным человеком, в религиозных вопросах ничего не понимала, преподавала английский язык в школе, а муж у меня был военным. И дочь у нас тяжело болела. Собственно, это и привело меня в Церковь.

Я пообщалась с матушкой, она меня очень хорошо приняла. Было очень уютно в этом доме. Я не понимала тогда, что такое благодать. Она сказала, что у них в доме говорят только о духовном, говорят только про Бога. Горели лампады, со стены смотрели лики святых, а в моей квартире ничего этого не было. Я и перекреститься толком не умела. Но матушка никогда не поучала, она учила других своей жизнью. И я постепенно возле нее стала меняться, стала обретать веру и жизнь.

Вот как-то умер один священник, которого я знала, который, собственно меня к матушке и направил. Он же ее и причащал на дому. Уж не знаю почему, но тогда она передала мне деньги и попросила заказать сорокоусты в трех храмах об упокоении этой души. Выполнив это поручение, прихожу к ней, смотрю, а матушка совсем разболелась, еле говорит. А я у нее и спрашиваю: „Матушка, ты, наверное, за отца Феодота так мучаешься, за его грехи?" А она: „Я болею?! Ну что ты!" И снова дает мне деньги из своей крошечной пенсии и просит заказать в трех монастырях сорокоусты по усопшему. Вот так она за каждого человека мучилась, вымаливала, каждому делала только добро. А у меня тогда даже ума не хватило заплатить свои деньги, хотя их у меня было гораздо больше. Это со временем я стала понимать, что человек этот необычный, что она учит нас уподобляться Христу и жертвовать собой, носить иго Христово».

«Блаженны милостивые».
"Или другой эпизод. Одна болящая попросила деньги на дорогу до Севастополя, и матушка отдала все, что имела. Я удивилась и спрашиваю: «Матушка, вы же всю пенсию ей отдали, на что жить будете?» А она: «Да? А вдруг она пойдет сейчас и сворует их где-нибудь? И вместо дома попадет в тюрьму или психушку? И грехи будут на мне». А я тогда подумала: «Ну, я бы никогда не отдала все до копейки». Не знала я также, что матушка была одарена Господом прозорливостью, но всячески скрывала это. Тут как раз мы на службу собираемся в собор: матушку туда возили в колясочке. И вот стоим на службе, а к ней без конца подходят люди и дают деньги — кто 3, кто 5 рублей. Я прямо поразилась: «Что ж такое, — думаю, — дай-ка я буду считать…» И подсчитала, что дали матушке в тот вечер ровно в три раза больше, чем она отдала той болящей. И я поняла тогда, что это было вразумлением для меня.

Вот так учила матушка — своим поведением. Она никогда не делала замечаний. Единственный раз только сказала мне тихо, чтоб я при монахах никогда ничего не крестила. Я боялась колдуний — суеверная была — и старалась все крестить: и пищу, и вещи. А она мне сказала: «При монахах и священниках ничего крестить не следует. Вы так выказываете неуважение к ним».

Гонения.
«Матушка рассказывала, как она с мамой ходила в собор, а их прогоняли иногда особо „ревностные" прихожанки, полагая, что такой инвалид у матери за ее грехи. И мама матушки на исповеди сказала священнику, что их гонят из храма. „И правильно делают", — ответил резко тот. А священником был тот самый отец Феодот, который матушку впоследствии причащал на дому. А женщина с клироса, которая гнала их, после целовала у матушки руки и просила благословения. Но мать Рафаила совершенно беззлобной была, но несла вот такие скорби за людей, никогда не переставая о них молиться. Кто бы к ней ни приходил, она не оставляла ни одного человека, особенно слабо верующего, страждущего. Она, пока не доведет такого до опытного духовного отца и не передаст, как говорят, из рук в руки, никогда не забывала ни одной души, так что каждый приходящий к ней чувствовал себя самым дорогим и горячо любимым».

