Житомирским журналистам стали известны подробности того, как в Житомирской области
обнаружились рабовладельцы и, соответственно, их рабы. Однако, запутанное дело пытаются повернуть так, что цыганская семья, которая живет в селе Смолдырев (Барановский район), торгует самогоном и металлоломом чуть ли и не пригрела убогих.
Беглый раб без хижины Михаил Ковальчук
Более пяти лет житель села Смолдерев Барановского района, 21-летний Михаил Ковальчук, провел в рабстве у цыганской семье. Около месяца назад он сбежал и рассказал журналистам о своем житье-бытье в неволе. В частности, Михаил поведал о том, что к цыганам, на которых он работал, захаживали полицейские чины района (он указал, кто именно), пили-ели и в упор не видели, что семейка занимается незаконным бизнесом, в частности, скупкой металлолома и торговлей самогоном, а также использует рабский труд. Разгорелся скандал.
Корреспондент Житомирского Курьера Виктор Бакальчук лично поехал в Смолдерев, чтобы разузнать все на месте. Несколько жителей села подтвердили информацию о рабах, торговле самогоном и скупке металлолома. Одна жительница села чистосердечно призналась: цыгане-самогонщики меняют на водку все, включая домашнюю консервацию. Правда, те, с кем общался журналист, как сговорившись, запрещали фотографировать их и называть имена. Крепко же их припугнули. Сельский голова Смолдерева Николай Гайдайчук тоже чего-то испугался – заперся в сельсовете и на просьбы открыть не реагировал. Потом выяснилось, что он – кум одного из цыган, которые фигурируют в показаниях беглого раба Михаила Ковальчука.
Сельский голова Смолдерева Николай Гайдайчук испугался и заперся в сельсовете
«Цыгане могут хату спалить, а в полицию жаловаться бесполезно»
Вот, что рассказал один житель села, представившийся Валентином (имя изменено по его просьбе):
— Миша не в первый раз убегает от своих хозяев. Предыдущие попытки были неудачными – его ловили, били, сажали под замок. С ним в рабстве и его старший брат Дима. Есть еще один, Алексей по кличке Хохол – он у них больше 10 лет. Несколько сотрудников милиции из Барановского райотдела кормились у цыган и не замечали беззакония. Вчера у цыган проводили обыски. Но кто-то их предупредил, и они вывезли краденое, которое скупали, и металл. Отмажутся. Не в Барановке, так в Житомире.
Следующим собеседником журналиста стал молодой человек, представившийся Иваном – у него скрывался после побега Иван Ковальчук. Вот его короткий рассказ:
— Миша после первого побега жил у меня где-то неделю. Цыгане его тогда поймали. Во второй раз он пришел ко мне под вечер. Был грязный и голодный. Запуганный был. Я накормил, дал ему другую одежду. Через знакомых нашел ему адвоката. Он давно работает на цыган. Они его в Москву отправляли на заработки, а потом деньги отбирали. А тут, в селе, он цыганам орехи колол, которые они заготавливали, металл грузил. Цыгане могут хату спалить, а в полицию жаловаться бесполезно – они заодно.
Следующей собеседницей журналиста стала родная сестра Михаила и Дмитрия Алена:
— Они били брата и закрывали… Когда били Мишу, его крики на все село было слышно… Они ж его четыре раза в Москву посылали на заработки, а потом деньги и паспорт отбирали… Мы за эти деньги хотели хату себе купить… Мы ж бездомные, мы сироты… Нам пенсия полагается как сиротам, а цыгане у Миши и Димы даже их пенсионные карточки отобрали. Люди цыган боятся. Миша убежал от них, а другой мой брат, Дима, остался…
родная сестра Михаила и Дмитрия Алена
Михаила с помощью адвоката перевезли в Житомир и поместили на конспиративную квартиру международной организации по защите жертв торговли людьми.
