Бывший министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) был задержан силовиками по делу об «экстремизме» спустя несколько дней после новостей о том, что протокола по административной статье о «дискредитации» армии составили на ранее судимого полковника ГРУ Владимира Квачкова.
Вместе они создавали «Клуб рассерженных патриотов» и регулярно после начала российского вторжения в Украину вели стримы, в ходе которых жестко критиковали деятельность политического и военного руководства России.
Долгие годы Стрелков считался неприкосновенным — и потому, что он бывший офицер ФСБ, и за свою деятельность на востоке Украины в 2014 году. Защищал его в России, очевидно, и статус главного обвиняемого по делу о крушении малазийского Boeing MH-17, по которому суд в Гааге заочно приговорил его к пожизненному заключению.
Можно предположить, что приказ не трогать бывшего коллегу президента России по ФСБ поступил с самого верха российской власти, так что долгие девять лет силовики закрывали глаза на ту критику, которую Стрелков позволял себе в том числе в отношении президента России Владимира Путина.
Его не трогали и долгие 17 месяцев войны — хотя он, очевидно, позволял себе куда более жесткие высказывания о ходе «специальной военной операции», чем те, за которые политик Илья Яшин получил восемь с половиной лет заключения, а московский депутат Алексей Горинов — семь лет.
Если раньше российские власти сажали тех, кто выступал против войны, то теперь, похоже, начали приходить и к тем, кто войну поддерживает, но считает, что российское командование ведет ее из рук вон плохо.
Очевидно, работавшая прежде система сломалась после неудавшегося военного переворота ЧВК «Вагнер», и теперь российская власть решила действовать по-новому.
Специальный корреспондент Русской службы Би-би-си Илья Барабанов