Весной этого года во время рабочей поездки в Олевский район руководители Житомирской области с удивлением узнали от местных жителей, что десятки тысяч гектаров земель с залежами янтаря предоставлено в пользование малоизвестным фирмам для «геологического изучения и опытно-промышленной добычи». За расследование резонансного дела
взялась областная прокуратура, а рассмотрение заявленного ею в интересах государства судебного иска проиллюстрировало методы, с помощью которых Государственная служба геологии и недр Украины осуществила незаконную, как уже признал суд первой инстанции, сделку.
По словам заместителя прокурора Житомирской области Роксоланы Гребенюк, в начале прошлого года три ООО с уставным капиталом от 1 до 3 миллионов гривен, зарегистрированные в Гонконге и Белизе, обратились в Госгеонадра за спецразрешениями на добычу янтаря с месторождений, расположенных на севере Житомирщины. Требовали предоставить их без проведения обязательного аукциона, мотивируя это наличием целостных имущественных комплексов, построенных для добычи и переработки полезных ископаемых. Основанием был подпункт 8 пункта 8 действующей в то время редакции Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением Кабмина от 30 мая 2011 №615.
Оперативно, но в ущерб государству
На самом деле так называемые целостные имущественные комплексы не только расположены менее чем за полсотни километров от мест планируемой добычи, но и, как доказано в суде, были всего-навсего отдельными этажами или подвалами производственных помещений бывших машиностроительных и перерабатывающих предприятий. Одно из ООО предоставило Госгеонадр договор об аренде 253,1 кв. м на втором этаже здания в райцентре Овруч и трех мотопомп, дизельных электрогенераторов и шлангов для подачи воды мало для «целостного имущественного комплекса».
Однако, чиновники почему-то поверили, что оборудование на уровне пиратской бригады старателей вполне достаточно для опытно-промышленного освоения янтарного месторождения «Стрелка» площадью 5249,4 га. Госгеонедра уже на следующий день после получения заявки от ООО прислали в Житомирский областной совет письмо о согласовании выдачи разрешения. Датированное 25 февраля 2016 письмо поступило в Житомир только 9 марта, однако ответ, как говорилось в послании, должен был быть в канцелярии отправителя до 18 часов 25 марта, иначе считать, что на Житомирщине согласовали передачу месторождения в разработку по принципу молчаливого согласия.
Ответ, от которого ничего не зависело
Понятно, что представительные органы власти, какими и есть советы, принимают решения на сессиях, которые созывают соответствии с регламентом. Поэтому председатель Житомирского областного совета письмом от 18 марта сообщила Госгеонедрам, что, скорее всего, ответ о согласовании земельных участков для добычи янтаря будет отрицательным. Однако окончательное решение будет принято на очередной сессии, которая состоится 31 марта 2016 года. На ней депутаты проголосовали против предоставления недр в пользование всем трем ООО, что не помешало Госгеонедра уже 1 апреля издать приказ №116, на основе которого горе-инвесторы получили право на добычу янтаря за якобы молчаливым согласием Житомирского облсовета.
Народная мудрость утверждает, что спешка необходима лишь в двух случаях: в ловле блох и при поносе. В этот перечень чиновники Госгеонадр добавили еще спецразрешения на добычу янтаря, хотя действующая на то время редакция порядка их предоставления отводила на принятие решения до 60 дней.
Самое интересное, что с чисто бюрократических позиций установленный для житомирян спринтерский срок не нарушал норм закона, потому что принятый во времена Януковича и тогда еще не изменен порядок наделял Госгеонедра правом самостоятельно определять сроки рассмотрения направленных писем о согласовании. Поэтому если бы даже чиновники обязали Житомирский областной совет дать ответ уже на следующий день после отправки письма, формально не нарушили бы законодательство и с чистой совестью могли отрапортовать о молчаливом согласии.
Однако в Госгеонедрах не заметили, как сами наступили на бюрократические грабли. Порядок предусматривает, что плату за специальное разрешение следует внести в течение 45 дней с даты принятия решения о предоставлении этого разрешения. Зато в судебном заседании уже доказано, что одно из ООО перечислил 46 420 гривен за право разработки месторождения «Стрелка» до 31 мая 2016, то есть на шестидесятый день после выдачи пресловутого первоапрельского приказа Госгеонадр №116.
Слабительное для чиновников-коррупционеров
Вряд ли кто-то в здравом уме поверит, что арендованный за полсотни километров от месторождения солнечного камня второй этаж заброшенной производственного здания и три мотопомпы - это «целостный имущественный комплекс, специально построенный (реконструированный) для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения», которым является янтарь. Кстати, это признали и сами инвесторы, которые уже после передачи в Госгеонадр пакета якобы все необходимые для получения спецразрешения документов почему-то взяли в аренду еще гусеничный экскаватор, бульдозер и погрузчик. 7 апреля упоминавшееся ООО в райцентре Олевск арендовало «производственную базу» площадью 541 кв. м.
Возникает вполне логичны вопрос: почему инвесторы не обратились за специальным разрешением тогда, когда уже имели хоть какую-то технику для добычи янтаря? Ответ прост: постановлением Кабмина от 6 апреля 2016 №277 в Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами внесены существенные изменения. В частности изъять пресловутый подпункт 8 пункта 8, на основе которого трое владельцев «целостных имущественных комплексов» без всякого аукциона получили в разработку месторождения янтаря общей площадью более 18 000 га.
Именно ради того, чтобы в ущерб государственным интересам и вопреки воле местных общин успеть застолбить янтарные территории, надрывались и спешили чиновники из Госгеонадр. Не менее очевидно, что хоть суд первой инстанции уже вынес постановление об отмене одного из упоминавшихся спецразрешений, а силу еще двух, выданных другим ООО, приостановлено до завершения судебных слушаний, настоящим слабительным для коррупционеров должно стать привлечение к уголовной ответственности конкретных чиновников, с подачи которых протягивали незаконные решения. И как разъяснили в прокуратуре Житомирской области, это уже компетенция Генеральной прокуратуры Украины.
P.S. Янтарный мед и в дальнейшем весьма лакомый для коррупционных мух, которые ищут малейшую брешь в законодательстве для обкрадывания государства. Поэтому внесено постановлением Кабмина от 6 апреля 2016 № 277 изменение в Порядок предоставления специальных разрешений, которое уже вроде четко регламентирует, что теперь право молчаливого согласия начинает действовать «
в случае непредоставления ответа о согласовании по результатам рассмотрения на ближайшей сессии (но в любом случае не позднее, чем через 90 календарных дней с даты получения документов)», в наших реалиях требует уточнения. Сейчас ничто не помешает чиновнику отправить соответствующее обращение буквально за день-два до очередной сессии и бодро отрапортовать, что его не рассмотрено в установленный срок, а потому ничто не препятствует выдаче спецразрешения.
Виктор ШПАК, «Урядовий кур’єр»