Корреспондент Житомирского Курьера Виктор Бакальчук хотел пообщаться и с цыганской семьей, где жил сбежавший Миша Ковальчук. Но никто не открыл. Буквально на следующий день областное управление распространило информацию о том, что в Смолдереве полицейские нашли точку по торговле самогоном. Как выяснилось, «нашли» её в усадьбе тех самых цыган. Надо полагать, участковый инспектор до сих пор ни сном, ни духом не ведал про то, чем занимаются эти люди. Почему-то стало смешно…
А был ли мальчик?
Буквально на следующий день после поездки в Смолдерев Житомирское областное управление Национальной полиции собрало пресс-конференцию в связи с первыми 100 днями своего существования. Разумеется, центральной темой обсуждения стала смолдеревская история. Вот, что рассказал заместитель начальника областного управления Александр Радченко:
— 10 февраля в управление обратился гражданин, по имени Михаил Николаевич (не буду называть его фамилии). Привел его житомирский адвокат. Михаил сообщил, что его незаконно удерживали в селе Смолдерев Барановского района Житомирской области. При этом мы в первый раз услышали, что, возможно, сотрудники правоохранительных органов данного района могут быть причастными к этому. В связи с этим я дал указание, чтобы данное уголовное производство регистрировали не по месту совершения правонарушения, то есть, не в Барановском районе, а зарегистрировали в Новоград-Волынском районе – для того, чтобы не было утечек информации. Мы обратились в суд, получили санкцию на обыски, внезапно прибыли на место проведения обысков. Десятка людей, о каких говорил заявитель, не выявили. Опросив местных жителей и проведя следственные действия, установили, что десятка людей не было. Но было еще одно лицо. Его доставили в главное управление, опросили, привлекли медиков, поскольку это лицо было в угнетенном психологическом состоянии, возможно, вследствие умственной отсталости. При содействии международной организации это лицо в настоящее время проходит медицинскую реабилитацию. В ходе обысков нами было изъято два паспорта…
Житомирское областное управление Национальной полиции собрало пресс-конференцию
Здесь в разговор вмешался начальник главного управления полиции Валерий Рудык:
— Вчера ко мне приезжала его мама с адвокатом. Я сказал ей, что ее сын находится в медицинском учреждении. Она сказала, что сама прокормить сына не может, а там (у цыган, — авт.) он накормлен и одет и претензий к ним у нее нет…
Следует пояснить, что речь идет не о мятежном рабе Михаиле Ковальчуке, у которого родителей нет и с бегства которого разгорелся скандал, а о другом человеке, по имени Алексей, который дольше всех живет у цыган – около 13 лет и у которого, вероятно, есть проблемы «с головой». То есть, В.Рудык зачем-то переключил внимание журналистов с Ковальчука на другого человека и попытался представить дело так, что «ни у кого претензий нет». И выглядело это как попытка свести обсуждение к классическому вопросу «А был ли мальчик?» По крайней мере, это выглядело именно так. И тему о найденных при обыске паспортах развивать начальник ГУ НП не стал. Как позже выяснил автор этой заметки, именно цыгане привезли мать Алексея на прием к начальнику ГУ Нацполиции в качестве альтернативы сбежавшему Михаилу.
Тем не менее, В.Рудык подтвердил, что уголовное производство по факту незаконного лишения свободы возбуждено и проводится расследование. Даже пообещал создать рабочую группу с участием представителя прокуратуры и журналистов. Но сразу после пресс-конференции состав рабочей группы сократился до одного следователя, который должен был уже без представителя прокуратуры ехать в Смолдерев вместе с журналистами. А это уже «совсем другой компот»… Кроме того, в ходе пресс-конференции руководители главного управления заявляли, что выявили только двоих «рабов». В селе же говорят о том, что остальных рабовладельцы загодя распихали по своим родственникам в других селах, равно как и загодя вывезли несколько грузовиков «вещдоков».
