Печи для производства древесного угля дымят в Житомирском районе повсюду. Это, пожалуй, третий по популярности вид черного бизнеса после нелегальной добычи янтаря и воровства леса. Затраты на оборудование относительно небольшие, сырьевая база – под ногами, сбыт гарантированный, рентабельность высокая.
В прошлом году «угольная» эпидемия хватила лесистые районы Житомирской области, и тамошние жители стали задыхаться от вонючих извержений дымящих повсюду печей. Было несколько антиугольных «восстаний», в частности, в Лугинском и Романовском районах. А в этом году бунтовали жители Стовпинки Олевского района, где батарею из печей без всяких на то разрешений установили участники АТО, приехавшие аж из Запорожья.
Как правило, производители угля не утомляют себя официальной регистраций производства, которое нужно согласовывать не только с местными властями, но и с экологической инспекцией, санитарной службой, Госгорпромнадзором и пр. Это дорого и долго. Поэтому стараются спрятать печи подальше в лесу (поле), быстро заработать капитал и скрыться. Однако если печи очень воняют, местная общественность поднимает шум. Иногда доходит и до уголовного преследования нелегальных угольщиков, как в Романовском районе.
Как организовать производство угля?
В селе Березовка, что под Житомиром, отец и сын Змиевские обнесли дощатым забором свой огород, и поставили там две печи. Их односельчанам это не понравилось, они обратились с жалобой в экологическую инспекцию и позвали журналистов.
Когда автор этой заметки подъехал к месту события, там уже было около полутора десятков местных жителей и представители экологической инспекции. На стук калитка, к удивлению, открылась, выглянул мужчина и пригласил зайти. Знакомимся: Николай Змиевский.
Виновник скандала Николай Змиевский: «Где дым?! Разве вы его видите?»
— Мы работаем всего три дня. Уже подали документы на проектную документации, — пояснил он. — Вы говорите, что люди жалуются на дым. Но где он? Вы его видите? Эти печи работают по бездымной технологии. Такие можно устанавливать в ста метрах от населенных пунктов. А мы установили в шестистах.
Как пояснил заместитель начальника Государственной экологической инспекции в Житомирской области Сергей Зыбалов, который тоже приехал в Березовку, для организации производства угля на законных основаниях необходимо, сначала должным образом получить в собственность или аренду земельный участок, затем заказать проект строительства, в котором должна присутствовать оценка влияния производства на окружающую среду. Уже после установки оборудования необходимо получить разрешение на выбросы. В этом разрешении определяется предельное количество загрязняющих веществ, которое разрешается выбрасывать в атмосферу.
— На сегодняшний день у вас нет ни одного, ни другого, ни третьего, — констатировал замначальника инспекции.
Что касается опасности производства древесного угля для окружающей, среды, то, по словам Сергея Владимировича, вред невелик, поскольку лес поглощает выбросы. Но в Житомирской области есть уже больше 30-ти легальных производителей угля. Нелегальных намного больше, признал он. И это нагружает экосистему.
Заместитель начальника Государственной экологической инспекции в Житомирской области Сергей Зыбалов: «Это производство древесного угля абсолютно незаконно»
— На сегодняшний день в Романовском районе открыто три уголовных производства, и несколько уголовных производств открыто в Коростенском районе, — уточнил С.Зыбалов. – Данным же предпринимателям я бы посоветовал до получения всех необходимых разрешений не работать.
Николай Змиевский честно пояснил, что деньги на печи он одолжил, а волокита с разрешениями займет не менее полугода, и если все это время производство будет стоять, он разорится. Что же касается экологии, то жителей Березовки травят не столько его бездымные печи, сколько дымящая стихийная свалка мусора в непосредственной близости от села.
Житомирский Курьер решил посмотреть на свалку, куда вся Березовка свозит мусор. Когда увидел, ужаснулся: дым, вонь, отрава. Причем, прямо возле жилых домов. Вот она – привычка наша нагадить под себя, а потом требовать, чтобы кто-то пришел и убрал. И ведь никому из селян и в голову не пришло инициировать сход или созвать сессию сельсовета, чтобы скинуться по 20 гривен, вывезти этот позор и отраву да пообещать самим себе не загаживать никогда более свою же среду обитания.
Кто не дает нам стать европейцами?
Данный конкретный скандальчик, как под микроскопом, продемонстрировал практически все проблемы Украины и ее граждан, которые никак не дают им (нам) стать европейцами. Так, отец и сын Змиевские, настраивая свой бизнес, подумали о легализации производства и святом долге платить налоги в последнюю очередь. Они попытались «порешать вопросы» на уровне сельского головы и этим ограничиться.
С другой стороны, волокита с легализацией даже столь примитивного производства в Украине настолько долгая и затратная, что начинающий бизнесмен, задумавший семейный «свечной заводик» или несколько печей для производства древесного угля, вылетит в трубу еще до пуска производства, если будет делать все по закону. Значит, нужно именно «решать» и даже против своей воли встраиваться в коррупционную систему.
С третьей же стороны, сосед наверняка позавидует твоим намерениям сняться с учета на бирже труда, отказаться от социальной помощи на детей и жилищной субсидии, купить жене шубу, себе — машину и поехать загорать в Коблево, а потому сдаст тебя со всеми потрохами всем надзорным и правоохранительным органам вместе взятым.
Наконец, с четвертой, и самой главной: борясь против зарвавшегося соседа, мы со покойной совестью бросаем окурок мимо урны, бутылку от воды – в кусты, сплевываем себе под ноги, вываливаем мешок с отбросами под ближайшее дерево в ближайшем лесу, а потом с отвращением созерцаем результат своих действий и восклицаем: «А куда смотрит Президент!?»
…А тем временем в Березовке дымит и смердит огромная свалка, отравляя воздух и грунтовые воды
Посмотрите какие у них высокотехнологичные бочЬки )
Пусть вот теперь и мусор уберут ))