ЖЖ » Новини » Гроші і Економіка » 2018 Декабрь 10 » 11:08:50 |
Долгое время товары в украинских магазинах маркировали практически нечитабельно, скрывая важную информацию, не указывая аллергены и многое другое. Но на днях Верховная Рада приняла законопроект №8450 "Об информации для потребителей пищевых продуктов", который должен урегулировать эту сферу. Правда, на практике все получится не совсем так радужно, как прописано в документе.
Какие новшества прописаны в законе, что нужно знать потребителям и почему скорых изменений ждать не стоит, - рассказывает газета "Сегодня".
О том, что продукты в Украине маркируются неправильно, говорили уже не единожды. Информация о товаре зачастую написана очень маленьким шрифтом, цвет которого может сливаться с цветом самой упаковки, аллергены на продуктах также указываются довольно редко, а со сроком годности иногда и вовсе полная неразбериха.
Аллергены нужно обозначать так, чтобы потребитель понимал, о чем идет речь. Например, если в составе продукта указан казеин (сложный белок, образующийся при створаживании молока), то для обычных людей не особо понятно, может ли он быть аллергеном, поэтому в скобках около названия продукта должен быть прописан ключевой аллерген, в этом случае – молоко. Если же речь идет, например, о тофу, тогда нужно прописать, что аллергеном выступит соя.
"Все ингредиенты, которые есть в продукте, уже должны быть безопасны. Но у каждого человека могут быть свои предостережения, этические соображения, аллергия, непереносимость, различные болезни и т.д. Поэтому любой потребитель должен быть проинформирован о том, что он покупает", – поясняет эксперт проекта ЕС "Улучшение системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине" Жанна Пастовенская.
Текст должен быть точно сформулирован, размещен на видном месте и нанесен так, чтобы его нельзя было удалить. Также в информации о продуктах должны отсутствовать посторонние графические элементы. Аллергены в тексте стоит выделять шрифтом или цветом, чтобы отличать их от других ингредиентов.
Именно для таких целей и был разработан законопроект, который помог бы навести порядок в маркировке продуктов, а торговые точки и производители перестали обманывать покупателей. К слову, документ разрабатывался по нормативам Европейского союза.
"Основной целью законопроекта является обеспечение надлежащей осведомленности потребителей о пищевых продуктах. Проектом закона запрещается использование информации, которая может ввести потребителя в заблуждение. Указанный запрет распространяется также на рекламу и представление пищевых продуктов", – написал заместитель главы комитета Верхновной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко на своей странице в Facebook.
В законопроекте, который рассматривала Рада, предлагается множество различных изменений, мы же выделим главные из них:
Если будут нарушены требования к маркировке, юрлиц собираются штрафовать на 15 минимальных заработных плат (минимальная зарплата составит 4173 грн с 1 января 2019), т.е. на 62 565 грн, а физлиц-предпринимателей в размере 10 минимальных зарплат – 41 730 грн.
А вот если не будет указана информация об аллергенах, то юридических лиц оштрафуют на 30 минимальных зарплат (125 190 грн), а физлиц-предпринимателей на 20 – 83 460 грн.
Закон вступит в силу не сразу, а только спустя полгода после его публикации. Правда, в документе есть статьи, которые вступят в силу гораздо позже, например, через два года. К тому же, предусмотрен переходной период, за который все участники рынка смогут переформатироваться на новые нормы.
"На протяжении трех лет, после того, как закон вступит в силу, субъекты хозяйствования будут иметь возможность продавать на рынке ту продукцию, которая маркирована в соответствии с действительными на данным момент нормами законодательства. Чтобы не было необходимости в перемаркировке, изъятии, отзыве этой продукции с рынка", – говорил глава Госпотребслужбы Владимир Лапа.
Алексей Дорошенко, председатель Ассоциации поставщиков торговых сетей поясняет, что никаких изменений в 2019 г. мы не увидим вообще.
"Нормы правильные, поскольку это, фактически, взяты директивы из ЕС и переведены на украинский язык. Там есть ряд переходных норм, что, в принципе, правильно, потому что большинство директив Евросоюза вводят переходной период до 5 лет. Некоторые страны берут переходной период в 10 лет. Когда Украина принимает закон, который должен быть введен, допустим, с 1 января, – это неправильно. Если это завязано на бизнесе – бизнес будет вынужден резко менять свои планы, поэтому, когда есть такой переходной период – это хорошо", – отметил Дорошенко.
Несмотря на то, что инициатива полностью правильная, говорить о ее полном успехе не приходится. Так, наибольшая проблема – отсутствие органов, которые бы могли осуществлять контроль над маркировкой товаров. Вернее, этим должна занимать Госпотребслужба, но ее мощностей явно не хватит для того, чтобы взять ситуацию под контроль.
