25 лет сидит взаперти 43-летний житель Черняхова (Житомирская область) Александр Салюк, родная мать не выпускает его за пределы квартиры.
Ни общения, ни прогулок, ни даже душа. Квартира загажена испражнениями десятка кошек, водопровод и канализация не работают уже несколько лет.
Лишь на днях по настоянию журналистов Ольга Салюк предъявила своего сорокатрехлетнего сына общественности как доказательство того, что он жив (если это, конечно, можно назвать жизнью).
МАТЬ ПОСАДИЛА ПОД ЗАМОК
Все началось с того, что к журналистам обратилась группа жителей Черняхова с просьбой помочь выяснить, жив ли Александр Салюк, которого они не видели порядка 25-ти лет. Как рассказали обратившиеся, Александр с детства болен шизофренией и поэтому нуждается в постоянном уходе. Однако мать попросту посадила его под замок.
Что интересно, жильцы пятиэтажного дома, в котором живут Ольга и Александр Салюки, ни разу за 25 лет не попытались на правах соседей выяснить, что с Александром, обратиться в службы соцзащиты, к властям поселка, в милицию наконец! В квартиру же Ольга Салюк никого не впускает.
Журналист смог увидеть "черняховского затворника" лишь со второй попытки. Первая поездка в Черняхов пришлась на выходные. На настойчивый стук в дверь квартиры Салюков никто не открыл, хотя за дверью явно слышались какие-то шорохи. И очень отчетливо ощущалась вонь. Воняло фекалиями и мочой. Немудрено: десяток кошек, неработающий водопровод и, соответственно, канализация!
"ДУМАЛИ, ЧТО ЕГО ДАВНО НЕТ В ЖИВЫХ"
Как рассказал старший дома Георгий Чаусов, Ольга Салюк каждый день бегает с пятого этажа вниз к уличному гидранту с пятилитровым ведерком. На предложения отремонтировать в квартире проржавевшие водопроводные трубы и восстановить водоснабжение отвечает отказом. Сына никому не показывает. Соседи даже подозревали, что Александра нет в живых, а Ольга скрывает его смерть, чтобы продолжать получать его пособие по инвалидности.
Большинство же соседей, с которыми беседовал корреспондент, были убеждены, что Александр жив, поскольку Ольга Салюк покупает в аптеке лекарства для него. Кроме того, кто-то из них вспомнил рассказ сотрудника жилкоммунхоза, которого Ольга впустила в квартиру. Там он видел очень бледного бородатого мужчину с волосами, свисавшими ниже пояса. Все возмущались, что мать держит сына взаперти без свежего воздуха, тогда как даже приговоренных к смерти тюремщики выводят на прогулку.
На следующий день автор отправился в Черняхов вместе с коллегами с телевидения. Повезло - Ольгу Салюк застали у подъезда. Сумели убедить, что сына лучше предъявить сейчас, чтобы потом не пришлось делать это в рамках уголовного производства по статье 115 УК Украины (Умышленное убийство). Мать-тюремщица согласилась. Правда, в квартиру не впустила, сказав, что там ремонт.
"МНЕ ДОМА ЛУЧШЕ"
И вот из темноты прихожей появился Александр Салюк. Очень худой, с мертвенно-бледной кожей. Засаленные длинные волосы собраны в пучок. Из-под грязного свитера выбивается буйная растительность на груди. Чем-то похож на евангелического мученика…
Спрашиваю, почему не выходит на улицу. Отвечает: "Мне дома лучше". Говорит малоразборчиво, видно, отвык общаться при помощи человеческой речи… Объясняет свою болезнь так: "В детстве заболел гриппом, была температура, упал, стало трясти". Признал, что врач, медсестра, соцработник не приходят. И соседи не заходят в гости. "У нас нет таких соседей", - пояснила его мать.
Если коротко охарактеризовать впечатление от этой встречи, то фраза "тихий ужас" подходит лучше всего - словно общался с пришельцем с того света. Понять, как любящая мать могла заточить своего ребенка в четырех стенах среди вони и грязи, не получается. Это высшая степень изуверства.
Что было потом? Как сообщила по телефону секретарь Черняховского поселкового совета Татьяна Тарнавская, будут чинить Салюкам водопровод - мать затворника Ольга дала свое согласие на это. Средства на замену проржавевших труб обещали найти. Жаль только, что все эти инициативы родились после того, как Александр Салюк и его "любящая" мать обрели всеукраинскую известность. До этого же вокруг судьбы "живого покойника" 25 лет царил вакуум безразличия.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТОВ
Владимир Оленцевич, адвокат:
- Если есть решение суда о том, что сын из этой истории признан недееспособным, то мать получает права опекуна, а значит, и возможность, грубо говоря, решать за него - выходить на улицу или нет. В этом случае ситуацию должны контролировать органы попечительства, задача которых - следить, чтобы человек находился в нормальных условиях. Если же подтверждения недееспособности на бумаге нет, то такое поведение матери - это насильственное лишение человека свободы, а это уже статья Уголовного кодекса. Впрочем, доказать такую вину очень сложно. Нужны свидетели. Но как, например, соседи могут знать - выходят они на улицу или нет? Они же не живут в одной комнате.
Юрий ТАЛДЫКИН, адвокат:
- Эта ситуация также попадает под статью 146 УК Украины "Незаконное лишение свободы или похищение человека". В третьем пункте статьи значится, что незаконное лишение свободы может проявляться в различных способах и средствах, то есть если человека не держат на цепи, это не означает, что его свобода не ограничивается.
"Создание внешних преград свободному передвижению человека в пространстве и во времени, а также препятствие его общению с другими людьми при помощи физического или психологического насилия или обмана" - закон трактует эти обстоятельства как лишение свободы. Если вина матери будет доказана и суд применит эту статью, женщине грозит срок до 5 лет.
Виктор Бакальчук, газета Эхо
Хм, а может ели шиз - то и лучше дома сидеть? Кто его знает, кому и что он на улице сделает... После чего определят на Гуйву (если тихий, потом выпустят) либо в лечебницу закрытого типа (если буйный) - а там похуже тюрьмы будет...
журналистская недоработка ,должна же быть интрига-
В квартире повсюду лежали одни окровавленные тела, и были слышны стоны... — Живые еще есть? -сказал старший дома Георгий Чаусов...