ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Україна |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Так называется рекламная кампания, которую проводят тернопольцы, чтобы пригласить наибольшее количество гостей в свой город. Это хороший совет: как с пользой и приятно провести выходные. Потому что этот уголок Галичины может вам предложить и чрезвычайной красоты пейзажи, и духовную пищу, и просто приятное общение.
На днях прекрасный город Тернополь празднует свое 470-летие. Поздравляем тернопольцев и предлагаем нашим читателям заочную экскурсию в город, который воспитывает в себе европейскость (в наилучшем понимании) и никогда не теряет своей самобытности.
Начиная с 1540 года, когда польский король и Великий князь литовский Сигизмунд даровал Краковскому кастеляну, коронному гетману Яну Тарновскому грамоту на основание в урочище Топильче замка и владение близлежащими землями, Тернополь переживал и славные, и трагические события. На протяжении 1544—1698 гг. татары и турки четырнадцать раз опустошали его, убивали и забирали в плен жителей. Тернополь стал свидетелем поединков с врагами отрядов Наливайко, Кривоноса, Морозенко, Богуна. Через город проходил со своим казацким войском гетман Б. Хмельницкий на борьбу против польской шляхты. Тернопольцы тоже отстаивали свою веру, культуру, социальные права. В своем труде кандидат исторических наук Николай Лазарович пишет: «При церковной парафии тернопольские мещане организовали братство, которому владелец города князь Василий-Константин Острожский в 1570 году выделил 235 моргов земли, средства на содержание школы и госпиталя для престарелых и больных бедняков. Мещанское братство построило для госпиталя помещение и удерживало сиротский дом, которым опекались сестры-монахини. Братство в течение нескольких веков расширяло свою деятельность и влияние на разные слои украинцев, помогало им сохранить веру, обряды и старинные обычаи, национальную самобытность, строить церкви, школы и библиотеки. В 1569 году Лука из Тернополя перевел Старый Завет». Свидетелей того времени в Тернополе осталось лишь несколько. Среди них Церковь Рождества Христового начала XVIII в. на улице Русской, в настоящее время — Кафедральный собор (УАПЦ); Надставная церковь XVI в. — церковь Воздвиженья Честного Креста (УАПЦ), которые входили в оборонные сооружения города. Оба храма являются архитектурными достопримечательностями национального значения. В советские времена Церковь Воздвиженья Честного Креста планировали снести и построить там гостиницу. Однако для нового строения оказалось маловато места. Это и спасло достопримечательность архитектуры от уничтожения. Как утверждают специалисты, Надставная церковь построена на фундаменте древнего деревянного храма, история которого достигает времен Данила Галицкого, а, следовательно, есть основание считать, что на месте, где появился Тернополь, уже было поселение, которое возникло значительно раньше, чем в 1540 году, когда Ян Тарновский начал строить замок. Относительно названия города, то одни краеведы склоняются к происхождению ее от фамилии шляхтича, потому что до 1948 года Тернополь был Тарнополем. Другие исследователи говорят, что название город получил от тернового поля. Скептики же апеллируют тем, что терн настолько трудно вывести, что и до сих пор он рос бы в этом месте, если не полем, то хотя бы несколькими кустами, а терна в Тернополе вообще не найдешь. Еще одна легенда является чрезвычайно романтичной. Из поколения в поколение пересказывают о трагической любви дочери хана-завоевателя Тарны и пленного Поля, которые, не понимая языка друг друга, произносили лишь имена, — Тарна и Поль. Которая из версий правдивая, точно никто не может утверждать.
Тернопольский замок — еще одна из немногих достопримечательностей архитектуры национального значения. По окончании его строительства в 1548 году Тернополь получил Магдебургское право. Как утверждают исследователи, кроме наземных этажей, замок имеет три подземные, из которых тянутся ходы под старый город. По преданию, Тернополь строился в форме созвездия Ориона. И подземные ходы проложены от всех старинных сооружений — от замка, еврейской синагоги, которая до настоящего времени не сохранилась, Надставной церкви, Доминиканского костела, Церкви Рождества Христового. Говорят, они сходятся на месте прежнего рынка на площади Свободы. Кстати, на тот рынок в Тернополь съезжались купцы из всей тогдашней Европы.
Как свидетельствует история, в 1772 году, после первого разделения Польши, Тернополь отошел к Австрии, став в дальнейшем центром округи. Под воздействием революционных событий 1848 года украинская интеллигенция города начала борьбу за духовное и национальное самоопределение. По инициативе известного общественно-политического деятеля О. Барвинского в 1876 г. открыли филиал «Просвіти». Усилиями организации в 1898 г. начала действовать украинская гимназия, с которой связана судьба митрополита И. Слипого, ученых С. Балея, Р. Смакулы, режиссера Л. Курбаса, композитора В. Барвинского, писателя В. Гжицкого. В начале XX века тернопольцы начали объединяться в культурно-просветительские, спортивные общества «Сечь», «Пласт», «Сокол», и во время Первой мировой войны вливались в ряды украинских Сечевых стрельцов, а после распада Австро-Венгрии стали на защиту вновь созданной Западноукраинской Народной Республики. С 23 ноября до 31 декабря в 1918 г. Тернополь был столицей ЗУНР. А в мае 1919 г. в течение двух недель в городе находилась Директория УНР во главе с С. Петлюрой и правительство республики. Но Тернополь захватили поляки. И в декабре 1920 г. он стал центром вновь созданного воеводства с 17-ю уездами. Польская власть ограничивала украинцев в социальных и национальных правах. Поэтому тернопольцы начали активно возобновлять работу обществ «Луг», «Сокол», «Просвіта», «Рідна школа», «Пласт», усилилась деятельность ОУН.