Как Никодим Святогорец в дом престарелых привел.
«Как-то прихожу на ночь, разговариваем о чем-то с сестрами, я начинаю кого-то осуждать. Она и говорит: „Татьяна, почитайте вот это". Я гляну и отвечаю: „Да я это уже читала, матушка". Она улыбнется, ничего не скажет: хорошо, мол, читайте то, что хотите. Вот таким путем воспитывала. И литературу давала очень избирательно: сперва жития святых, потом что-то посложнее. А мне казалось, что раз я с высшим образованием и знанием иностранных языков, то могу и религиозных философов читать. Потом, наконец, дает мне матушка „Невидимую брань" Никодима Святогорца в переводе Феофана Затворника. В ту пору этой книги нигде нельзя было достать. Я прочла ее как откровение и даже от руки переписала всю. Позже подарила ее в церковь житомирского дома престарелых. Ведь по благословению матушки в житомирском доме престарелых был создан храм, и я там, в доме, также несла послушание, ухаживая за стариками и духовно их поддерживая. Их там причащали и исповедовали. А некоторых даже венчали. И такое было. Вот так матушка, сама инвалид с детства, помогала старикам, детям, юным».

О прозорливости.
«Примеры прозорливости? Да их много, только матушка очень скрывала это. Как-то приехала к нам родственница, мужа моего родная сестра Капитолина. Вот матушка и спрашивает: „А что, Таня, Капитолина молится Богу?" — „Да, и очень хорошо молится. Псалтирь, акафисты читает, Евангелие, Апостол — все читает". А матушка и говорит: „Терпи от нее все — ради спасения ее души". Думаю, что мне от нее терпеть, она ж так хорошо ко мне относится. А позже я узнала, что Капитолина оказалась душевнобольной. Сначала это было едва заметно, потом ей стало хуже, и дошло до того, что однажды она кинула в меня топором и вообще возненавидела меня, не пускала в дом, чтобы я за ней ухаживала. А потом поленом так в меня швырнула, что оно в двух сантиметрах от виска пролетело. Ведь могла запросто меня убить. Но по молитвам матушки все обошлось.
Сейчас она выздоровела душевно, но болеет физически: прикована к постели и требует ухода. Смотрю за ней, как матушка заповедовала; ради спасения ее души регулярно привожу батюшку, который соборует и причащает ее. Вот так матушка и ее вымолила».

Откровение о монастыре.
«Вы спрашиваете, как она монастырь создавала? Мы ее как-то спросили, а она и говорит: „А у нас будет свой монастырь". Откуда вы знаете, спрашиваем. А она и рассказала, как стояла на службе в церкви на Русском кладбище. Матушка задремала в колясочке и слышит ектению: „И об обители сей помолимся…" И так несколько раз. Хотя храм был кладбищенский, и никакой обители там не было. Вот и поняла она это как указание Божие. А потом начались многолетние ходатайства перед житомирскими властями. И был нам передан за городом, в лесу, в 1999 году заброшенный детский противотуберкулезный санаторий».

Цена послушания.
«Матушка, кстати говоря, не благословляла меня ездить по святым местам. Я слишком много видела и ездила в своей жизни. В том числе и по святым местам, когда уже воцерковилась. Видимо, не было воли Божией мне разъезжать. Вот матушка и проверяла мое смирение и послушание. Но раз приезжает один батюшка и говорит, мол, я купил столько-то литературы в Киево-Печерской Лавре, такие книги чудесные, на улице продают, и дешевые такие. А я книги очень любила, и даже в Почаеве как-то запросила в книжной лавке все до единой книги по два экземпляра. Вот и стала молить матушку отпустить меня в лавру. Она улыбается, ничего не отвечает, а потом говорит: „Что ж, поезжайте". Я и поехала. И ни одной книжки не купила. Возвращаюсь перепуганная и говорю матушке: „Чуть под поезд не попала!" Я перебегала пути прямо перед электричкой и чуть под поезд не угодила. А она и говорит так тихо: „Вот видишь, нужно слушаться…" Ее молитвы меня от смерти в который раз и спасли».

Автор: Людмила Пуляева, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info
Місто | 26.03.2012 | Переглядів: 8538
Коментарів: 3
Arina
1 Arina (Arina)   • 13:24:01, 26.03.2012 [Материал]

Жители Житомира - житомиряне...
truckstop
2 Truckstop (truckstop)   • 02:26:01, 27.03.2012 [Материал]

А я даже не заметила, про житомирян... Очень интересно, прочитала на одном дыхании. Спаси Бог.
Maxonchik
3 Maxonchik (Maxonchik)   • 01:20:18, 28.03.2012 [Материал]

Волшебное место....)