У вас что, лифты по карточкам? — недоумевают киевляне и другие гости Житомира, которые о таком явлении даже не слышали.
Они воспринимают это как «фишку» города, правда, довольно странную. Принятая в 2000 году карточная система для лифтов для житомирян была тем самым спасательным кругом, который должен был удержать на плаву тонущее лифтовое хозяйство. Она вводилась как эксперимент.
Как ни странно, новшество прижилось, и сегодня из 997 лифтов областного центра только 57 работают без карточек. Это при том, что по решению городских властей каждый подъезд многоэтажки волен самостоятельно выбирать систему оплаты за лифты: либо пользоваться карточками (25 гривен на 100 поездок), либо включать плату за лифт в квартплату (от 25 до 85 копеек за 1 кв. м жилплощади).
Большинство жильцов выбирают все-таки карточки. Но единого мнения по поводу карточной системы у людей нет. Кто-то обеими руками за, кто-то против, кому-то накладно или просто напрягает. Газета «Эхо» решила выяснить все плюсы и минусы «карточной» и «тарифной» систем, пообщавшись с жильцами, работниками жэков, лифтовиками и представителями городских властей.
ПОЧЕМУ ЖЭКИ НЕ ПЛАТЯТ ЛИФТОВИКАМ?— До 2000 года из тысячи лифтов Житомира шестьсот просто стояли,— вспоминает начальник управления жилищного хозяйства Житомирского горсовета Светлана Пивоварова.— Они превратились в общественные туалеты и полным ходом разворовывались на цветные металлы. А не работали они потому, что у населения были огромные долги по квартплате, куда входит и оплата за работу лифтов и обязательные
измерения сопротивления изоляции для лифтов. Ситуация была патовая, и нужно было срочно что-то предпринимать. Мы ввели карточную систему по опыту других городов. И дела резко улучшились. Даже те жители верхних этажей, которые и сейчас не платят за квартиру, вынуждены покупать лифтовую карточку. Ведь не будешь же подниматься на 9-й или 14-й этаж пешком! Те же, кто живет на нижних этажах и не пользуется лифтом, просто не тратят деньги на карточку, что, в общем, справедливо. В лифтах перестали круглосуточно кататься дети, которые быстро приводили их в негодность, а также посторонние люди. И, самое главное, деньги, которые жильцы вносят за карточку, не проходят через жэк, а поступают непосредственно на предприятия по обслуживанию лифтов. У лифтовиков наконец-то появились средства, и они могут работать. Словом, я вижу в карточной системе только позитив.
Светлана Пивоварова показывает мне карту Украины, где отмечены города с количеством неработающих лифтов: где 600, где 500, 300, а в Житомире — 0. Стало быть, спасибо карточкам?
ЧТО ДУМАЮТ ЛИФТОВИКИ?— Да я бы сам даже среди ночи помчался демонтировать карточный аппарат, если бы жэки платили лифтовым организациям в полном объеме те деньги, которые утверждены исполкомом горсовета,— горячится директор частного предприятия по техническому обслуживанию лифтов Михаил Палий.— Но жэки нам деньги вообще не перечисляют, объясняя это тем, что у жильцов скопились огромные долги по квартплате. Понятно, что люди в первую очередь платят за то, чего могут лишиться: телефон, газ, свет и отопление, а квартплата может и подождать… По решению Министерства коммунального хозяйства в домах, где нет лифтовой карточной системы, за работу лифта обязаны платить все жильцы без исключения, даже те, кто живет на нижних этажах. Но в результате деньги практически не поступают. Вот конкретный пример: из 16-ти лифтов многоэтажек, находящихся на балансе одного из жэков, только два некарточные. За них жэк должен платить нам 1489 гривен в месяц. Но никаких денег не перечисляет. Мало того, на сегодняшний день долг составил 41 тысячу гривен. И это только за два лифта! А что было бы, если бы все 16 лифтов были «бескарточные»? Катастрофа!
— Покрывают ли все затраты лифтовиков деньги, которые жильцы платят по карточной системе?
— Покрывают на процентов 60, не больше. Почему? Да потому, что жители до 4–5 этажа стараются обходиться без лифта и не покупают карточки. Многие надолго уезжают на дачи, в отпуск, ложатся в больницу и не пользуются карточками. К тому же люди экономят: поднимаются на лифте, а спускаются пешком. Одним карточки хватает на месяц, другим на два и даже на три…
Стоимость же технического обслуживания одного лифта — 680–690 гривен в месяц, а поступлений — в среднем 300 гривен на лифт. То есть в два раза меньше. Но все же это деньги, которые позволяют нам выполнять свою работу.
