ЖЖ » Новини » Світ » 2012 Июль 23 » 00:26:12 |
Что купить для домашнего обучения на фортепиано, традиционное акустическое или электронное пианино / синтезатор?
Этот вопрос до сих пор остается спорным.
Я хочу в целом обрисовать картину, привести сравнительные характеристики, с тем, чтобы читатели могли сделать более уверенный выбор при покупке инструмента для себя или своего ребенка.
Я думаю, что мне удастся дать читателям достаточно объективную оценку,
поскольку я знаком с "проблемой" с обеих сторон, и не являюсь приверженцем,
ни "классической", ни "электронной" точек зрения.
Да, кстати, я не являюсь и представителем торговой компании, продающей клавишные инструменты. Так что свое мнение я излагаю исключительно из позиции пользователя. Но сначала немного истории.
К первому акустическому пианино я прикоснулся, когда мне было всего 5 лет (46 лет назад!), кажется, это был черный "Красный Октябрь". Мама спросила: "Ты хочешь играть на пианино?", понятно, что я ответил – Да! Но оказалось, что заниматься с учителем мне тогда было не очень интересно. Похоже, я эти занятия саботировал, и ... родители пианино продали. Позже моя "музыкальная" судьба определялась уже без моего согласия. Мама решила, что я должен учиться музыке, и дома появился новый инструмент, по тем временам эксклюзивный: китайское пианино "HSINGHAI" с теплой полировкой натурального шпона каштанового цвета и 3-мя педалями!
В дальнейшем я уже сам покупал пианино 2 раза. Первый раз – лет 7 назад "бесплатно". Знакомый инженер-музыкант попросил забрать, т.к. пианино занимало много места, и он не мог поставить только что купленный диван. В итоге я оплатил только перевозку. В другой раз попросили помочь продать инструмент, на котором уже давно никто не играл. Но мне было проще его самому купить, и он достался мне за 1000 рублей. Оба инструмента были в достаточно хорошем состоянии, выпуска "советских времен", но оба потребовали настройки, "восстановления", что обошлось в 1000 – 1500 рублей за каждый.
Самое потрясающее для меня "открытие" акустического инструмента я сделал лет 20 назад. Когда-то классы обоих кафедр фортепиано Новосибирской консерватории, расположенные на 3-м этаже, на ночь оставались открытыми. Так вот, однажды, достаточно поздно, когда на этаже уже никого не было, я зашел в такой кабинет. Там стояли 2 рояля "валетом" (занимаясь, пианисты смотрели друг другу в лицо. Правда, рояли были, видимо, концертные. И, расстояние между музыкантами было, наверное, 5-6 метров)...
Я на всю жизнь запомнил тот вечер! Лет с 17 я любил импровизировать и мог 20-, 30- минут, может даже час, играть без остановки "ни о чем". Так вот. Ход клавиш у рояля казался меньше, чем у пианино, но чувствительность на прикосновение, силу удара, разница между пиано и форте, была фантастической! Получалось, что играть намного легче. Пальцы, как говорят, сами "летают" по клавишам. Инструмент "откликается" мгновенно и чутко. Поэтому создать "образ, настроение" намного легче!
Я понимаю, что профессиональный пианист может и на "стиральной доске" отбарабанить пальцами точно так же, как на инструменте. Потому, что все эти движения у него доведены до автоматизма и "прописаны" навечно в памяти :-). Но, мне, любителю (я закончил по фортепиано лишь ДМШ), как оказалось, очень важно было, чтобы звук извлекался легко, с меньшими усилиями, и при этом максимально полно передавал динамику... В общем, никогда и нигде больше я такого эффекта не наблюдал – только концертный рояль. С тех пор у меня появилась мечта – кабинетный рояль, но пока я ее еще не осуществил...
Посещая музыкальные международные выставки в Германии и США, я видел и пробовал много акустических инструментов, включая очень дорогие и экзотические. Но опять же, как любитель, поэтому не могу дать им профессиональную (пианистическую) оценку.
В этом направлении мне повезло больше – я сам разрабатывал синтезаторы и стал свидетелем развития электронных клавишных на протяжении последних 25- 30 лет.
В теме "электронное пианино" есть два основных вопроса – КЛАВИШИ и ЗВУК. И суть обоих одинакова: насколько эти объекты близки к тому, что есть у акустического инструмента?
Инженеры решали эти вопросы 3-4 десятилетия и решили их.
