Живий Журнал
 
ЖЖ інфо » Статті » Прес-релізи, Місто, Україна

Житомирский космос

Автор: Илья Стрельников, Космос, 05.01.2011, 11:29:31

Несмотря на то, что в Житомире никогда не было «космических» институтов или приборостроительных предприятий, местные жители сумели воспользоваться одним обстоятельством.

Именно в их городе родился академик Сергей Королев – ученый, под чьим руководством были созданы первые искусственные спутники Земли, баллистические и геофизические ракеты, а также прославленные корабли "Восток” и Восход”, которые обеспечили дебют человека в космосе и первый выход в открытое пространство Вселенной.

Свой особый космический миф житомиряне начали формировать с середины 1960-х – когда узнали обо всех этих незаурядных достижениях из некролога главной фигуры советской космонавтики. Фигуры закулисной – потому что газетные полосы тогда пестрели именами космонавтов, но вся информация о конструкторах и исследователях была строго засекречена.


http://img.zhzh.info/_ph/1/2/152643423.gif

Памяти великого земляка

После 1966 года появилась идея достойно почтить выдающегося ученого на его "малой родине”. К концу 1960-х местные энтузиасты разыскали маму основоположника практической космонавтики. Мария Баланина оказалась удивительно коммуникабельной женщиной, сохранившей хорошую память. С ее помощью установили местоположение дома, где родился Королев. Она также передала для экспозиции часть семейных вещей. Активность проявили и обычные житомиряне, которые приносили к будущему мемориальному музею антикварные предметы начала ХХ века.

Семья Королевых провела в Житомире всего 2 года. Недалеко от центра города снимали половину маленького домика, в котором и родился Сергей. Когда семья переехала в 1908 году в Киев, мальчику было полтора года. Более Королев в Житомир никогда не возвращался. 

Мемориальный дом-музей Королева (к тому времени он официально назывался отделом краеведческого музея) открыли 1 августа 1970. Он занял ту же половину дома, которую арендовала семья. Следующий шаг – реконструкцию всего сооружения и реэкспозицию – сделали через 7 лет, и музей получил самостоятельность. Теперь в полностью восстановленной квартире экскурсоводы вдохновенно рассказывали о жизни академика, а в комнатах рядом, где на самом деле он вообще никогда не бывал, – о его деятельности.

Авантюра, которая стала реальностью

50 тысяч посетителей в год для областного музея настоящее испытание, но и слава тоже. Если 4 гида ещё как-то выдерживали наплыв экскурсантов, то пространства катастрофически не хватало. И для туристических групп, но особенно – для экспонатов. Последних увеличивалось, как грибов после хорошего дождя. Потому что музей посещали не только рядовые граждане, но и друзья и коллеги Королева – ученые, исследователи, инженеры.

Например, после выставки "Советская космонавтика на службе мира и прогресса”, которая проходила в Корее, в подарок от Президиума Академии наук СССР музей получил целый контейнер с образцами техники, которую там демонстрировали. Поскольку в Союзе на пропаганде собственной силы и "продвинутости” не экономили, то макеты лунохода и спутников, хотя и соответственно масштабируемые, поражали своими размерами. И в домик категорически поместиться не могли.

А вот для чего в начале 1980-х средств не хватало, так это для новых так называемых "культурных объектов”. В это время в стране все финансовые усилия направляли на хозяйственные и военные нужды, и мечты житомирских фанов Королева о большом помещение имели большие шансы остаться нереализованными. Если бы не одна черта характера тогдашнего заместителя председателя Житомирского горисполкома Владимира Никулина. Он рассуждал так: нельзя строить музеи – и не надо. Вместо культурного объекта построим … технический. И Никулин "пробил” разрешение построить хранилище: свою просьбу он усилил утверждением, что «в Житомире ржавеет космическая техника».

Тот корпус, где сегодня экспозиция "Космос”, по проекту, в действительности был ангаром, который именовался "павильоном для хранения космической техники”. Уже в процессе воплощения дизайнерских идей "хранилище” внутри приобрело респектабельный вид. А внешне все еще выглядело как бетонная коробка, которую летом уютно оплетают виноградные лозы.

Вблизи на фасаде можно прочитать афоризм «Per aspera ad astra», который прямо указывает на назначение ангара. Да еще справа видны ракеты: издалека, особенно, когда приезжаешь в город впервые, они напоминают верхушки мечетей, возвышающихся над частными домиками. Вблизи картина чрезвычайно мирная.

Музей охраняют боевая и так называемая "академическая” ракеты – у их подножия прогуливаются куры и собаки. Наглядная иллюстрация концепции Житомирского музея космонавтики – сочетание технических и гуманитарных компонентов в одном целом.


ракеты


В отличие от многочисленных украинских музеев, "вписанных” в более или менее подходящее помещение, ангарный анекдот пошел Житомиру только на пользу. Кроме того, что над составлением и оформлением композиции работали профессионалы, так еще и дизайн заказали народному художнику Украины Анатолию Гайдамаке и не менее известному мастеру Владимиру Федорову.

