ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Альфред Грибер |
Альфред Грибервсе статьи автора |
Продолжая работать на полставки контролёром-музыкантом ОТК по приёмке электромузыкальных инструментов, я приходил на завод в те дни, когда предъявлялась к сдаче новая готовая продукция или нужно было проверить на входном контроле баяны, поступившие с музыкальной фабрики.
Если на завод приходили какие-то важные или почётные гости, меня также вызывали для демонстрации электромузыкальных инструментов.
После окончания всех этих работ я всегда шёл в лабораторию электромузыкальных инструментов, чтобы встретиться с ребятами, которые корпели над разработками новых инструментов. Мы обменивались мнениями по тем или иным проблемам в области создания и усовершенствования заводских «Эстрадинов». Наши дебаты приносили удовлетворение обеим сторонам.
В один из таких дней в середине февраля 1975 года заместитель главного конструктора Виталий Иванович Волошин и начальник лаборатории Леонид Иванович Федорчук буквально «взяли меня в плен», зажав в углу коридора отдела главного конструктора.
Первым нарушил молчание Виталий Иванович:
- Альфред, ты нам нужен.
- И вы мне нужны, - ответил я радостно. - Поэтому я здесь к вашим услугам. А что-то случилось?
Тут в разговор вмешался Леонид Иванович:
- Альфред, ты нам нужен здесь каждый день, а не пару раз в неделю. У нас к тебе есть вопросы, которые ты должен решать оперативно и регулярно, а не эпизодически от случая к случаю.
- Поэтому тебе нужно переходить к нам на работу в отдел главного конструктора, - продолжил Волошин.
- То есть, ко мне в лабораторию на должность инженера-конструктора, - уточнил Федорчук.
Прессинг был сильный, а силы были неравны – двое против одного. Пришлось сдаться на милость победителей. Но я, в принципе, не очень и сопротивлялся. Мне нравилась работа, которой занимались в лаборатории, мне нравился коллектив единомышленников во главе с Леонидом Ивановичем.
1 марта 1975 года я стал инженером-конструктором лаборатории № 23 КБ-2 ОГК завода «Электроизмеритель».
Первой моей серьёзной работой на новом поприще стала подготовка к демонстрации электронного баяна «Эстрадин-8Б» на международной выставке «Связь-75» в Москве в мае 1975 года. Я повторял свой репертуар, совершенствовал мастерство, «обкатывал» выставочный образец.
16 мая мы загрузили в машину комплект электронного баяна со старыми звуковыми колонками, которые шли в серийном производстве. Новые колонки, разработанные специально для выставки, ещё не были изготовлены. Было решено, что их подвезут в Москву позже.
А вся наша лабораторная команда выехала в Москву поездом 19 мая. Открытие выставки было намечено на 22 мая.
А сейчас немного официальной информации об этой выставке.
Международная выставка «Системы и аппаратура связи» - «Связь-75» была организована по инициативе Министерства промышленности средств связи СССР. Оргкомитет выставки возглавил министр Э. К. Первышин.
В выставке приняли участие более 600 экспонентов из 24 стран. На территории Парка культуры и отдыха в Сокольниках на площади 26 тысяч квадратных метров был сооружён выставочный комплекс из 12 павильонов. В экспозиции выставки были представлены передовые на то время отечественные и зарубежные разработки в области радиосвязи, спутниковой связи, телевидения и радиовещания, измерительной техники, почтовой связи, радиоаппаратуры бытового назначения. В павильоне СССР демонстрировались более 3000 экспонатов.
И одним из них был наш электронный баян «Эстрадин-8Б». Когда мы привезли его 20 мая в павильон и распаковали, Дирекция выставки забраковала внешний вид звуковых колонок и сказала, что не может выставить инструмент в таком виде на экспозицию. Тогда мы попросили Дирекцию послушать сначала звучание инструмента, а уж потом выносить свой вердикт.
Ребята выразительно посмотрели на меня и сказали:
- Сейчас от тебя зависит всё!
