Люди, хоть на каплю интересующиеся театром, помнят громкий материал
некого Богдана Стрихи «Помаранчевий сезон позаду», вышедший в начале
2010 года.В данном сочинении на вольную тему некий журналист с большой
амбицией несостоявшегося театрального критика написал, как ему
показалось, архиважный социально-разгромный материал по Житомирскому
театру имени И. Кочерги.
Решил, мол, человек ответить на
вопрос, что же мешает нашему театру стать академическим. «Ахиллесовой
пятой» театра автор посчитал «устарелый репертуар», «обедневший
актерский состав», и, что самое главное, непрофессиональное руководство
театра.
Заело великого театрального критика то, что на смену «видатному
театральному діячу» Леониду Данчуку пришли ни черта в театральном деле
непонимающие «помаранчевые кадры» - Наталья Ростова и Наталья
Тимошкина. Обе Натальи Николаевны, мол, ни дня не работали в театре, и
вообще не знают что это такое.
Автор материала напомнил, что директор
театра -Наталья Ростова - по специальности статист, а художественный
руководитель и главный режиссер - Наталья Тимошкина – больше специалист
в сфере зрелищно-театральных мероприятий и культурно-просветительной
работы.
Горе-автор
чисто заказного материальчика не просто усомнился в профессионализме
коллектива театра, тем самым унизив уважаемых и трудолюбивых людей, но
и не принял во внимание ни одного из достижений нашего театра. А их,
если уж говорить начистоту, у нас таки есть.
Почему я вспомнил
эту давно прокисшую статейку? Почему просто не забыл о неблагоразумных
умозаключениях одного из многих несостоявшихся героев? Да потому, что
до сих пор, несмотря на явные достижения нашего родного театра,
находятся люди, которые посылаются на ту злополучную статейку и
клеймят, ввиду личных причин, творческий коллектив Житомирского театра.
А победы нашего театра все больше умалчиваются как в прессе, так и в
обществе.
Вспомнил я о том материальчике еще и потому, что ровно пять
лет нашим театром руководят Наталья Тимошкина и Наталья Ростова – люди,
которые подняли театр на качественно новый уровень. И сегодня, вступая
в новый год, я хочу назвать всего один факт, который расставит все
точки над «и».
Я
не буду сегодня говорить о прекрасной постановке «Божьи твари», которая
ввела в приятный шок даже самого автора пьесы «Очень простая история»
Марию Ладо. Пьеса популярного драматурга Марии Ладо, дочери знаменитого
режиссера «Королевы бензоколонки» Александра Мишурина, с успехом идет
на территории всего СНГ. Только наш театр, ставя «Очень простую
историю» на своей сцене, имел смелость в лице Натальи Тимошкиной
сменить название на «Божьи твари». Мария Ладо рвала и метала по случаю
такой дерзости со стороны житомирского режиссера. Но, приехав в наш
город и увидев спектакль, она признала целесообразность творческого
решения Натальи Тимошкиной и выразила свой восторг от спектакля
Житомирского театра. Но я сейчас не об этом.
Не буду сейчас
говорить и о новых постановках «А Чеховъ про ЕНТО» Натальи Тимошкиной и
«Метерлінк в стилі NEW» и «Чудо святого Антония» Петра Авраменко. Эти
спектакли уже переполняют умы и сердца заядлых театралов восторгом, но
оценку им лучше давать со временем. Не будем сейчас и о первом в
истории театра моноспектакле «Стрибок з третього поверху» Григория
Артеменко – заворажующем, вне всякого сомнения, и таком актуальном в
наше время.
Давайте
о тех спектаклях, которые уже устоялись во времени и покорили зрителей
многих украинских городов. «Забути Герострата» Петра Авраменко, «Втеча
з реальності» Петра Авраменко и Григория Артеменко, «Тень» Натальи
Тимошкиной. Спектакль «Тень» по Шварцу самые смелые театралы называют в
первую очередь в ответ на вопрос «Что для вас Житомирский театр?».
Об
этой саркастической драме я и хочу сегодня сказать. В 2009 году впервые
Житомирский театр, до того колесивший лишь по соседним областным
центрам, поехал на международный фестиваль «Данаприс» в Запорожье.