Четвертого декабря 1939 года Тернополь стал областным центром в составе УССР. Сталинский режим, немецкая оккупация нанесли городу и его жителям больше потерь, чем за всю его предшествующую историю. Только за двадцать месяцев советской власти было репрессировано 9 тысяч лиц, в местной тюрьме расстреляли свыше 500 тернопольцев. Почти 15 тысяч уничтожили нацисты. Да и после того, как замолчали пушки Второй мировой, сотни украинских патриотов были вывезены в Сибирь, замучены.
Тернополь — колыбель известных людей. Здесь родились политический и государственный деятель Я. Стецько, академик С. Днестровский, ученый-математик В. Левицкий, писатель Ю. Опильский (Ю. Рудницкий), поэт Б. Демкив, художник, реставратор Д. Шолдра и многие другие.
Отсюда направилась покорять мир непревзойденная Соломия Крушельницкая. В уютном сквере, что на бульваре Т.Г. Шевченко, недавно появился величественный, пока еще единственный в мире, памятник от тернопольцев славной землячке, которая своим неповторимым лирико-драматическим сопрано очаровала континенты. Она словно вышла из театра, который неподалеку возвышается над Театральной площадью, прогуляться около фонтанов. Бронзовая оперная дева стоит лицом к ЦУМу, что на углу бульвара Т.Г. Шевченко и центральной улицы Русской. Оно бы ничего особенного, если бы не история строительства универмага. Он появился на фундаменте костела Пресвятой Девы Марии Неустанной Помощи. Построенный в традициях неоготики, с шестидесятидвухметровой башней, костел до сих пор оставался бы не только духовной святыней, но и украшением сердца города, если бы коммунисты не разрушили храм в 1954 году. Такой же была судьба и церкви Успения Пресвятой Богородицы на улице Князя Острожского, но, к счастью, ее отстроили в начале 1990-х. А вот Иезуитский костел в советское время «переоборудовали» под швейную фабрику. И на память тернопольцам остались лишь фотографии и тоска по утраченному. Одним из самых красивых храмов, которые сохранились до нашего времени, является достопримечательность архитектуры национального значения — Доминиканский костел св. Винцента Феррарского, построенный в XVIII в. в стиле позднего барокко, теперь — Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (УГКЦ), что на улице И. Слепого.
Современный Тернополь — это город, который живет активной жизнью, потопает в зелени парков и буяет цветом с весны до осени. Здесь проводят фольклорные, музыкальные, духовные фестивали, действуют музеи и галереи, библиотеки, научные центры, литературно-художественные организации, по праздникам собирает тернопольцев и гостей в парке Национального возрождения Певческое поле, которое первым построили в Украине.
За красивое композиционное сочетание улиц и водопадов Тернополь называют городом фонтанов. Интересным с точки зрения своей истории является водопад «Слезы Гронского», что около Тернопольского замка. Его назвали в честь главного архитектора города, благодаря которому он появился в начале 1970-х. И, если верить легенде, которая ходит среди тернопольцев, архитектора после того, как он построил этот фонтан, осудили за якобы слишком авангардные на то время веяния в проекте. Название «Слезы Гронского» настолько прижилось, что в настоящее время немногие знают о том, что по документам водопад имеет прозаичное название «Каскад».
Но, наверное, больше всего тернопольцы гордятся Тернопольским прудом, который, говорят, такой же старинный, как и город. Он раскинулся перед замком голубой жемчужиной и вряд ли найдется ли в Украине населенный пункт, где в самом центре есть озеро с катерами, яхтами, на котором проводят даже международные турниры на байдарках и парусниках. На базе пруда в 1955 году открыли морской клуб — единственный в стране, который создан в городе, вблизи которого нет моря.
Есть в Тернополе и свой Монмартр — улица Валовая, одна из самых старых, где можно приобрести картины местных художников или же просто полюбоваться уличной галереей, получив заряд хорошего настроения. А на площади Свободы вас встретит на коне король Данило Галицкий и «поведет» к замку.
Но разве можно в этих строках постичь всю трагедию и славу, рассказать о достижениях настоящего, описать всю красоту города, который раскинулся над тихими водами Серета? Просто приезжайте и почувствуйте легкость позитивной энергетики прекрасного города Тернополя!Автор: Лариса Осадчук, День, редактор рубрики "Україна" на ЖЖ.info
http://www.day.kiev.ua/307270