И я заиграл. С первыми же звуками «Эстрадина-8Б», заполнившими, казалось, весь павильон, жизненное пространство вокруг меня стало стремительно сужаться. Громадное количество народа, неизвестно откуда взявшееся, закрыло мне весь обзор. Но я продолжал играть, прекрасно понимая, что, может быть, это мой последний концерт на этой выставке.
Но, как оказалось, я глубоко ошибался. Когда затихли последние аккорды, раздались бурные аплодисменты. Взволнованная Дирекция уже не была так категорична. Напротив, нам сказали, что электробаян, конечно же, останется в экспозиции выставки. Относительно звуковых колонок было предложено закрыть их жёлтую ткань какой-нибудь красивой драпировкой до тех пор, пока не подвезут новые современные колонки. И ребята 22 мая как раз перед открытием выставки успели привезти эти новые колонки поездом из Житомира.
На нашем стенде, кроме электронного баяна, экспонировались также электромузыкальные инструменты «Вильнюс», «Юность-73», «Эмибас» и электрогитара-орган. Последний инструмент был сделан радиолюбителем из Прибалтики, который его и демонстрировал. Наш стенд являлся частью раздела «Товары народного потребления», который располагался недалеко от выхода из павильона.
22 мая председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин открыл международную выставку «Связь-75». Двухнедельный марафон начался. Сразу скажу, что за эти две недели выставку посетило около полумиллиона человек.
Сразу после открытия выставки, все наши ребята, кроме меня и Эдика Кулаженко, уехали в Житомир. Мы начали ждать первую группу посетителей, в которой находились руководители страны, министры, почётные гости и все остальные начальственные лица.
Когда эта делегация во главе с Косыгиным подошла к нашему стенду, я нажал на баянные кнопочки. Движение тут же прекратилось, и все остановились, как вкопанные. На лицах застыло недоумение, которое не исчезало до окончания музыки.
Один из сопровождавших Косыгина лиц обратился ко мне с вопросом:
- Скажите, пожалуйста, а какие средства записи фонограмм использованы в инструменте? И какой объём памяти носителей информации?
- Я вынужден Вас разочаровать, - ответил я. – У нас нет ни магнитофонных записей, ни фонограмм. И никакой памяти в инструменте нет. Всё, что Вы сейчас слышали, играл я один вот на этом электронном баяне.
- Фантастика! – качая головой, сказало спрашивающее сопровождающее лицо. И все остальные сопровождающие лица в знак согласия кивнули головами.
- Сыграйте, пожалуйста, ещё что-нибудь, - обратился ко мне Косыгин.
- С удовольствием, Алексей Николаевич, - ответил я. – Но чтобы никто не сомневался в том, что это играю я, а не какая-то фонограмма, любой человек может заказать свою любимую мелодию или песню.
- А Вы можете сыграть песню «Рябинушку»? – спросил кто-то.
- Евгения Родыгина? – ответил я вопросом на вопрос и напел мелодию. – «Вечер тихой песнею над рекой плывёт». Эту?
И, получив утвердительный ответ, заиграл мелодию песни «Уральская рябинушка» Родыгина. Оркестровку и аранжировку песни пришлось придумывать по ходу исполнения.
Когда музыка смолкла, Косыгин поблагодарил меня и ушёл, уводя за собой сопровождающие лица.
Но, как известно, свято место пусто не бывает. Освободившееся от официальных гостей пространство тут же было заполнено многочисленными посетителями выставки, которые начали просить меня ещё сыграть на электробаяне.
Удовлетворяя желание публики, я начал свой концерт. Однако примерно через полчаса ко мне подошёл представитель Дирекции выставки и попросил прервать демонстрацию инструмента.
Оказалось, что своей игрой я создал самую настоящую «пробку» в павильоне. Посетители входили сюда, но уже очень скоро не могли продвигаться, так как на выходе из павильона движение прекратилось полностью. Все стояли и слушали музыку.
