ЖЖ інфо » Статті » Авторская колонка » Альфред Грибер |
Альфред Грибервсе статьи автора |
ТАДЕУШ ЧАЦКИЙ
Тадеуш Чацкий — едва ли это имя вызовет ассоциации у современного еврейского читателя. Между тем, жизнь и деятельность этого благородного человека, выдающегося польского просветителя и общественного деятеля, заслуживают памяти и благодарности потомков.
Единственное, что сейчас напоминает о Чацком, — это массивный скальный выступ на высоком, отвесном берегу реки Тетерев на окраине Житомира, известный под названием «Голова Чацкого». Есть множество легенд, объясняющих происхождение скалы и ее названия.
Одну из них записал и ввел затем в свою повесть «Ночь на Тетереве» Д. Айзман. Итак, у некоего бедняка Чацкого была дочь-красавица, которую решил похитить местный вельможа. Отец попытался защитить дочь, и между ним и вельможей начался поединок. Подбежавшие слуги вельможи схватили Чацкого и сбросили в реку с высокого обрыва. Тела Чацкого так и не нашли; но скала за ночь преобразилась: ее верхушка приняла форму головы погибшего Чацкого.
На самом деле Чацкий был отпрыском очень богатого и знатного рода. Он родился 28 августа 1765 года в городке Порицк Владимирского уезда Волынской губернии — сейчас это Житомирская область — и получил великолепное домашнее образование, в совершенстве изучив несколько европейских языков.
С 18 лет Чацкий со всем пылом юности «подвизается на служебном поприще». Его деятельность интенсивна и многогранна — он участвует в дипломатических переговорах, обследует месторождения соли в Молдавии, пишет «Заметки о польской торговле», в 1801 году становится одним из фундаторов Польского торгового дома в Одессе.
В зрелом возрасте он был человеком неиссякаемой энергии, замечательного ума, редкого темперамента и обширной эрудиции. Некоторые литературоведы считают, что Чацкий из грибоедовского «Горя от ума» получил свое имя в честь пана Тадеуша. Чацкий был страстным патриотом и любил Польшу, что не мешало ему быть одним из самых либеральных поляков своего времени.
К 40 годам служебный пыл Чацкого иссякает, и он полностью «уходит» в просветительскую и культурную деятельность. Человек гуманный и просвещенный, он пытается обратить внимание польской общественности на судьбы гонимых народов, в силу исторических причин лишенных своей исторической родины. На первом месте в этом печальном списке были, разумеется, евреи...
Тема истории и культуры евреев заинтересовала его настолько, что он отдал ей несколько лет жизни. В процессе работы Чацкий собрал колоссальный материал — его видели в библиотеках Люблина, Варшавы, Кракова, в хранилищах монастырей, он получил доступ в Ватиканскую библиотеку, прусский король Фридрих-Вильгельм разрешил ему обследовать тайный архив крестоносцев в Кенигсберге.
Так появилось обстоятельное «Исследование о евреях» («Rozprawa o zydah»). Книга была издана в Вильно в 1807 году, имела 9 глав и 272 страницы текста. К сожалению, в Одессе «Исследование» имеется в университетской библиотеке, причем в единственном экземпляре.
Первое, что бросается в глаза, когда открываешь книгу, — тщательность и подробность справочного аппарата. Сноски занимают иногда полстраницы, отсылая читателя к литературе на латыни, французском, итальянском, немецком языках. Аргументация его выводов, разумеется, для того времени, безупречна.
Свое повествование Чацкий начинает «от сотворения мира» и заканчивает 1788 годом, когда Сейм принял новый свод законов, регламентирующих жизнь евреев в Польше. Первые 4 главы были посвящены еврейской истории, начиная с героев ТАНАХа и до разгрома Великого восстания 66-70 гг. и разрушения Иерусалима войсками Тита. Интересно, что, работая в Ватиканской библиотеке, Чацкий нашел текст декрета, принятого во время восстания и запрещающего под страхом смертной казни изучение греческого языка.
В следующих 2-х главах представлены наиболее яркие факты из жизни еврейства в средние века. С восторгом описан Чацким «золотой век» испанского еврейства, который трагически завершился с приходом к власти Альмохадов. В городе Фес халиф Абу-эль-Мумин предложил евреям выбор — ислам или меч. Евреи единодушно выбрали второе. Преданность евреев своей вере, неспособность идти на компромиссы, страстное, доходящее до фанатизма желание сохранить свою культуру, чистоту языка, свои обряды, обычаи, свои книги вызывают у польского патриота Чацкого искреннее восхищение.
Далее Чацкий подробно рассказывает о юридических нормах, определявших статус евреев в Польско-Литовском государстве. Оставшиеся три главы представляют собой обзор еврейского культурно-исторического наследия. Философия и география, грамматика и теология, еврейские академии, школы — все становится объектом его пристального внимания и изучения.
Завершает «Исследование» подробный разбор нового Кодекса законов для польских евреев, принятый в 1788 году.
Н.М. Карамзин, знаменитый русский историк, в одном из писем Чацкому писал: «Пристрастие, свойственное простолюдину, не даровано историку. В глазах его все народы составляют единую семью».
Чацкий был слишком увлекающейся натурой, поэтому он не смог стать профессиональным историком. Может быть, это и к лучшему...
Н. Рымарь
Автор: Альфред Грибер, редактор рубрики "Альфред Грибер" на ЖЖ.info