Повезли «Божьи твари», которые были тепло приняты зрителем и высоко
оценены жюри. Житомирский театр получил приз за лучший актерский
ансамбль.
В 2010 году Житомирский театр повез на «Данаприс»
спектакль «Тень». Житомирский областной украинский
музыкально-драматический театр имени Ивана Кочерги на фестивале
представлял Украину вместе с Национальным театром имени Ивана Франко
(Киев) и основателем фестиваля – Запорожским академическим областным
украинским музыкально-драматическим театром им. В. Магара. Среди
российских театров - хваленные московские Театр Романа Виктюка и
Московский независимый театр.
Театр Виктюка – один из самых
дорогих и эпатажных (цена на спектакль Театра Виктюка на фестивале
составляла 80-370 грн., на спектакль Театра им. Франко – 20-100 грн.,
спектакль Московского независимого театра стоил 10-170 грн., спектакли
Запорожского театра – 15-50 грн., житомирский спектакль «Тень» - 15-30
грн.).
Московский независимый театр – коллектив звездных
актеров, лиц с телеэкрана, «один из самых успешных театров
современности», «будущее российского театра». На «Данаприс» Московский
независимый театр привез легендарный спектакль Валерия Беляковича
«Мастер и Маргарита», который был показан более 700 раз в разных
странах мира. Своей премьерой этот спектакль ознаменовал в 2003 году
рождение Московского независимого театра. В премьере в 2003 году
Воланда сыграл легендарный Виктор Авилов, а Маргариту Ольга Кабо. Также
в спектакле играют Ивар Калныньш, Екатерина Захарова, Владимир Стеклов.
И вот, перечислив вам регалии соперников Житомирского театра на
«Данаприсе», подходим к самому главному. Постановку Житомирского театра
имени Ивана Кочерги «Тень» на фестивале «Данаприс-2010» международное
жюри назвало самой сильной постановкой, без единого творческого
замечания.
После
этого директор Театра имени Ивана Франко сказал руководству
Житомирского театра: «Наталки, я никогда не думал, что в Житомире вы
так выросли». А дальше начальник Запорожского управления культуры
позвонил начальнику управления культуры и туризма Житомирской ОДА Юрию
Градовскому и сказал: «Какой прекрасный у вас театр».
Именно
факты свидетельствуют о реальном положении вещей, о достижениях
творческого коллектива театра. Единственный способ доказать, что ты
достоин, - на высшем уровне профессионально делать свое дело. Как
сказал в прекрасном фильме «Королев» наш земляк Сергей Королев: «Я не
буду благодарить вас словами. Я отблагодарю вас своими делами». А
опускаться в спор с ущербными шавками – дело грязное и недостойное.
Лишь фактами, лишь делами… Ведь словесная желчь – она, чаще всего, от
зависти.
Вот и уважаемый и любимый не одним поколением актер
Стас Садальский не удержался от скабрезного словца в сторону
Житомирского театра. Желая показать несовершенность постановки Театра
имени Вахтангова «За двумя зайцами», известный любитель копаться в
чужом белье Садальский нашел очень, по его мнению, остроумное
сравнение. Он назвал увиденное на сцене театра Вахтангова «Житомирским
театром на гастролях в Задрищенске».
Господину Садальскому
задали вопрос: «А что, так плох житомирский театр? Или это «гротеск»,
так сказать, фимочкино словцо?». Стас ответил: «Сцена в Задрищенске
скользкая». И смачно заулыбался, считая свой ответ высшей степенью
элитарного юмора.
Конечно же, не был господин Садальский на
спектаклях Житомирского театра, а зря. Если бы побывал, вряд ли захотел
бы писать такой «искрометный» юмор.
Хватит
тратить время на пустую болтовню – пора дело делать. Пример у нас есть
– чудесный коллектив Житомирского областного украинского
музыкально-драматического театра имени Ивана Кочерги под руководством
прекрасных дам – Натальи Николаевны Ростовой и Натальи Николаевны
Тимошкиной.
Директор и режиссер – это мужские профессии, а эти женщины
владеют ими лучше многих мужчин. А вам, уважаемые
собратья-мужчины-критики, хочу сказать: хватит уже тянуть на себя
профессию базарных баб. Не отбирайте хлеб у старушек!