Был объявлен перерыв, или антракт. После небольшого совещания на стенде было вывешено расписание моих демонстраций-концертов. Полчаса – концерт, полчаса – перерыв. Таков был график моих выступлений.
Дирекция надеялась, что таким образом удастся избежать большого скопления народа около нашего стенда. Блажен, кто верует! Пока я играл, Эдик Кулаженко отвечал на все вопросы посетителей выставки и раздавал бланки отзывов. Когда музыка шла на перерыв, люди продолжали задавать вопросы уже нам обоим, а многие просто стояли и ждали следующего концерта.
Новые посетители, увидев скопление людей, которые ждали чего-то, спрашивали (по принципу, «Что дают?» или «Что выбросили?»): «А что здесь будет?». И получив объяснение, тоже оставались ждать. Так что около нашего стенда всегда было много народа.
Слух о том, что в Сокольниках показывают какое-то музыкальное чудо, вмиг облетел Москву. Многие посетители приходили целенаправленно послушать электробаян, некоторые приходили по несколько раз с переносными магнитофонами.
Отзывов наш электронный баян собрал больше всех на выставке – несколько тысяч. Я приведу только некоторые из них, да и то в сокращении.
«Мы прослушали электробаян в исполнении Альфреда Грибера. Это поражает своими огромными возможностями массового прослушивания музыкальных произведений. А. Грибер – прекрасный музыкант. Роман Кармен, кинорежиссёр, народный артист СССР».
«Качество и мастерство исполнения на электронном баяне выше всяких похвал! Такой инструмент в руках хорошего специалиста – целый оркестр. Крымов, подполковник».
«Возможности «Эстрадина-8Б» и, главным образом, демонстрация его исполнителем - отличные!»
«Сегодня мы впервые услышали эдектробаян и были восхищены! Он заменяет целый оркестр. Великолепное звучание! Благодарим за доставленное удовольствие исполнителя и всех создателей великолепного инструмента. Инженеры Непочаток и Дубова».
«Очень интересный инструмент. Создаётся впечатление игры целого оркестра. Мастерское исполнение. Это очень интересно и здорово! Очень приятный тембр музыки. Кирикова, экономист».
«Прослушав исполнение музыкальных номеров на электронном баяне, выражаю своё восхищение как игрой специалиста, так и возможностями инструмента. Широкий тональный диапазон, включение ударных инструментов делает установку в целом исключительно полезной, приятной для восприятия и эффективной для использования по назначению. Представитель МПО «Рубин».
«В течение 25 минут очень внимательно слушал великолепный концерт, исполненный на электробаяне. Должен отметить весьма квалифицированное исполнение и подбор музыкальных инструментов. Честь и хвала разработчикам и изготовителям великолепного инструмента!. Начальник отдела МПСС».
«Отдел выставки, демонстрирующий новые электромузыкальные инструменты, вызывает восхищение. Выражаем особую благодарность тов. Гриберу А.М., демонстрирующему замечательные возможности всех представленных инструментов. Мы восхищены его прекрасным исполнением, выдержкой, тонким вкусом и очень хорошим репертуаром. Семья Чубаровых».
«Эстрадин – инструмент великолепный. Прекрасно сочетание естественного голоса баяна с широкой звуковой гаммой электромузыкальных инструментов. Следует особо отметить исполнительское мастерство тов. Грибера А.М., в совершенстве освоившего тонкости инструмента. Его исполнение и звучание инструмента доставили нам истинное удовольствие. Инженер А.Гейфман, г. Киев».
«Демонстрация электробаяна «Эстрадин-8Б» даёт возможность убедиться в его богатых тембровых возможностях и сравнительно высоких акустических качествах. Многому, естественно, способствует и высокое исполнительское мастерство демонстратора Альфреда Михайловича Грибера. Почётный радист СССР Д.Самодуров».
