21 ноября, на праздник Собора святого Архистратига Михаила и Небесных
Сил Бесплотных, в Житомире прошло многолюдное празднование 150-летия со
дня освящения одного из первых каменных православных храмов города
Свято-Михайловского собора.
На торжествах было много почетных
гостей — церковных деятелей, руководителей области и города, меценатов,
деятелей культуры, зарубежных делегаций. В Божественной литургии по
такому поводу участвовал Святейший патриарх Киевский и всея
Руси-Украины Филарет. К этому дню сняли большинство лесов вокруг
собора, возведенных для проведения его масштабного восстановления. А
житомирское краеведческое издательство «Волинь» подготовило к печати
замечательно иллюстрированную книгу «Собор Святого Архистратига Михаила
в Житомире», в которой на трех языках — украинском, английском и
немецком — рассказывается об истории церкви и ее сегодняшних творческих
и духовных реликвиях. Соавторами книги стали известные краеведы:
кандидат географических наук, президент Житомирского
научно-краеведческого общества исследователей Волыни Николай Кострица и
директор упомянутого издательства Георгий Мокрицкий, которые занимались
историей храма и 15 лет назад выпустили первую книгу о связанных с ним
событиях.
А
история эта изначально складывалась очень непросто и часто драматично.
В середине ХIХ в., рассказал «Дню» Георгий Мокрицкий, православный
собор города ютился в небольшом доме, а из пяти каменных церквей, всего
одна была православной, а другие — католическими. И эта одна —
Свято-Яковлевская церковь — находилась в месте, которое на то время
было далеко от центра. И вот тогда известный в городе купец Михаил
Хаботин решил на собственные средства построить храм. Из архивных
источников Г. Мокрицкий узнал: меценат почти 16 лет добивался, чтобы
ему позволили это сделать, а затем все время боролся с бюрократической
волокитой. Главной причиной такого отношения, по мнению краеведа,
послужило то, что местной верхушке Русской православной церкви не
нравилось желание купца построить приходский храм с независимыми,
самостоятельными правами, что могло подорвать монополию епархии на
церковные сборы. Пришлось М. Хаботину купить, снова на свои средства,
участок земли на углу улиц Киевской и Пилипоновской (сесейчас
Михайловской). Тогда это был почти центр Житомира, теперь — самый
центр. Николай Кострица в этой связи в разговоре с «Днем» заметил, что
М. Хаботин, кроме того, что решил построить церковь, сам же выступил
фактически прорабом и архитектором, поскольку возводился храм согласно
его замыслу. Купец отдал на это дело почти все сбережения и доходы —
его пожертвования (практически делал это только он) составили по
меньшей мере 37 тысяч тогдашних рублей, в то время как городской доход
в год составлял 23 тысячи рублей. Почему житомирский негоциант сделал
это? Г. Мокрицкий считает, что поскольку М. Хаботин был бездетным, он
как верующий православный человек захотел вложить средства в
богоугодное деяние. Причем в последние годы своей жизни купец вынужден
был даже приписать себя к низшему имущественному состоянию, мещанам.
Недобросовестных строителей, рассказывает М. Кострица, как и сегодня,
хватало, и они начали бессовестно воровать и обманывать доверчивого М.
Хаботина. Поэтому он лично в конце каждого дня расчитывался с ними на
строительстве за конкретную выполненную работу, вынимая деньги из
кожаного мешочка. Когда храм был построен — крепкий, отмеченный чертами
древневизантийського стиля, четкой симметричностью и
пропорциональностью частей: одного большого купола и четырех малых,
колокольни, внутренних зал, — современники не уставали восхищаться его
красотой.
После смерти М. Хаботина, указывает Г. Мокрицкий, его
как уважаемого человека с почестями похоронили под алтарной частью
церкви, но уже в советский период, в 1960 году, его останки оттуда
извлекли. Место позднейшего погребения выдающегося храмотворца сейчас
не известно. А в судьбе самой церкви драм тоже хватало. С периода после
октябрьского переворота 1917 года и до 1927 года она действовала как
храм украинской автокефальной православной общины, пока под предлогом
необходимости ремонта и обустройства там культурно-просветительного
заведения ее не закрыли. Длительное время она использовалась под склад.
Без какого- либо ремонта. То же самое сделали и немецкие войска, когда
в 1941 году вошли в Житомир. Но в 1942-м эти же немцы все-таки передали
ее верующим, и здесь начала молиться община Украинской автокефальной
православной церкви. Церковь оставалась действующей до 1960 года, пока
на инспирированные «просьбы трудящихся» ее снова не закрыла советская
власть. Была разрушена колокольня и вместо нее построены служебные
помещения, снесены малые купола. Кабинеты построили и под главным
куполом. Как рассказывал автору один из старожилов Житомира Николай
Билошицкий, прекрасные фрески на куполах и стенах церкви соскребли,
выжгли паяльными лампами (!). Одну из них, «Успения пресвятой
Богородицы», которая была в нише, просто заложили кирпичом. Эта фреска
и еще одна, «Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском», на которой
заметны следы обжигания, чудом сохранились до наших дней. В служебные
помещения был переделан и малый храм, располагавшийся справа от
главного зала. И еще весьма красноречивый факт — некоторым компартийным
и советским руководителям области и города, во времена руководства
которых в Житомире и на Житомирщине уничтожались и названный храм, и
другие уникальные церкви, уже в годы независимости Украины присвоено
звание почетных граждан областного центра. Иначе как кощунством это
назвать трудно.
