ЖЖ » Новини » Світ » 2014 Февраль 13 » 00:14:11 |
Несмотря на привлекательные многомиллионные обороты компьютерного игрового рынка, войти на него ох как непросто. Для этого потребуется не только солидный стартовый капитал, не один год работы, но и «творческие мозги» компьютерных гениев, что намного важнее для успеха.
Игровая индустрия вот уже несколько лет является одной из самых динамично развивающихся. Объяснение этому достаточно простое – компьютеры и игровые приставки все дешевеют, а желание человека развлечься не исчезает. Причем этому не способен помешать ни один экономический кризис. Уже давно замечено: чем хуже состояние экономики, тем больше денег люди тратят на недорогие развлечения, пытаясь как-то скрасить невеселую повседневную жизнь.
Время романтиков-одиночек в этой индустрии уже давно прошло: разработка компьютерных игр стала весьма серьезным бизнесом, где над каждым новым проектом работают целые команды специалистов. Сейчас уже нельзя утверждать, что в России разработчики ничего не могут заработать на производстве компьютерных игр, и в основном работают «на Запад». Хороший проект при продаже в России приносит сегодня не менее $200-300 тыс. с игры А нередко с продаж на территории СНГ можно реально получить столько же денег, сколько и со всего остального мира. К примеру, в России легальных копий наших «Дальнобойщиков» было продано более 500 тыс. штук, что при оптовой цене в $1,5 принесло $750 тыс.
Себестоимость печати одного лазерного диска
составляет 30 центов. А вместе с коробкой и качественной полиграфией
получается около 50 центов. С продажи одного диска можно выручить $1.
Оптовая цена больших подарочных коробок с играми – около $24 за штуку.
Несмотря на то, что продается их на порядок меньше, прибыль здесь в
несколько раз выше.
По словам, участников рынка, нормальная норма прибыли в этой индустрии
не менее 100%. В России этот уровень пока несколько ниже – все из-за
того же пиратства и ограниченности рынка. Но разница компенсируется
успешными продажами «хитов» на Западе, обеспечивая те же 100%.
Что касается распределения прибыли между разработчиком и издателем, то при правильно составленном контракте заработок издателя и разработчика сопоставим. Но в России нередко именно разработчик зарабатывает даже больше, потому, что финансирование разработки на все сто процентов берет на себя издатель. Разработчик же ничем не рискует, получая определенный процент с продаж после того, как продукт начал окупаться. Средний размер роялти в России – 20-50%, на Западе меньше – около 20%, но если разработчик пришел к издателю с уже готовым продуктом, взяв на себя финансирование проекта, то в исключительных случаях роялти может достигать 80%.
Стоимость разработки одной игры, к примеру sims 3, напрямую
зависит от ее сложности. В среднем, качественный проект стоит около $500
тыс. На Западе же цена проекта может доходить до $4-5 млн.
В Штатах до 80% затрат на разработку приходится на оплату труда
дорогих специалистов, а у нас эти затраты составляют до 60%. Остальное
приходится на коммунальные платежи, аренду, налоги и пр. накладные
расходы. Зарплата программиста у нас тоже значительно меньше - от $500
до $1000. Отсюда и высокая стоимость разработки: над одним масштабным
проектом в среднем работает команда из 15-20 специалистов, плюс на
различных стадиях привлекаются дополнительные люди.
Проблема кадров в компьютерной игровой
индустрии – одна из самых острых проблем. По словам разработчиков,
качество игры способны обеспечить только «мозги», без творческого
подхода здесь работать невозможно. А таких специалистов в России не
больше сотни, при общей занятости в индустрии 1,5 тыс. человек.
Осложняется дело еще и тем, что в вузах таких специалистов не готовят, и
обыч
ных программистов и 3D-художников приходится в течение нескольких лет разработчикам выращивать самим.
Еще одна трудность этого бизнеса - это изменчивая мода, которой компьютерные игрушки тоже подвержены. На разработку одного проекта тратится от года до двух, а за это время спрос может измениться. Поэтому иногда, разработчикам легче закрыть проект, чем продолжать тратить на него деньги.
Аутсорсинг – еще один вид вполне успешного бизнеса российских разработчиков, при котором наши специалисты разрабатывают отдельные части игры или полностью делают весь проект по договору с западным производителем игр. Выгода такого сотрудничества очевидна для обеих сторон- западный разработчик существенно экономит деньги, а российские разработчики получают работу.