В простейшем случае, под клавишей ставится контактная группа: нажатие приводит к ее замыканию и... воспроизводится соответствующий звук. В такой схеме сила звучания и другие параметры звука не зависят от силы (скорости) удара.
В более совершенной схеме есть две контактных группы. Первая срабатывает, когда вы только прикасаетесь к клавише, а вторая – в конце ее движения. В этом случае уже возможно "измерить" время между 1-м и 2-м нажатиями, т.е. скорость движения клавиши, и использовать этот параметр для управления громкостью. Инженеры и электронные музыканты хорошо знают этот параметр и называют его Velocity (скорость).
Если кто-то из читателей хоть раз в жизни заглядывал внутрь пианино или рояля, то знает, что в акустических инструментах применяется достаточно сложный механизм. Основные особенности его в том, что:
Конечно, воспроизводить полностью такой механизм для электронного пианино не имело большого смысла, поэтому были созданы аналоги – специальные молоточковые механизмы, достаточно хорошо имитирующие поведение классической механики акустического инструмента. Но происходило это постепенно. Вкратце основные "шаги" совершенствования клавиш электронных инструментов выглядят так. (Я привожу их специально, потому что Вы все эти этапы эволюции клавиш можете встретить в современных электронных инструментах).
Шаг 1. Вначале клавиша имела простую пружинку, возвращающую ее в исходное положение после нажатия. Если Вы еще помните школьный курс физики, или если Вы просто наблюдательны, то Вы понимаете – такая схема очень далека от механики классического инструмента. Чем сильнее Вы нажимаете клавишу, тем сильнее натягивается пружина. Я бы сказал, что в сравнении с клавишей пианино, эта электронная клавиша ведет себя "глупо, примитивно" и нажимать ее не доставляет большого удовольствия. У нее нет инерции, так как ее собственный вес небольшой. И когда Вы ее отпускаете, она как бы "прилипает" к пальцу, поскольку пружина мгновенно возвращает ее в исходное положение. Такие клавиши используются сейчас лишь в самых дешевых электронных инструментах-игрушках (хотя 30 лет назад их можно было встретить и в серьезном инструменте).
Шаг 2. Более совершенная схема, это когда в каждую клавишу вставляется грузик. Этот "искусственный" дополнительный вес клавиши придает ей определенную инерционность и клавиша начинает вести себя более "натурально". Но поскольку, как и в предыдущей схеме, возвращение клавиши обеспечивается такой же пружинкой (чем сильнее Вы нажимаете клавишу, тем сильнее натягивается пружина), эта схема еще далека от полной имитации поведения клавиши пианино.
Шаг 3. Это специальные механизмы, имитирующие натуральные клавиши, о который я уже упоминал. В технической документации и рекламных материалах они чаще всего обозначаются как "взвешенные клавиши с молоточковой механикой". Не думаю, что есть особая необходимость детально разбираться с их устройством – главное, что в большинстве случаев они дают достаточно высокий уровень приближения к клавишам классического инструмента.**
Может ли электронный инструмент звучать как акустический? О..., очень долгие годы эта была ТЕМА! Да, была, но лишь до тех пор, пока Рэй Курцвейл (Raymond Kurzweil) не продемонстрировал в США на выставке NAMM свой музыкальный инструмент.
1984 году 500 экспертов – музыкантов, звукорежиссеров, инженеров и "простых" слушателей, оценивали звучание натурального рояля фирмы Стенвей (одна из известнейших торговых марок) и электронного рояля Курцвейла. Звучание обоих инструментов воспроизводилось через акустические системы, т.е. сами рояли и исполнителей слушатели не видели. (К сведению: стоимость тех акустических систем – 40 тыс. долларов). Так вот,
Ну а сейчас нет большой проблемы иметь в электронном пианино звучание абсолютно идентичное акустическому пианино, роялю или даже конкретному роялю. (Например, инструменту Стенвэй с серийным номером ХХХХХ, выпущенным в 19ХХ году и установленному в большом зале лондонского театра "ХХХХ"). Да, ЭТО практически возможно!
Реально же Вы можете иметь следующее: Натуральный звук с великолепной динамикой и изменяющейся тембровой окраской во всех регистрах и для всех "скоростей" нажатия. Звук "снятый", т.е. записанный с превосходного и очень дорогого натурального инструмента. Инструмента, который стоит в одном из самых известных залов, и на котором играли исполнители мирового уровня. Это не так уж дорого. И именно так и поступают крупные производители: ведь звучание один раз "записанного вдоль и поперек" рояля, будет потом воспроизведено в тысячах копий электронных пианино! Нам ведь приятно знать, что у нас ТОТ САМЫЙ ЗВУК!
