ЖЖ » Новини » Люди і Суспільство » 2006 Апрель 25 » 13:06:52 |
В Украине Чернобыль уже давно приобрел смысл, приближающийся к мистическому. Пожалуй, ни одно другое событие новейшей истории нашей страны, включая даже обретение независимости и президентские выборы 2004 года, не может сравниться с аварией на ЧАЭС. Тесное переплетение героических легенд, реальных людских трагедий и подвигов, циничных политических спекуляций и благоговейного трепета, который внушает само слово "Чернобыль", а также огромное количество совершенно невероятных мифов, возникших за эти годы вокруг ЧАЭС, создают неповторимую картину, которая выглядит тем загадочнее, чем больше лет отделяет нас от 26 апреля 1986 года.
Между тем, многие из мифов, которые можно услышать о Чернобыле, часто носят курьезный или даже совершенно маразматический характер. Например, за последние двадцать лет у нас, наверное, не было ни одного случая облысения, который не пытались бы так или иначе связать с аварией на ЧАЭС. На Чернобыль валится печальная демография и высокий уровень разводов среди украинцев, его обвиняют в психологических расстройствах и алкоголизме, без Чернобыля не обходится ни одно описание общей социальной ситуации в стране. Очень многие представления среднестатистического "пересічного" украинца о Чернобыле весьма далеки от реальности. Мифология Чернобыля уже давно созрела для радикального пересмотра и чистки.
Чернобыль – безлюдная и безжизненная пустыня
Миф: для многих совершенно неглупых людей сам факт того, что на Чернобыльской АЭС вообще могут находиться какие-то люди, является потрясающим открытием. Предположение же о том, что кто-то там еще и работает, выглядит для них совершенно фантастическим. Автору известен случай, когда сотрудники украинского посольства в одной из зарубежных стран, когда с ними связались с просьбой о содействии в организации импорта оборудования из этой страны для ЧАЭС, заявили, что Чернобыльская АЭС "закрыта и не существует". Они долго не могли поверить в обратное, даже после предоставления им официальных документов о регистрации предприятия.
В воображении непосвященного человека "закрытая АЭС", видимо, представляется чем-то вроде закрытого продовольственного склада, окна которого заколочены, а на дверях повешен огромный амбарный замок. Зона отчуждения же часто представляется как пустыня, обнесенная тройным рядом колючей проволоки, за которой бродят пожирающие друг друга жуткие мутанты.
Поэтому рассказы побывавших там людей о цветущей природе и густых лесах, о зайцах, лисах, лосях, бобрах, о стадах кабанов и косуль, о лениво кружащих в небе орлах, о пушистых сытых волках, с интересом разглядывающих проезжающие мимо автомобили, воспринимаются, в лучшем случае, с недоверием.
А уж если рассказать, что на станции есть вполне современные офисы с евроремонтом, компьютерами и интернетом, что позвонить на ЧАЭС можно по самому обычному телефону по коду одного из городов Киевской области, а на том конце вам еще и ответит приятный женский голос, то вас будут долго подозревать в попытке розыгрыша.
Правда: Чернобыльская АЭС – вполне современное предприятие, где работают тысячи людей, а условия труда мало чем отличаются от любого другого места. В городе Чернобыль живут люди, работает мобильная связь, открыты церковь, поликлиника и магазины, по улицам ездят машины. Если бы не отсутствие играющих детей и бабушек на лавочках, Чернобыль можно было бы принять за самый обыкновенный украинский районный центр. Сама же Зона теперь представляет собой уникальный природный заповедник, где существуют сотни видов флоры и фауны, весьма успешно справляющихся с последствиями радиации. Присутствие человека для всего этого многообразия дикой природы было гораздо более губительным, чем радиоактивное облучение. Теперь же, в отсутствие человека, природа расцвела.
Досужие домыслы вроде мышей с тремя глазами, зайцев с пятью лапами, гигантских яблок и светящихся в темноте кротов даже не хочется упоминать. Никто их в глаза не видел.
В Чернобыле произошел ядерный взрыв
Миф: на ЧАЭС взорвался не то уран, не то плутоний – в общем, это был ядерный взрыв.
Несмотря на тысячи опровержений и сотни научных объяснений, миф о ядерном взрыве в Чернобыле оказался поразительно живуч. Фантазия обывателя упорно рисует запомнившееся еще со школьных уроков политинформации изображение атомного гриба, зловеще возвышающегося над доброй половиной Украины. Не способствуют развенчиванию этого мифа и постоянные сравнения Чернобыля с Хиросимой. Тут даже на подсознательном уровне возникнет ассоциация с атомным взрывом – если два события сравнивают, то это значит, что они аналогичны по своей сути.
Правда: никакого ядерного гриба над Чернобылем не росло. Несмотря на споры вокруг мелких деталей, большинство экспертов уже давно согласны, что сначала произошел разрыв конструкций реактора под очень высоким давлением пара, а затем детонировала и взорвалась воздушно-водородная смесь. Это был взрыв огромной силы. Но не ядерный.