Переступая музейный порог, сразу забываешь о земных заботах. Потому что не до них – хочется разглядеть все. В подробностях.

Начиная прямо со входа: стилизованных зеркальных "ворот” – иллюминаторов и кассы в виде кабины фантастического аппарата. Правда, чтобы самой кассирше зайти в эту конструкцию и выйти из нее, каждый раз надо перебираться через довольно высокое "окно”, однако концепция требует жертв. Значимый элемент дизайнерского решения – гигантские экраны (как в центрах управления полетами). Над ними расположилась штуковина, похожая на помесь летучей и корыта. Это радиотелескоп бокового обзора, разработанный в Харьковском институте радиоэлектроники. С его помощью впервые в мире определили рельеф поверхности Венеры.

В центре экспозиционного пространства – заполненный водой гранитный бассейн с книгой посередине. Такая вроде и не космическая композиция – наглядная метафора философии этого музея. Ведь космос – не просто место, куда летают ракеты. Это еще и античное понятие, связанное с гармонией и упорядоченностью. Сверхзадача местных музейщиков – показать и конструкторский задел, и глубинную связь человека со Вселенной. И эту задачу они материализуют упорно и последовательно. Смысл загадочного бассейна расшифровывается довольно просто: вода – символ жизненной горизонтали, еще до конца неразгаданная тайна, информационная система, о формуле которой до сих пор продолжаются научные дискуссии. Библия, лежащая на стеклянной подставке, – символ божественной вертикали, мудрости и нашей "зависимости” от высших сил. Красиво и логично, не так ли?

Все замыслы музейщиков сочетаются здесь таким образом, чтобы любой посетитель, даже очень далекий и от космоса и от философии, задумывался над вопросами не быта, а бытия. На стенах, к слову, – фотоколлажи шедевров мирового искусства. Ибо творчество, как объясняет директор музея Ольга Копыл, – явление, которое приближает нас к Всевышнему. Неудивительно, что музей охотно дает приют литературным вечерам, спектаклям, концертам и выставкам.

Все, что нужно

Наблюдая за передвижением посетителей, замечаешь, что мужская часть аудитории предпочитает большим и технически "насыщенным” агрегатам – контейнеры ракетных ступеней, макеты лунохода, аппараты космических кораблей, куда, конечно, нельзя залезть, но "с головой” погрузиться в созерцание различных панелей и проводов – вполне реально.

Привлекает внимание довольно странный набор. Во-первых, уголок, в котором собраны материалы о достижениях Института электросварки им. Патона: макет "Вулкана” – первой установки для сварки в космосе – в натуральную величину, и образцы деятельности этого прибора. У этих экспонатов возникает исключительное мгновение – накатывается чувство гордости за людей, придумавших, как резать электронным лучом пластины в космосе,  как соединять их. Во-вторых, здесь можно увидеть легендарные тубусы с космическим блюдам. Зрелище, прямо скажем, не впечатляет. Тубусы похожи на те, что показывают в кино. А сублимированные продукты, при всем уважении к их полезности и удобстве, на вид – как твердый кошачий корм. В-третьих, скафандры. Есть даже оригинал, в котором Юрий Артюхин побывал в космосе. Этот костюм использовался в наиболее опасные мгновения: на старте, во время стыковок и спуска. В комплекте к нему – соткан из специальной сетки слой, предназначенный для выхода в открытый космос. Сквозь сетку проходят трубки с жидкостью. Без такой "подкладки” космонавт рискует перегреться.

Вместо твердых лавочек для отдыха экскурсантам здесь предлагают посидеть (а точнее, покачаться) на специальных подвесных конструкциях. Надев наушники, посетитель может под музыку Space ощутить невесомость. Городской космос Музей выполняет одновременно образовательную, экспозиционную, методологическую и научную функции. Но им космическая тема в Житомире не исчерпывается.

В городе немало названий, так или иначе касающихся завоевания внеземных пространств. Желание житомирян именовать все вокруг согласно своего мифа имеет достаточно объемный вид: улицы Гагарина, Гречко, Королева, Циолковского, Космонавтов, первый переулок Королева, Королевский район. Центральный парк культуры и отдыха им. Гагарина. И классика жанра – кинотеатр "Космос”, фасад которого украшен мозаичными знаками зодиака.



Гуляя по Житомиру вспоминаешь часто цитируемые пророчества Циолковского. Выкладываю близко к тексту: задолго до исторического полета Юрия Алексеевича  Гагарина Циолковский убеждал, что человечество не останется на Земле. Первоначально оно выйдет за пределы атмосферы, а затем завоюет всю Солнечную систему. Как ни странно, и эти предсказания кажутся наиболее реальными именно здесь.

Автор: Илья Стрельников, Космос, редактор рубрики "Місто" на ЖЖ.info

http://solareclipse.org.ru/cosmos/
Місто | 05.01.2011 | Переглядів: 16966 | Житомир, Королев, космонавтика, музеи

Читайте також на цю тему:


Коментарів: 0