Однако, он тот, но не тот же самый. И, наверное, это правильно. После записи звуки натурального инструмента проходят достаточно существенную обработку – это просто необходимое условие.
Главное: в электронном пианино Вы можете иметь прекрасный натуральный звук, более совершенный, чем у исходного инструмента, с которого все эти звуки были записаны.
С формальной точки зрения звук действительно лучше, он ИДЕАЛЬНЫЙ:
Другое дело, что нам не всегда идеальное нравится больше.
Я выбрал несколько наиболее важных, на мой взгляд, параметров для сравнения акустического (АП) и электронного (ЭП) пианино и проставил их усредненные значения в 10-бальной шкале. (10 – высший балл). Я не делал никаких опросов, так что это мои собственные субъективные оценки. Вот как они выглядят в таблице.
Параметр | Акустическое | ! | Электронное | ! | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
Цена, тыс.руб. | 0 ... 300 | 5 | 30 ... 80 | 6 | АП – от б/у до нового |
Вес, кг | 200 ... 250 | 1 | 11...42 | 7 | ЭП легко, а АП сложно перевозить, переставлять |
Стоимостьнастройки, тыс.руб. | 0,5 ... 3,0 | 3 | 0 | 10 | После покупки |
Стоимостьнастройки, тыс.руб. | 1,0 ... 2,0 | 3 | 0 | 10 | Ежегодная, как минимум |
Габариты (высота/ширина/ глубина), см | 120х150х60 | 80х140х50 *17х135х35 | Примерно. ЭП занимает меньше места.* – с ножками | ||
Стабильность настройки | средняя | 2 | абсолютная | 10 | |
Транспортабельность | низкая | 2 | средняя | 8 | |
Число дополнительных тембров | нет | 0 | 2 ... 100+ | 10 | С ЭП обычно можно играть множеством качественных тембров: орган, клавесин, вибрафон и пр. |
Качество клавиш | от состояния | 4 | от стоимости | 6 | |
Качество звука | от состояния, марки | 4 | от стоимости, марки | 6 | |
Дополнительные функции | нет | 0 | много | 10 | В ЭП: настройка чувствительности клавиш, запись сыгранного, метроном, индикация нот, аккордов, подключение к компьютеру, игра с "ансамблем", эффекты реверберации и пр. |
Сложность обслуживания | высокая | 2 | низкая | 8 | |
Помехи для окружающих | высокие | 2 | низкие, почти 0 | 9 | С ЭП можно играть с наушниками |
Физический износ | средний | 3 | низкий | 8 | |
Стоимость ремонта | высокая | 2 | низкая | 7 | В ЭП практически "нечему ломаться" |
Чувствительность к микро-климату | высокая | 2 | низкая | 9 | |
Вписывание в интерьер | сложнее | 4 | легче | 6 | ЭП выполнены в разных стилях от High-Tech до Ретро, так что для любого интерьера можно найти модель. |
Полифония | все клавиши | 10 | 32/64 | 8 | Да, в ЭП если нажать ВСЕ клавиши одновременно, то звучать будет только часть |
Конструктивное конфигурирование | невозможно | 1 | возможно | 8 | ЭП часто допускает сборку с боковыми стенками или без, установку на спец. стойку или стол и пр. |
Итого: | 50 | Итого: | 146 |
Ну что, эта таблица наглядно иллюстрирует современную ситуацию: как бы сильно мы не были привязаны к классике, жизнь не стоит на месте и объективно, по большинству параметров, в квартиру БОЛЕЕ ВЫГОДНО ПРИОБРЕТАТЬ ЭЛЕКТРОННОЕ ПИАНИНО, а не акустическое.
Да, об этом говорят факты. По моей таблице ЭЛЕКТРОННОЙ ПИАНИНО НАБРАЛО В 3 РАЗА БОЛЬШЕ БАЛЛОВ, ЧЕМ АКУСТИЧЕСКОЕ!... Но я все еще не оставляю свою мечту о кабинетном рояле!