Для ядерного взрыва требуется определенная масса урана, обогащение которого составляет порядка 90%. Это значит, что эта масса должна на 90% состоять из урана-235. В то же время, уровень обогащения топлива ЧАЭС составляет лишь порядка 2-2,5%, то есть в десятки раз меньше необходимого значения. По этой причине и еще по целому ряду других причин настоящий атомный взрыв на АЭС просто невозможен. Однако этот миф по-прежнему живет в кухонных разговорах и пафосных патриотических заявлениях.
Чернобыль таит в себе постоянный источник опасности
Миф: Чернобыльская АЭС крайне небезопасна. В любой момент там может произойти авария, даже еще более серьезная, чем взрыв 1986 года.
Мало что так веселит людей, работающих на Чернобыльской АЭС, как встревоженные звонки от родственников, друзей и знакомых из Киева, Чернигова, Житомира, еще более удаленных мест, с переходящими в истерику вопросами: "Что у вас там опять случилось?" Оказывается, в то время, пока люди в 30-километровой зоне спокойно занимаются своими рутинными делами, вся Украина может быть не на шутку встревожена очередным "достоверным" слухом о новой "страшной" аварии в Чернобыле. Причем заверения, что дозиметры показывают обычные для ЧАЭС значения, саркофаг стоит на месте, реакторы уже несколько лет как не работают, и вообще все у нас в порядке, сразу отметаются как ложь, а в ответ звучат обвинения в попытках "скрыть ужасную правду". Веселье в таких случаях бывает всеобщим и долгим, а истории о недоверчивости телефонных обывателей затем пересказываются друг другу во всех подробностях.
Правда: последний работавший энергоблок Чернобыльской АЭС остановлен еще в 2000 году. Основная часть ядерного топлива находится сейчас не в реакторах, а в безопасных бассейнах выдержки. Поэтому авария, аналогичная событиям 1986 года, теперь невозможна в принципе. Любая же другая возможная радиационная авария будет иметь исключительно локальный характер, и ее последствия не выйдут даже за пределы забора Чернобыльской АЭС, не говоря уже о выходе за границы 10-километровой и 30-километровой зон.
Единственным действительно потенциально аварийным объектом ЧАЭС является "Укрытие" – тот самый саркофаг. Однако среди специалистов нет согласия относительно реального состояния этого объекта и масштаба возможной угрозы, которую он мог бы нести для населения. Некоторые считают, что возможное обрушение отдельных конструкций саркофага могло бы вызвать выход радиоактивной пыли наружу. Однако даже в маловероятном случае обрушения конструкций и еще менее вероятного подъема пыли, эта пыль вряд ли вообще выйдет за пределы "Укрытия", не говоря уже о ее выпадении где-либо за пределами Зоны отчуждения.
Чернобыль лежит на экономике Украины тяжелым грузом
Миф: Чернобыльская авария вырвала из интенсивной хозяйственной деятельности десятки квадратных километров плодороднейших густонаселенных земель, тем самым существенно подорвав экономический потенциал Украины.
Чернобыльское Полесье – болотистый лесистый регион, имеющий очень низкую плотность населения. Почвы там крайне бедны, и земледелие всегда было связано со значительными трудностями. Там могут существовать лишь мелкие натуральные хозяйства, а масштабная, коммерчески рентабельная сельскохозяйственная деятельность едва ли возможна. В советское время в этот район постоянно направлялись внушительные количества химических удобрений для получения хотя бы более-менее приличных урожаев. Кроме самой атомной станции и судоремонтного завода в районе не было практически никакой промышленности. Поэтому удар Чернобыля по экономическому потенциалу Украины был на самом деле минимален.
Правда: Чернобыль действительно лежит тяжким грузом на бюджете Украины. Но этот груз связан прежде всего с теми льготами и компенсациями, которые предоставляются многим гражданам и целым территориям, причем далеко не всегда заслуженно. Любая попытка ограничить или пересмотреть льготы встречается жалобами и возмущением – обижают, мол, пострадавших. Но где вы видели, чтобы кто-то добровольно отказывался от государственных денег? Правильно, нигде. А уж какую дозу облучения получил конкретный человек 20 лет назад, участвовал ли он в событиях 1986-88 годов и какими способами он потом собрал необходимые справки – кто теперь разберет? Звучит цинично, но многие из тех, кто громче всех сейчас кричит о правах пострадавших и ликвидаторов, на самом деле никогда не бывали даже близко к Чернобылю. Зато некоторые другие, кто действительно оставил там свое здоровье, не имеют сейчас никаких юридических оснований для льгот.
Еще одна статья чернобыльских расходов – снятие с эксплуатации самой ЧАЭС и поддержание в работоспособном состоянии ее систем. Однако это типично для любой остановленной атомной станции, и ничем особенным в этом смысле Чернобыльская АЭС не отличается. Тем более, что значительную часть работ по снятию с эксплуатации финансирует международное сообщество.
Вадим ГЕГЕЛЯ