«По-видимому, никого из побывавших на выставке «Связь-75» не оставил равнодушным редкий экспонат – электронный баян. Красивое и сочное звучание! Такой баян с успехом заменит большой оркестр. Это и было продемонстрировано на выставке баянистом, прекрасно владеющим инструментом. Хотелось бы чаще видеть выступление баянистов, играющих на электронном баяне по телевидению. Старший инженер Рунов».
«Мы увидели и услышали чудо-инструмент! Это музыкальное чудо, когда один человек, в руках которого находился баян, заменил целый оркестр!!! Многие проходили и думали, что это отличнейшие органные записи, и никто не подозревал, проходя мимо, что это исполнял один человек на баяне!! Сотрудники химфакультета МГУ».
«Очарована звучанием электробаяна, представляемого в разделе «Электромузыкальные инструменты». Спасибо организаторам раздела за хорошую демонстрацию инструмента с прекрасным исполнением. Богатство звуков электробаяна заменяет целый оркестр. Инженер Лыкова».
«Впервые слышим такую замечательную музыку в исполнении одного музыканта. Получили огромное удовольствие! Уходим под впечатление игры большого оркестра. Сотрудники ЦРК имени Кренкеля».
«Невозможно описать то впечатление, которое оказала на меня выставка электромузыкальных инструментов. Это чудесно! Ваш баян – чудо, от которого невозможно оторваться. Какое богатство красок! Инженер-конструктор Московской экспериментальной фабрики баянов А.Шляхов».
«Совсем случайно услышал звучание «Эстрадина». Это, кроме чудесного исполнения, чистый, кристальный звук. С точки зрения инженера-электроакустика могу сказать: прекрасно звучат низы – сочные и неназойливые. Инженер Саамов».
«Никогда ничего подобного не слышал! Это чудо-инструмент! Конструктор Волков».
«Мы удивлены и поражены разнообразностью звучания и тембров электронного баяна. Студенты Фёдорова и Трояновский».
«Мелодии, исполненные на «Эстрадине», игру которого мне посчастливилось услышать, – настоящее чудо. Электронный баян, - безусловно, оригинальная творческая находка специалистов. Инженер рижского завода ВЭФ А.Тимерман».
«Первая встреча с электронным баяном вызывает удивление и восхищение. Стоишь, как зачарованный… Старший преподаватель 2-го Московского мединститута Г.Фенерли».
Это только некоторые из тех отзывов, которые мы с Эдиком Кулаженко не отдали в Дирекцию выставки и смогли сохранить у себя.
Ко мне обратились представители Всесоюзной фирмы звукозаписи «Мелодия» с предложением записать в моём исполнении на электронном баяне грампластинку. Забегая вперёд, скажу, что эта запись была осуществлена в конце 1975 года, а грампластинка «Звучит Эстрадин» вышла в свет в начале 1976 года.
После закрытия выставки «Связь-75» состоялось награждение лучших экспонатов, экспонентов и демонстраторов. Я как демонстратор получил ценный подарок – транзисторный приёмник и Почётный Диплом Оргкомитета и Дирекции советского раздела Выставки в ранге золотой медали за подписью министра Э.Первышина. Завод «Электроизмеритель» как экспонент был награждён Почётным Дипломом Торгово-промышленной Палаты СССР и Дирекции Выставки в ранге золотой медали.
Это было первое международное признание нашего электромузыкального инструмента – электронного баяна «Эстрадин-8Б». Первое, но не последнее.
Следом за электробаяном международное признание получили и другие наши электромузыкальные инструменты на Лейпцигской (ГДР) и Загребской (Югославия) международных ярмарках в 1978 и 1980 годах.
Но это мне в тогдашнем июне 1975 года ещё не было ведомо.
Сразу после торжественного закрытия выставки и награждения победителей 6 июня мы с Эдиком вернулись к более прозаичным делам. Нужно было собрать и упаковать комплект электробаяна, погрузить его на машину, которая уже пришла из Житомира, закончить все формальности в Дирекции выставки, попрощаться и уехать на вокзал за билетами.