ЧТО ДЕШЕВЛЕ — КАРТОЧКА ИЛИ ТАРИФ?Что же выгоднее для жильцов: платить за карточку или по тарифу? Если человек живет в однокомнатной квартире жилой площадью, допустим, 18 кв. м, то его ежемесячная плата за лифт составит 4 гривни 50 копеек (из расчета 25 копеек за 1 кв. м). А лифтовая карточка стоит 25 гривен, которую, правда, можно растянуть на 1,5–2 месяца. Поэтому в данном случае выгоднее платить по тарифу. Но если человек живет один в трехкомнатной квартире, то для него выгоднее карточка.
Сложилась прямо-таки парадоксальная ситуация: три человека, живущих в однокомнатной квартире, будут платить за лифт меньше, чем один человек, живущий в трехкомнатной. Разве это справедливо? И кто вообще придумал рассчитывать тариф исходя из квадратных метров площади, а не из количества жильцов? Это явная ошибка. Поэтому многие одинокие люди, живущие в просторных квартирах, поддерживают карточную систему, а большим семьям, конечно же, выгоднее платить по тарифу…
Еще один вопрос, волнующий жильцов: почему 100 поездок по карточке стоят именно 25 гривен, а не 20 или 30? В управлении коммунального хозяйства Житомирского горсовета мне объяснили, что наша цена — самая низкая по Украине. Для примера: в Херсоне карточка на 100 поездок стоит 28 гривен, в Бородянке — 52, Бердичеве — 28, Ривне — 25, Ирпене — 32, Буче — 37 гривен. Так что повода для жалоб быть не должно…
А ЧТО ГОВОРЯТ ЖИЛЬЦЫ?— Мы с мужем всегда покупаем по лифтовой карточке, а дочь-школьница бегает на 7-й этаж пешком, поскольку купить третью будет слишком накладно,— делится 35-летняя жительница многоэтажки Наталья.— Нам с мужем карточек хватает где-то на месяца полтора, при том, что спускаться мы стараемся пешком. Случается, карточные системы на лифтах ломаются, вместо них устанавливают новые и выдают новые карточки, а неиспользованные поездки, оставшиеся на старых карточках, пропадают. Так что не все гладко и удобно.
— В Житомире три вида лифтовых карточек (черные, синие и красные), а в некоторых домах уже появились электронные,— рассказывает 30-летний Олег.— Это значит, придя к друзьям в другие дома, я зачастую не могу воспользоваться своей карточкой и приходится идти пешком. Это напрягает.
— Мы с семьей живем в трехкомнатной квартире,— говорит 50-летняя Ирина.— Если бы мы платили за лифт по тарифу, то есть отказались бы от карточки, то для нас это было бы выгодно — около 30 гривен в месяц за всю семью исходя из площади квартиры. На карточки же у нас с мужем уходит 50 гривен за полтора месяца,— вроде те же деньги, но наши двое детей вынуждены на 10-й этаж ходить пешком — это неудобно и неправильно.
— У нас в доме бескарточная система,— рассказывает пенсионерка Анна Сергеевна.— Я должна платить за лифт, хотя живу на первом этаже и никогда им не пользуюсь…
Словом, и тарифная, и карточная системы наравне с плюсами имеют массу минусов, с которыми приходится мириться.
ОСТОРОЖНО: ПОДДЕЛКА!Еще одна актуальная проблема лифтовых карточек заключается в том, что карточки весьма успешно подделывают! В управлении жилищного хозяйства мне рассказали, что в одном из домов по улице Маликова выявили целый цех по производству поддельных карточек. Обратились в милицию, но там в действиях «умельцев» не увидели состава преступления. Милиции, конечно, виднее, но поддельные карточки выводят из строя электронику. От этого страдают и жильцы, у которых карточки начинают размагничиваться, внезапно списываются поездки и происходит масса других неприятностей. Поэтому будущее за электронными карточками, которые в Житомире уже потихоньку начали вводить.
Лифты — не элемент роскоши, а необходимость. Кроме того, лифт — это объект повышенной опасности. Приблизительно из 1000 лифтов Житомира 700 уже отработали свой срок и подлежат экспертной оценке, а затем замене или капитальному ремонту. Это огромные деньги. Одна только замена двигателя стоит 10–12 тысяч гривен. А какова цена безопасности человека? Если в той же столице происходит немало несчастных случаев, и даже со смертельным исходом, из-за неисправности лифтов, то у нас пока тьфу-тьфу-тьфу… Главное — чтобы у лифтовиков всегда были средства на ремонт, а это уже зависит от нас с вами.
Это где в городе лифты на магнитных карточках????Если пишите статью то хоть чють вникайте в техническую сторону вопроса, а то смешно читать.