Примерно в IV веке нашей эры в том числе и на территории нынешнего
Житомира проживало славянское племя венедов (некоторые историки
утверждают, что венедами окружающие их народы называли всех славян без
исключения. Вождем их был князь Бож.
А территорию чуть южнее Бердичева
занимали готы - германское племя, те же, что чуть раньше первого из
варварских племен разгромили Рим. Готами правил Германарих, "Рикс", то
есть король по-ихнему. Как это часто случалось в те времена, одно племя
решило пойти войной на соседнее. И готы объявили венедами войну.
Правда, не на тех напали: в нескольких сражениях (одно из них примерно
произошло где-то в районе нынешних Заречаны - Житомирская область
община славянских язычников упорно именует одно из мест у села на
склонах Тетерева "Межиборовой могилой": якобы там в древние времена
стояло языческое капище.) ибо наголову разбил готов и заставил их
отступить в степь, а отвоеванную территорию заняли венеды.
Тогда, видя,
что силой венедов не одолеть, Германарих прибегнул к хитрости. Призвав
к себе Божия и 70 старейшин венедских родов - якобы для переговоров о
мире - готы умертвили венедского князя и всю его свиту. Обезглавившы
таким образом противника, готы напали на венедов и оттеснили их в леса
нынешних северной Житомирщины и Киевщины.
Однако на этом история не
закончилась.
Дело в том, что одна из дочерей Божия - Красава - женой
вождя гуннов Аттила. Ничего, что всего лишь одной из более чем двух
сотен, но все же законной женой. В то время Аттила покорил не только
Азию, но и практически всю Европу и был самым могущественным правителем
на континенте. Узнав, как подло поступил Германарих отношении его
тестя, Аттила пошел на него войной.
Эту историю поведал Иордан - историк-хронист при дворе византийского
императора Юстиниана. Он же рассказал и ее продолжение. Так, после
разгрома венедов Германарих остановился с войском на занятой
территории, "на берегу реки, сами анты называют Тетерев, между тремя
горами, и сел на болоте". Брат Германариха, Винитар, не захотел
оставаться на понравившемся родственником месте, и с частью войска
пошел на запад. Тех, кто последовал за Винитаром, позже стали называть
вестготами, а остались с Германарихом - остготами. Пока Германарих
обживався на болоте, Аттила с войском отыскал его и в коротком бою
разбил наголову, а самих готов заставил платить дань. Вместо убитого в
бою Германариха его место занял другой Рикс - Аларик. Иордан, к
сожалению, не говорит, как долго находились готы на облюбованном ими
месте - вероятно, они отсюда так никуда и не пошли.
Вполне возможно, что история, рассказанная Иордана - полностью
правдива, поскольку средневековые хронисты, как византийские, и
западноевропейские, практически никогда не искажали данные. Другое
дело, что хронисты сами почти никогда не были очевидцами описываемых
ими событий, а преподавали что произошло, как правило, с чужих слов. И
не исключено, что эти самые очевидцы иногда могли и приврать. Но если
представить, что история войны Божия и Германариха - правда от начала и
до конца, тогда получается довольно интересное дело.
Для нас заслуживает особого внимания свидетельства Иордана о том, что
Германарихс войском остановился на берегу реки, сами анти называют
Тетерев, между тремя горами, и сел на болоте ".
Где у нас на берегу
Тетерева находятся три горы? Правильно, в самом Житомире: это нынешние
горы Замковая, Сурина и Охримова. И до сих пор в нашем областном центре
есть район, известный всему городу как "Болото" (между улицами
Короленко и Зеландско-Сенной, у подножья Суриной горы). Дальше -
больше! Готы - племя германское, что говорило языком, от которого ушла
нынешние немецкий, английский, датский, и другая языка германской
группы. По-английски слово "Житомир" пишется: "Zhitomir".
А "сидеть на болоте", на чем акцентирует внимание Иордан, по-английски
пишется: "Sitmarsh". Улавливаете созвучие? Вот и верь после этого в
легенды о "князя Житомире"!
Между прочим, Иордан называет венедского вождя Божья не иначе как
"королем", а король, как известно, в средние века был исключительно
католическим монаршему титулом. Кому-нибудь королями не называли. До
сих пор неизвестно и местонахождение могилы Божья. Если верить Иордана,
последняя встреча славянского "короля" с готами, где он был убит,
произошла примерно где-то на территории нынешнего Ружинский района - на
границе леса и степи, если верить географическому положению местности в
описании хрониста. Там Божия и похоронили.
Однако вернемся непосредственно в Житомир. В месте, что вспоминает
Иордана, то есть на "болоте", крупномасштабные археологические раскопки
не проводились, поэтому сказать что-либо в доказательство готской
теории основания Житомира (кроме языкового созвучие) не представляется
возможным. Во времена Германариха "болото", вероятно, представляло
собой большие плавные вдоль берега реки, которая впадала в Камянка и
известной позднее Руденко. Вряд ли готы (а их общее число было, видимо,
никак не менее нескольких десятков тысяч) долгое время могли жить
исключительно в плавнях.
"Сесть на болоте" означало поселиться на
болоте, т.е. в местности, малопригодны для жизни. Поэтому не исключено,
что готы для долгого проживания могли соорудить на одной из житомирских
гор нечто похожее на укрепленное поселение. Для этой цели больше других
подходила самая высокая из наших гор - Сурина (ныне - улица Маликова),
ближе других расположена к "болота".
Эта гипотеза также имеет право на
жизнь, хотя при строительстве на Суриной горе жилого массива никаких
археологических находок в этом месте сделано не было, а непосредственно
археологические раскопки также не проводились. Однако некоторый след
пребывания какого-то древнего племени на Суриной горе таки остался ...