1) Если Вы определились в пользу ЭП, то покупайте его в отечественных магазинах с гарантией. Т.к. известные производители уже давно имеют сервис-центры в крупных российских городах. Скорее всего, покупка инструмента в России станет дешевле, чем его заказ и привоз из-за границы. Насчет ремонта: известны случаи, когда удавалось получить "запчасти" для ремонта даже моделей снятых с производства – зарубежный производитель традиционно уважительно относится к своим клиентам.
2) Если ЭП не имеет собственных "ножек" и предназначено для установки на стол или специальную стойку (они есть почти во всех музыкальных магазинах), то обратите ОСОБОЕ внимание на прочность и устойчивость стойки. Ведь у ЭП не малый вес и для него подойдет не всякая стойка!
3) В комплекте с ЭП обычно поставляется небольшая педаль. Если у Вас есть возможность, то приобретите специальную педаль, сделанную точно как педаль акустического пианино. В этом случае Вы или Ваш ребенок будете заниматься точно с такой же педалью, как и на АП.
4) Вполне возможно, что педагог по специальности не будет в восторге от Вашего выбора ЭП. Если Вы (Ваш ребенок) не учащийся элитной школы, гимназии и другого подобного заведения со строгим следованием традиции, то, это, скорее всего, по инерции. Пригласите педагога в магазин или к себе домой, и дайте ему попробовать поиграть, покажите дополнительные функции. Я почти уверен, что в итоге педагог согласится, а про себя будет думать: "Вот если бы также хорошо были настроены инструменты в классах, где я провожу свои занятия!"
5) Если Вы определились в пользу АП, то смотрите инструмент только с настройщиком – специалист обычно хорошо определяет состояние, затраты на ремонт, последствия перевозки и пр.
6) Марка АП? Отечественная промышленность, видимо, уже не вернется к своим позициям. Из старых марок, имевших хождение в бывшем СССР, мне на память приходят "Енисей", "Элегия", "Эстония", "Красный октябрь", "Ноктюрн", "Petroff". Многие из этих инструментов делались с достаточно высоким качеством. В любом случае, сейчас качество этих, произведенных 20-30 лет назад пианино, не зависит напрямую от марки, и только специалист может дать оценку конкретному инструменту.
В музыкальных магазинах стоят инструменты традиционно из Европы и Азии. Здесь то же самое – надо сначала разговаривать с продавцами-консультантами, затем с музыкантами-владельцами, но самое лучшее, как всегда, – со службой сервиса и настройщиками.
7) Марка ЭП? Yamaha, Roland, Casio кажется занимают лидирующие позиции и выпускают такой класс инструментов давно. Хотя на рынке есть и другие производители, например, Samick (у меня самого дома стоит Casio Privia – но это не только полноформатная клавиатура (88 клавиш), но и всякие дополнительные функции, в частности авто-аккомпанемент и пр. Я вовсе не рекламирую эту фирму и эту модель – я мог бы с таким же настроением покупать Yamaha или Roland. Чтобы сделать действительно взвешенный выбор, надо поиграть на всех из них ...).
8) Число октав. Странный вопрос для АП, да?! Если Вы выбираете ЭП, то клавиш должно быть не менее 76 (76 и 88 – некоторый стандарт), иначе в каком-то, редком, конечно, произведении, Ваша рука "повиснет в воздухе!" и ноты придется сыграть на октаву ниже или выше, в зависимости от того, где Вы выйдете за диапазон :-)
9) Современная ли модель? Самый простой способ – немного побродить по Интернету, а также заглянуть на сайты производителей. Может оказаться, что-то, что выставлено в магазине – в этом году снято с производства. Или наоборот, – только с этого года поступило в продажу.
10) Какие магазины? Я думаю, сейчас на нашем рынке все уже сложилось. На мой взгляд, наиболее крупные торговые организации, имеющие представительства в большинстве регионов России и предлагающие оптимальные цены, это:
Хотя вполне возможно, что и другие, не столько мощные компании, могут удовлетворить Ваши потребности, когда Вы соберетесь приобрести электронное или акустическое пианино.
*******
Ну, что же. Я надеюсь, что мне удалось немного прояснить ситуацию вокруг выбора между классикой и современными технологиями, когда мы говорим о домашнем музыкальном инструменте. И я верю, что теперь Вам будет легче принимать свое решение. Если так, то я с пользой потратил время, излагая свои соображения.
Прекрасного Вам настроения и успехов в музыкальном творчестве!
Алексей Устинов, ООО «Вирартек» http://virartech.ru 16 октября 2009