О житомирских подземельях написано и пересказано уже столько, что, казалось бы, и добавить нечего. Ан нет. Вроде и исследовались эти памятки давнего прошлого, насколько это возможно, и легендами обросли такими, что египетским пирамидам впору лопаться от зависти, а оказывается, тайны житомирских подземелий не иссякают.В советские времена эта часть областного центра находилась под неусыпным оком КГБ, и все археологические исследования в лабиринтах проводились исключительно с санкции чекистов. Они, судя по всему, и владели наиполнейшей информацией на предмет того, что же там, под землей, есть.
Сегодня общеизвестно, что начали строиться житомирские подземелья еще во времена Литовского княжества, то есть в XIV–XV столетиях. Цель их сооружения — банальный способ укрыться от врагов. Основными храмами в Житомире были тогда вовсе не православные церкви, а католические костелы, поскольку город-то в те времена был именно польским. В традиции католиков (иезуитов, если быть более точным) имело место сооружение каменного костела с обязательными подземными галереями, дабы в случае нападения врагов, пока те яростно штурмуют каменную твердыню храма, благополучно уйти через «андеграунд» на берег Тетерева или еще куда подалее от очага сражения. Такое иезуиты впервые стали применять в средневековой Севилье, потом их «ноу-хау» распространилось по другим католическим странам. Но каково же было изумление иезуитов, а затем, спустя много веков, и чекистов-кагебистов, когда обнаружилось, что подземелья под Житомиром задолго до них уже кто-то прорыл! Только вот кто же это таким прытким оказался?
До революции 1917 года (да и после нее еще долгое время) основным источником информационных знаний служил «Энциклопедический словарь» Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Вот что в нем указано относительно житомирских подземелий — и вовсе не польского происхождения: «…Из утесов некоторые издавна получили особые названия — скала Чацкого с пещерами, служившими жилищем доисторическому человеку…».
Неужели «соавторами» житомирских подземелий были неандертальцы, бегавшие за мамонтами по Голове Чацкого с каменными топорами?
И вообще — кто из житомирян может сказать, что видел воочию входы в эти пещеры? Никто! А все потому, что в 1965 году входы эти по указанию КГБ были затоплены — вместе с лабиринтами, разумеется.
Когда строили знаменитую житомирскую дамбу (начали ее возводить в 1962 году), руководители стройки доложили в Житомирский обком КПСС: вот, мол, что мы нашли — пещеры! Глубокие! Доклад ушел в Киев, откуда вскоре нагрянула экспедиция. Что они делали в этих пещерах — трудно сказать, но вердикт был очень строгим: «Пещеры являются нижней частью фортификационного сооружения прим. V в. н. э. Предположительно они относились к крепости, построенной на берегу р. Тетерев готами для военных нужд. Пещеры исторической ценности не представляют».
Вот так и была дана отмашка к их затоплению. Построили дамбу, поднявшую уровень воды на 15 метров, и готские пещеры оказались под водой. Вердикт научных умов по тем временам выглядел не таким уж и странным, поскольку официальная советская историческая наука признавала лишь одну версию: Киевскую Русь построили славяне — и точка! А тот факт, что задолго до Руси на землях от Черного и до Балтийского морей в IV–VI веках нашей эры существовала целая империя германцев-готов (в ее состав полностью входила и территория нашей области), был табу: германцы у нас на подсознательном уровне прочно ассоциировались с фашистами. Хотя уши готов торчали не только из житомирских подземелий: чего стоят одни только очень уж «славянские» имена киевских князей Аскольда и Дира, в войске которых будто бы служил и легендарный дружинник Житомир — якобы основатель нашего областного центра.
Как бы там ни было, а добраться сегодня до затопленных пещер не представляется возможным. И что за тайна укрыта под слоем вод Тетерева, вряд ли мы когда-нибудь узнаем.