Продолжительное время в здании, где раньше
молились, работало областное общество «Знание» (в подвале снова
устроили склад), и, как вспоминает автор этих строк, среди объявлений о
темах лекций можно было увидеть сообщение о беседах по атеизму и
культуре сексуальной жизни. Потом в центральном зале давал
представления областной кукольный театр. С ростом движения за
национальное возрождение общественность города активисты Народного руха
Украины начали проводить акции с требованиями возвратить храм верующим.
Не один месяц под его стенами под открытым небом вместе с прихожанами
возрожденной общины Украинской автокефальной православной церкви
проводил богослужение настоятель, бывший десантник отец Богдан Бойко. И
вот, после длительной борьбы, в октябре 1991 года, в соответствии с
решением областного совета, старинное здание было передано этой общине.
Некоторое время она была резиденцией наместника святого патриаршего
престола УАПЦ, митрополита Львовского и Галицкого владыки Иоанна,
который пользовался большим уважением в Житомире за свое благочестие и
добросердечие. После образования Украинской православной церкви
Киевского патриархата община прихожан присоединилась к ней, и пребывает
там до сих пор. С образованием Житомирско-Овруцкой епархии УПЦ КП в
церкви основана кафедра епископа — с тех пор храм имеет статус
кафедрального собора. После варварских разрушений и перестроек его
пришлось возрождать практически снова. И, по-видимому, одному только
Господу Богу известно, сколько сил и средств стоило ее восстановление
верующим, меценатам, неизменному настоятелю отцу Богдану, епископам,
особенно архиепископу Житомирскому и Овруцкому Изяславу, который ныне
возглавляет епархиальную кафедру. Благотворителя масштаба купца М.
Хаботина среди нынешних богатых людей не нашлось. Но все же сейчас и
главный зал, и малый храм — это украшенные прекрасными иконами
полноценные помещения со всеми необходимыми для богослужений
атрибутами. Благодаря усилиям прихожан, пожертвованиям отдельных
благотворителей удалось отстроить четыре боковых купола — теперь они
вместе с главным сияют в высоте яркой синевой. На ремонт храма к юбилею
50 тысяч гривен выделил также областной совет. Реконструкция, согласно
специально разработанному проекту, продолжается до сих пор, потому что
не восстановлена еще колокольня и многое нужно сделать.
Но
главное даже не в возрождении Свято-Михайловской церкви, если можно так
выразиться, в материальном измерении. Владыка Изяслав небезосновательно
отмечает, что собор стал выдающимся центром укрепления украинского духа
и украинского самосознания, живым центром украинской ментальности и
генератором украиноязычной среды, особенно среди молодежи. Потому что
именно из уст отца Богдана в Житомире впервые в послевоенные годы
прозвучали молитвы и проповеди на украинском языке, и сейчас на нем
проводятся все богослужения и требы. Здесь, говорит архиепископ,
создана и работает воскресная школа, где дети и взрослые могут
научиться молиться именно на украинском языке и принять молитву как
оружие против темных сил и способ обращения к Богу. А отец Богдан,
удостоенный премии имени Ивана Огиенко (ныне он Митрофорный
протоиерей), с явной гордостью отмечает, что такой школы, как в
Свято-Михайловском соборе, нет среди православных общин Украины. И
главными предметами гордости храма являются его святыни — Чудотворная
икона Матери Божьей Троеручицы (копия знаменитой новоафонской иконы),
которая, по рассказам прихожан, сотворила много исцелений от болезней,
мощевник с большим количеством частиц мощей святых и частицей
Животворного креста Господнего.
За
150 лет церковью руководило много выдающихся личностей. Особое место в
этому ряду, рассказал «Дню» М. Кострица, занимает фигура протоиерея
Николая Бурчака-Абрамовича, который служил в ней дольше всего — с 1895
по 1927 годы — и, кроме душпастырской, прославился активной
деятельностью на ниве образования. Но в 1937 году его арестовали прямо
на улице на глазах у дочери. Больше отца она никогда не видела.
...Нынешние
руководители храма всячески подчеркивают его значение как обители для
общения людей с Богом и очистки от грехов. От себя я бы добавил:
тернии, которыми увенчан его путь через века, и его нынешнее
возрождение должны стать для украинцев символом бессмертия и подъема
национального духа. Потому что до тех пор, пока будут восставать из
руин и жить украинские храмы, неодолим будет наш народ.