Для желающих войти в игровой компьютерный
бизнес свободными сейчас остались только два направления: дистрибьюция
или продажа готовых игр и разработка.
Что касается издательства, то в это направление, даже имея огромный
стартовый капитал, так просто не попасть. Российский рынок поделен между
четырьмя-пятью известными издателями, и доверить свой продукт никому не
известному новичку никто из разработчиков не решиться.
Самое выгодное – это одновременно заниматься разработкой, издательством и дистрибьюцией, то есть контролировать весь технологический процесс, получая прибыль на каждом этапе, а не отдавать ее сторонней компании. Но позволить себе это могут только очень крупные компании, у которых на все хватает ресурсов.
Путь в разработчики гораздо проще и дешевле. Первоначальные расходы составят порядка $10 тыс . Технология проста: объединяются несколько друзей, покупают компьютер, специализированные программы (к примеру, обычно все программирование ведется на C++, для художественной части подходят 3D Max или Maya, стоящие порядка $5 тыс.). и работают над созданием демо-версии, далее с ней идут к издателю, и если издатель заинтересовался проектом, то он обычно берет все финансирование на себя. Главное условия успеха – это чтобы новый проект был стоящим.
Ежегодно в мире создается от 3 тыс. до 5 тыс. компьютерных игр, из которых только несколько сотен становятся коммерчески успешными и появляются на полках магазинов. Всю же кассу, как и в кинобизнесе, делает топ-10. Понятно, почему все разработчики и издатели стремятся сделать хит, но не всем это удается.
Главное при разработке игры – вначале грамотно спланировать весь процесс, а потом его так же грамотно организовать. Есть определенная технологическая последовательность операций. Прежде всего, менеджер (продюсер) делает маркетинговый анализ рынка, определяя, какие продукты будут востребованы через полтора года – после выхода игры . После придумки новой идеи игры начинается создание так называемого «концепт-документа», включающего в себя детальное описание будущего продукта, анализ ситуации на рынке, – то есть своего рода бизнес-план. Следующий этап называется «препродакшн» (pre-production), и заканчивается он созданием «дизайн-документа». В нем принимают участие лидеры направлений разработки – главный дизайнер, концепт-художники, расписываются мельчайшие задачи игры и уровни, количество анимации, герои и прочее, вплоть до деревца на заднем плане. Препродакшн длится 3-4 месяца, в течение которых создается детальный план работы на весь период разработки. Именно качество препродакшн во многом определяет успех игры в будущем. Затем начинается непосредственно «продакшн». В нем уже задействована вся команда: программисты, дизайнеры, художники, аниматоры. Это самый длительный этап, в конце которого создается альфа-версия игры , как правило, с множеством ошибок, которые еще в течение пары месяцев исправляются, в ходе чего появляется бета-версия. В ней исправляются последние ошибки (иногда совместно с издателями), и только тогда появляется готовый продукт.
Серьезных разработчиков в стране также не много порядка 10-12, по сравнению с теми же Штатами, где их несколько тысяч. Самые известные– это «Акелла», «Нивал», Софтлаб-Нск, «Никита», «К-Д Лаб» и «1С».
Точно определить объемы рынка компьютерных игр
невозможно, поскольку маркетинговых исследований его не проводилось. Все
участники, несмотря на разные оценки, называют примерно один порядок
цифр – десятки миллионов долларов ежегодно.
По мнению Дмитрия Архипова из «Акеллы», оборот внутреннего легального рынка достигает $100 млн. ежегодно.
Последние три-четыре года объем российского игрового компьютерного рынка стабильно увеличивается – по разным оценкам, примерно на 20-25% в год. Сейчас продажи наиболее популярного хита могут достигать 500 тыс. копий по легальным каналам и до 1 млн. по нелегальным (пиратским).
Сколько можно заработать?
Счет | Долларов, | Процентов от выручки |
Валовая выручка | 75000 | 100,0 |
Расходы | 70000 | 93,3 |
В том числе:- на зарплату персонала (5 чел.) | 30000 | 40,0 |
- на аренду помещения | 10000 | 13,3 |
- на печать копий | 25000 | 33,3 |
- на рекламу | 5000 | 6,7 |
Чистая прибыль | 5000 | 6,7 |
На такой финансовый результат может рассчитывать фирма-разработчик при условии, что игра будет разрабатываться один год и будет продано 50 тыс. копий. Предполагается, что необходимое оборудование - компьютеры и программное обеспечение - уже есть.
По материалам журнала Свой бизнес