Как подобрать живопись для своего дома или квартиры? Какие принципы
нужно знать, чтобы гармонично оформить и разместить ее в интерьере? На
наши вопросы сегодня отвечают эксперты – арт-директор галереи "73-я
улица" Елена Комаренко, дизайнер-декоратор и художник Анастасия
Муравьева.
Совет №1
Стилистическое решение интерьера
Живопись
может сыграть важную роль в передаче определенного интерьерного стиля.
Строгих канонов нет – так, современная живопись вполне может находиться в
классическом интерьере. Однако в некоторых случаях картина может стать
ключевым элементом для воспроизведения того или иного стиля.
Минималистские
пространства любят абстрактное искусство, которое порой бывает
единственным украшением помещения. Классическим интерьерам соответствуют
реалистические пейзажи и натюрморты; а идеальным украшением
классической гостиной может статья галерея семейных портретов. Интерьер в
стиле кантри украсят пейзажи, изображающие местную природу, а
этнический интерьер – экзотические сюжеты.
Абстрактная живопись удачно дополняет интерьер кабинета в стиле ар-деко. А. Фирсов "Сосна"
Совет №2
Настроение в интерьере
Какие
сюжеты выбрать для создания гармоничной обстановки и правильного
настроения в том или ином помещении – решать вам. Спальню традиционно
украшают цветочными натюрмортами или спокойными пейзажами, если вы смелы
– выбирайте работы в стиле ню.
Рекомендуем не
включать в интерьер спальни изображения одиноких и печальных фигур.
Пусть лучше вашу спальню украсит изображение влюбленной пары людей,
воркующих птиц или парных животных, а столовую – аппетитный натюрморт.
Стены кабинета можно украсить картинами, изображающими лошадей, корабли,
сцены охоты, или урбанистическим пейзажем.
Картина Н. Нестеровой "Жара" изображает группу
сидящих за столом и наслаждающихся арбузом людей. Идеальный сюжет для
создания атмосферы в столовой
Совет №3
Колористическое решение интерьера
Живописное
полотно в композиции интерьера может служить для создания цветового
акцента. Композиция интерьера, как правило, строится на контрастах или
нюансах. Определите, какой вариант вам ближе, и создайте с помощью
понравившейся вам картины правильное цветовое пятно, которое впишется в
общую гамму интерьера.
Контрастное цветовое решение столовой. С. Башкиров «Леденцы»
Далее необходимо продумать некоторые практические моменты.
Совет №4
Масштабы и пропорции
Обязательно
учитывайте масштабы и пропорции картины относительно окружающих
предметов обстановки. Например, над диваном или изголовьем кровати лучше
смотрится вытянутое по горизонтали полотно, а в узком простенке или над
высоким комодом – вертикальная работа.
Обратите
внимание на размеры картины, стены и расположенной поблизости мебели.
Маленькая работа потеряется на большой пустой стене или рядом с
массивной мебелью. Лучше подберите ей пару, создав более масштабную
композицию из картин, или найдите более укромный уголок в помещении –
это может быть простенок между окнами или книжная полка.
Фрагмент интерьера спальни. Работа небольшого
формата нашла свое место над комодом в спальне в окружении подходящих по
масштабу предметов. Р. Статков «Целувката» («Поцелуй»)
Совет №5
Оформление
картины
Чаще всего оформления требуют работы, выполненные в классических
традициях, тогда как авангардные и абстрактные работы размещаются в
современных интерьерах без рамы. Необходимо знать несколько простых
правил.
Пастель,
акварель и гравюра требуют стекла и, как правило, бумажного паспарту, в
то время как написанную маслом или темперой картину просто заключают в
багет, коллажи и монотипии хорошо смотрятся как со стеклом, так и без
него.
Рама прежде всего подбирается к
картине, но обязательно с учетом окружающей обстановки. Несомненно, стили рамы и
декор дома, декор для дома должны сочетаться, но главная задача при
выборе рамы – подчеркнуть достоинства картины, глубину перспективы.
Здесь
универсального подхода нет: несите работу в багетную мастерскую,
прикладывайте образцы багетов и паспарту, экспериментируйте,
пробуйте.
Картина заключена в слегка состаренный багет,
перекликающийся по цвету и фактуре с находящимся рядом светильником.
Интенсивные краски картины удачно вписываются в спокойный интерьер
благодаря широкому светлому обрамлению. А. Сахапов «Веселые лодки»
Совет №6
Принципы
развешивания
Полагайтесь на свою интуицию и вкус, чувствуйте пространство. Обычно при
компоновке нескольких картин их размещают на той стене, куда меньше
всего попадают прямые солнечные лучи. Симметричные композиции отличаются
равновесием, и здесь все просто.
При
асимметричном размещении картин можно экспериментировать, составив
сначала композицию на полу, а затем перенеся ее построение на стену.
Можно
воспользоваться принципом сплошной шпалерной развески, скомпоновав
вплотную, в два ряда шесть или восемь одинаковых по размеру работ в
одинаковых рамах.
Лучший фон для любой картины – однотонная стена. Стены
ярких и насыщенных цветов забирают внимание на себя, и картина может
потеряться в буйстве красок. В случае, если картина сливается по цвету
со стеной, используйте контрастный багет или паспарту.
Важно
учитывать освещение, как естественное так и искусственное. Хорошо на
стадии ремонтных работ запланировать монтаж картинных светильников в
узких проемах, нишах или недостаточно освещаемых местах.
Асимметричная контрастная композиция на нейтральном фоне создана в прихожей московской квартиры. А. Сахапов «Восточные маки»
И в заключение еще один совет
Относитесь
к картине как к семейной ценности, независимо от ее цены и
прославленности автора! Помните, что каждая картина в доме – это
отражение нашего мироощущения в момент, когда мы влюбляемся в
нарисованное на холсте настолько, что решаем оставить его навсегда рядом
с собой.
Откажитесь от репродукций и
постеров. Настоящая картина, даже написанная молодым художником, будет
нести в себе больше энергетики, чем копия шедевра из Лувра.