В этот день, 1915 года, в Житомире родился Святослав Теофилович Рихтер — советский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.
Советский пианист с немецкими корнями. Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене, и работал концертмейстером оперного театра. Свой первый концерт дал в 1934. В возрасте 22 лет, формально будучи самоучкой, поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза.
В 1940 впервые публично выступил в Москве, исполнив 6-ю сонату Прокофьева; впоследствии стал первым исполнителем его 7-й и 9-й сонат (последняя посвящена Рихтеру).
В 1945 выиграл Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. С первых же шагов на профессиональном поприще воспринимался как виртуоз и музыкант исключительного масштаба. В 1940–50-х годах власти не выпускали Рихтера за пределы СССР и стран советского блока; лишь в 1960 он сенсационно дебютировал в Финляндии и США, а в 1961–62 – в Великобритании, Франции, Италии и Австрии.
По инициативе Рихтера были учреждены фестивали Музыкальные празднества в Турени (1964) и Декабрьские вечера (1980), а также музыкальный фестиваль в Тарусе (проводится с 1993). Последние 10–15 лет Рихтер предпочитал выступать в небольших залах провинциальных городов. Последний концерт Рихтера состоялся в Любеке спустя 10 дней после его 80-летия.
Для нескольких поколений советских и российских музыкантов и любителей музыки Рихтер был не только выдающимся пианистом, но и носителем высочайшего артистического и нравственного авторитета, олицетворением современного универсального музыканта-просветителя.
Огромный репертуар Рихтера, расширявшийся вплоть до последних лет его активной жизни, включал музыку разных эпох, от «Хорошо темперированного клавира» Баха и сюит Генделя до Концерта Гершвина, Вариаций Веберна и «Движений» Стравинского. Во всех репертуарных сферах Рихтер проявил себя как уникальный художник, сочетающий абсолютную объективность подхода к нотному тексту (тщательное следование авторским указаниям, уверенный контроль над деталями, избегание риторических преувеличений) с необычайно высоким драматическим тонусом и духовной сосредоточенностью интерпретации.
Высшие достижения Рихтера-солиста связаны с музыкой особенно любимых им Гайдна, Шуберта, Шопена, Дебюсси и Прокофьева, а также Моцарта (отдельные концерты и сонаты), Бетховена (1-й и 3-й концерты, ряд сонат, 15 вариаций с фугой Es-dur, «Диабелли-вариации»), Шумана (Концерт, «Абегг-вариации», Токката, «Симфонические этюды», Фантазия, Юмореска, «Ночные пьесы», «Венский карнавал» (различные миниатюры), Листа (оба концерта, некоторые этюды, Соната h-moll и др.), Брамса (2-й концерт, сонаты, вариации, поздние пьесы), Мусоргского (непревзойденные «Картинки с выставки»), Равеля, Бартока (2-й концерт), Шимановского, Хиндемита, Шостаковича (прелюдии и фуги).
Присущие Рихтеру обостренное сознание ответственности перед искусством и способность к самоотдаче проявились в его особой приверженности к ансамблевому исполнительству. На раннем этапе карьеры Рихтера его основными ансамблевыми партнерами были пианист, ученик Нейгауза Анатолий Ведерников (1920–1993), певица Нина Дорлиак (сопрано, жена Рихтера, 1908–1998), скрипачка Галина Баринова (1910–2006), виолончелист Даниил Шафран, с 1949/50 до конца 1960-х – Мстислав Ростропович (их в своем роде совершенная, подлинно классическая совместная работа – все виолончельные сонаты Бетховена).
В 1960-х Рихтер выступал в фортепианном дуэте с Бенджамином Бриттеном, исполняя не только его музыку, но и произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Дебюсси. Среди певцов, которым он аккомпанировал в 1960–80-х, – Дитрих Фишер-Дискау («Прекрасная Магелона» Брамса, песни Шуберта и Вольфа) и Петер Шрайер («Зимний путь» Шуберта).
В 1966 началось содружество Рихтера и Давида Ойстраха; в 1969 они осуществили премьеру Скрипичной сонаты Шостаковича. Рихтер был частым партнером Квартета им. Бородина и охотно сотрудничал с музыкантами более молодого поколения, в т. ч. с Олегом Каганом, Елизаветой Леонской, Наталией Гутман, Юрием Башметом, Золтаном Кочишем, пианистами Василием Лобановым (р. 1947) и Андреем Гавриловым (р. 1955). Искусство Рихтера как солиста и ансамблиста увековечено в огромном количестве студийных и концертных записей, сделанных с 1946 по 1994.
Святослав Рихтер и Николай Аносов (Сочи, конец августа 1956)
На музичній школі №2 змонтовано меморіальну дошку, по стороні вул. 1-го Травня. Значить буде торжественне відкриття і вшанування. Тільки цікаво, за чий кошт її змонтовано…
вот вместо купленого авто....на сэкономленые бюджетные деньги...сделали бы фестиваль...от бюджета 250 штукарей хватило бы с головой....есть ведь еще и спонсоры и меценаты...город житомир в положительном контексте прозвучал бы на всю украину как минимум...это такой ведь информационный повод...так нет...наш дебой то с волочковой по михайловской шиоркается...я то знаю что она приехала не из за симпатии к дебою...у нее есть свой прайс....то с ведущей с нового канала....как по мне то он сам себя унижает...да ну их...чего я собственно должен за них думать.
ну, так не цікаво, машину то потім спишуть, як лом, а на фестивалі не погрієшся. вот в чому проблема. да були б ці 250 тищ то знайшли куди їх приткнуть, купа аварійних будинків, ям на дорогах, і інших дирок які можна було б заткнуть.
смотрите...видите..для нас это очевидно...а мы ведь вроде не дураки...но для тех кто принимает решения...это менее очевидно да....ненадо ждать что я назову их дураками...я хочу другое спросить...кто их на это уполномачивал.....почему они всегда прикрываются мной...народом...что мы мол принимаем решения от имени народа.....ой вспыхнет чую.....не к добру это все...
вже багато років щороку в Житомирі в ці дні проходить Міжнародний фестиваль майстрів мистецтв ім.Ріхтера на бітьківшині піаніста (це офіційна назва), а щодва роки - конкурс молодих виконавців... цьогоріч з п"ятниці по неділю був... концерти були неперевершені!
Значить буде торжественне відкриття і вшанування.
Тільки цікаво, за чий кошт її змонтовано…
вот в чому проблема.
да були б ці 250 тищ то знайшли куди їх приткнуть, купа аварійних будинків, ям на дорогах, і інших дирок які можна було б заткнуть.
цьогоріч з п"ятниці по неділю був... концерти були неперевершені!
а зачем ремонтировать?
гораздо дешевле устроить склоку с переименованием улиц.
Вот не помню, в Житомире есть улица Святослава Рихтера?