Начальник главного управления, предвидя очередной вопрос журналистов, сообщил, что по его инициативе начато служебное расследование в отношении возможной причастности сотрудников полиции и возможного крышевания ими незаконной деятельности цыганской семьи, совместного пьянства с ними и получения от них денег. При этом он отметил, что данных сотрудников от исполнения служебных обязанностей на время расследования не отстраняли.
Тем, кто общался с журналистами, угрожают расправой
А тем временем после журналистского визита в Смолдерев те, кто общался с журналистами, в том числе и сестра беглого раба Михаила Ковальчука Алена, получили угрозы расправы.
Очень забавным выглядело сообщение Нацполиции об изъятии на подворье цыганского семейства самогонного аппарата, дюжины бидонов с брагой и 3-х литров готового самогона. Надо полагать, до скандала цыгане самогоноварением не промышляли или же участковый инспектор полиции об этом не знал. В управлении же настаивают, что никто не заявлял о том, что такая-то семья в таком-то селе занимается самогоноварением.
Грустным показалось и стремление руководства главного управления полиции свести историю с рабами к «сплетням» и к тому, что сами рабы не очень дружат с головой. Кроме того, в кулуарах рассказывали, что скандал раскрутил из чувства мести один жителей села, чья жена ушла к родственнику одного из цыган. Но какая разница, чем он руководствовался?! Кто знает, если б не сбежала, то и некому было бы поведать миру о творящемся в Смолдереве? И не придумал, ведь, он все: есть Михаил Ковальчук, заявивший о том, что его держали в неволе и отнимали деньги, есть изъятый самогонный аппарат.
«Им предоставили возможность скрыть свою преступную деятельность»
На пресс-конференцию пришел адвокат Михаила Ковальчука Сергей Карпишин и сделал следующее публичное заявление:
— Ко мне обратился Михаил, и я его привел в полицию. А вчера ко мне обратились жители села, которые помогли Михаилу убежать, и сообщили, что их разыскивает участковый инспектор и оперуполномоченный. Кто дал команду их искать? Люди боятся! И еще: когда Михаил убежал, мне сообщили, что цыгане вывозят со своего подворья весь компромат. Два грузовика вывезли. Я звонил в полицию, сообщал о том, что вывозят. Никакой реакции. Я считаю, что им предоставили возможность скрыть свою преступную деятельность. Михаил же, когда я его привез в Житомир, рассказал журналисту, сколько раз убегал, как у него забрали 240 тысяч российских рублей, которые он заработал в Москве, как у него даже пенсионную карточку отобрали, как приходили к цыганам сотрудники Барановского райотдела. Ведь очень легко проверить, сколько раз на день звонит данный сотрудник полиции этим цыганам.
На пресс-конференцию пришел адвокат Михаила Ковальчука Сергей Карпишин
Автор этой заметки вспомнил, как много лет назад общался с рабыней цыганской семьи в Коростене. Девушка-наркоманка работала за дозу ширки и тарелку супа. Она рассказала, что ей хорошо у цыган, кормят, одевают и дают дозу и она не одна такая: наркоманы приходят, живут, умирают, их закапывают, приходят следующие. Она понимала, что и она скоро умрет и была готова к этому. Что интересно, с этой девушкой журналиста познакомили... сотрудники милиции. Но поскольку девушка никаких заявлений не писала, все было в порядке. Благодетели.
А вывод из этой неоконченной истории вот какой получается: старая милиция со старыми кадрами новой полицией не стала и не станет никогда ни при каких обстоятельствах. Пока все по-прежнему: с одной стороны деньги и власть под охраной полиции, а затюканный властью и бандитами гражданин, как и до сих пор это было, — с другой.
Виктор Бакальчук, Житомирский Курьер
на всю Україну
щоб цим Київ зайнявся
всю міліцію Баран.р-ну звільнити
Рудика звільнити
Всіх циг посадити!!