Эдик решил уехать домой сразу же на следующий день, в субботу 7 июня. Мне пришлось задержаться ещё на день, поэтому я купил билет на поезд на воскресенье 8 июня.
В купе моими попутчиками оказались довольно милые люди: женщина с дочкой и мужчина. В разговорах время пролетело незаметно. Узнав, что женщина с дочкой едут на отдых в один из наших домов отдыха, я объяснял им, как лучше туда добраться. А потом сказал, что мы вместе поедем на троллейбусе, а потом я покажу, где им следует пересесть на автобус, едущий в дом отдыха.
Когда поезд въехал на территорию житомирского вокзала, я показал своим попутчицам, где останавливается нужный нам троллейбус. Как только поезд остановился, я вслед за другими пассажирами стал медленно пробираться к выходу из вагона.
Вдруг я услышал мужской голос из тамбура:
- О, сколько цветов! Это случайно, не мне? Может быть, вы все меня встречаете? Да, кому-то здесь повезло!
Не придав этим восклицаниям особого интереса, я продолжал уверенно двигаться по вагону к тамбуру. Но как только я пересёк его границу, сразу раздались крики «ура». Повернувшись направо, я увидел среди букетов цветов дорогие мне лица моих друзей из нашей лаборатории: Лёни Федорчука, Льва Фукса, Миши Мандрыгина, Вали Комиссарчук, Вити Месниченко, Юры Бжестовского, Игоря Иваницкого и Эдика Кулаженко.
Сойдя по ступенькам вниз, я тут же попал в объятия встречающих. Меня передавали из рук в руки, обнимали, целовали, тискали. Я только успел крикнуть Эдику:
- Это ты всё подстроил?
- Бог с тобой, Алик, - крикнул он мне в ответ. – Я только сказал, что ты сегодня приезжаешь. Это всё Иваныч придумал.
Ребята забрали у меня чемодан и сумку, завалили меня букетами цветов, и мы все вместе двинулись в привокзальный ресторан праздновать победу. Празднование затянулось на несколько часов.
На следующий день прямо с утра Федорчук, Эдик и я были вызваны в кабинет директора завода. Николай Иванович радостно поприветствовал всех нас и поздравил с большой победой на международной выставке. Затем он сообщил нам, что через час мы должны быть в техкабинете, где состоится наш отчёт о работе в Москве перед заводским активом и службами, принимавшими участие в подготовке электробаяна к выставке.
В 10 часов утра зал заводского техкабинета был заполнен до отказа. Наша пресс-конференция прошла празднично. Всех интересовали любые подробности нашего пребывания на выставке. Я продемонстрировал присутствующим в техкабинете свой Почётный Диплом и ценный подарок. Было объявлено, что Почётный Диплом, которым награждён завод, в скором времени прибудет в Житомир.
Нас поздравляли, жали нам руки, высказывали слова благодарности. Чествование затянулось до обеда.
На следующий день был издан приказ директора завода о награждении денежными премиями лиц, обеспечивших достойное представление электронного баяна на международной выставке «Связь-75». В их числе были имена и сотрудников нашей лаборатории.
А вскоре Почётный Диплом Торгово-промышленной Палаты СССР и Дирекции Международной выставки «Связь-75» украсил стенд наград завода «Электроизмеритель».
Автор: Альфред Грибер, редактор рубрики "Альфред Грибер" на ЖЖ.info
А почему с дизайном были такие проблемы? Серьезно проработанная электроника, ОТК а тут такое...
"И ещё одно: на отделку использовались материалы, о которых мы могли только мечтать. Только клавиатура и переключатели чего стоили: всё из этрола с фантастическим глянцем поверхностей... Ребята, у нас этого ничего не было! Мы не могли по качеству не то, что соперничать, стыдно было видеть наши изделия, поставив их рядом..."
Да. Ткани нормальной не было. За рубежом ничего не закупалось.
Мы проигрывали во всём, кроме звучания...