"У нас есть абсолютная импотенция государственных органов, которые должны это контролировать. Если мы кого-то обязываем, необходимо, чтобы был контроль, а у нас никакого контроля нет", – отметил Дорошенко.
Максим Несмиянов, исполнительный директор Союза потребителей Украины, в комментарии сайту "Сегодня" рассказал, что сейчас на весь Киев есть только 37 инспекторов, которые отвечают за супермаркеты, рынки, школы, маленькие магазинчики. И они чисто физически не смогу выполнить такой объем работы.
"Они должны ходить на плановые проверки и на жалобы потребителей. Мы понимаем, что физически эти инспектора не накрывают весь рынок.
Кроме этого закона у нас есть закон, который вступил в силу 4 апреля. Это закон про основные требования и принципы к безопасности и качеству пищевых продуктов. Много информации из этого закона попало в закон про маркировку. И тот закон вроде усилил полномочия Госпотребслужбы – например, отменил 10 дней для предупреждения перед проверкой. Но если зайти сейчас на сайт Госпотребслужбы, там уже висит весь список предприятий, которые будут проверены по плану в 2019 г. с указанием дня и сроком проверки, допустим "2 февраля, проверка на 10 дней".
Орган, который нас собирается защищать, очень ослабленный, его нужно в корне менять, увеличивать финансирование, расширять штат. Потому что сейчас продавец в супермаркете получает больше, чем инспектор по качеству и защите прав потребителей в Госпотребслужбе", – говорит Несмиянов.
Кроме того, эксперт рассказал и о слабых местах самого законопроекта. Так, Несмиянов поясняет, что в законе до сих пор прописана норма, согласно которой предприниматель сам решает, указывать ему или нет срок реализации того товара, который фасуется непосредственно в торговых точках.
"Допустим, я прихожу в супермаркет и проверяю, там продают творог на развес, рыбу из этих огромных емкостей, колбасу из вакуумной упаковки. А закон о маркировке расписан так, что сам предприниматель решает, указывать ли ему какие-то ограничения по сроку реализации товара, который фасуется уже в магазине. То есть, это не обязательно требование. Сегодня проверяли колбасу, спрашиваю, почему она вся белая? Мне говорят, что срок годности не истек. Но это же общие сроки, а они же вскрыли вакуум", – отметил Несмиянов.
А в некоторых магазинах и вовсе на крупах, которые продают на развес, могут написать, что срок реализации составляет, например, 3680 часов. Как высчитывать, просрочен товар или нет, и зачем лишний раз запутывать покупателей – непонятно.
По словам эксперта, одно из слабых мест закона – это то, что плохо прописан пункт "употребить до". В западной практике на товарах пишут "use by", то есть "использовать до", или же "best before". Нaдпиcь "best before" oзнaчaeт, чтo eду мoжнo упoтpeблять пocлe укaзaннoй дaты, т.е., этo вoпpoc кaчecтвa, a нe бeзoпacнocти. Например, есть такие продукты неопасно, но их вкус и внешний вид может измениться. А вот нaдпиcь "use bу" oзнaчaeт, чтo пpoдукты попросту нeльзя пpoдaвaть или пoтpeблять пocлe укaзaннoй дaты.
"Государство до сих пор стоит в стороне и не может разобраться, "употребить до" или "по" указанную дату". Напишите – употребить до указанного срока, или по указанный срок. Потому что если написано, например, употребить до 5 числа, супермаркеты 5 числа еще торгуют этим товаром. А я считаю, что употребить до указанной даты, это, значит, 4 числа вечером", – поясняет Несмиянов.
Другое положение, которые вызывает вопросы – это то, что для пищевых продуктов, которые хранятся более 18 месяцев, в дате достаточно будет указать только год производства.
"К примеру, если товар сделан 01.2018 г., то это один разговор, а если он сделан в ноябре 2018 года, то я, как покупатель, этого не знаю. Я сделаю вывод, что уже прошел целый год, и отсчитаю 6 месяцев следующего года. И уже в районе мая я буду понимать, что товар просрочен, хотя он еще не просрочен. Это законодательная глупость, они как-то хотели это упростить, но сделали только хуже", – подытожил Несмиянов.
Эксперты уверены, что новые законодательные нормы по большей части правильны, но вот кто будет осуществлять контроль за их реализацией – остается загадкой. Да и для бизнеса, который работает по всем правилам, нормы ничего не изменят, а вот те, кто пытались всячески утаить важную информацию, будут продолжать это делать.
Про даты производства отпресованные на упаковках отдельная тема, и я бы руки за такое таким производителям промаркировал, чтобы на всю жизнь запомнили. Такие даты даже человек со 100% зрением не может найти, а если и находит, то там сложно прочитать их.