Не каждая девушка решится идти днями через глухой лес и болота, чтобы проложить новый маршрут, не каждая собственноручно изготовят лодку-долбанку, чтобы поплыть в одиночку через дебри, полные диких зверей, не все смогут удержаться от «нештатных» эмоций обнаружив древние погребения. А вот девушки-археологи — могут.
Знакомьтесь с нашей героиней — Анной Петраускене, пишет сайт
womo.
Анну с детства привлекала история, особенно древняя, поэтому учиться она пошла на исторический факультет Славистического университета и университета Драгоманова. Сейчас ей 29 лет, у нее есть муж, тоже историк и археолог, маленькая дочь, а также собака, кошка и пчелы. Очень часто то муж, то Анна отправляются в составе Житомирской археологической экспедиции НАН Украины по древним местам поселений времен Киевской Руси. А недавно девушка совершенно одна проложила новый маршрут через глушь Полесского заповедника, проходящий через уникальное
Каменное село и Дедово озеро.
Анна, как сформировался интерес к археологии?
— Я с детства увлекалась историей — вообще и древней тоже. Археология тоже была интересна, но я ею не занималась, до того как попала на практику в экспедицию. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с экспедицией. Профессию сложно назвать не женской, потому что участники экспедиций — студенты, лаборанты, волонтеры, руководители, преподаватели университетов очень часто представлены именно женщинами. Кстати, с коллегами, как мужского, так и женского пола отношения у меня дружеские и теплые.
На каких объектах вы работали (в Украине, за границей), какой был самый интересный объект, самая неожиданная или самая ценная находка?
— Я работаю в Житомирской экспедиции. Как следует из названия, экспедиция ведет научную деятельность на территории современной Житомирщины. Мне доводилось работать на городищах, которые соотносятся с летописными градами — Искоростень, Звягель. Также принимать участие в раскопках и разведках вокруг Малина, поселениях и курганных могильниках Олевска, многослойных объектах возле Киева и на других памятниках относящихся к древнерусскому периоду. Также я принимаю участие в работах по экспериментальной археологии — мы воссоздаем предметы быта, орудия, рецепты блюд и даже транспортные средства — лодки руководствуясь историческими источниками и проводимыми нами раскопками. Я вот через неделю (с 8 августа, прим. ред.) плыву на одной такой лодке из Малина в Вышгород.
Самая ценная находка? Для нас не имеет значения рыночная стоимость вещи. Нам важна информация, которую этот предмет несет. И все же, бывает, радуешься когда находишь что-то особенное: целые формы горшка, фрагменты или целые украшения, интересные погребения и т.д. Просто специфика региона на котором мы работаем и времени — Киевская Русь, не предполагает каких-то роскошных пекторалей и прочих подобных находок. Тут все скромно.
Расскажите о вашем одиночном пешем походе через Полесский заповедник: зачем вы туда пошли одна, какие были трудности и удалось ли сделать задуманное.
— Одиночный поход через
Полесский заповедник был задуман давно. Идти решила в одиночку потому как напарника искать долго, да и в прогулке по красивым местам предпочитаю концентрироваться на маршруте и не отвлекаться на разговоры. Ещё пять лет назад впервые побывав в этом диком краю болот и лесов меня увлекла отдаленность этого огромного лесного массива от цивилизации, пленили красота и разнообразие природы и животного мира. С тех пор при любом удобном случае я иду или еду в заповедник, где мне, как впрочем и любым гостям, всегда рады.
Маршрут я составила так, чтоб включить в свой поход известное своей загадочностью место — Каменное Село и заболоченное, ледникового происхождения Дедово озеро, посетив которое, я планировала болотными тропками дойти до села Селезовка, где расположен офис Полесского заповедника.
В конце июля, во время работы Житомирской археологической экспедиции в г. Олевск, подвернулась пара свободных дней с хорошей погодой. Я решила воспользоваться такой удачей и рано утром рейсовым автобусом выехала из Олевска на восток, в направлении с. Рудня Замысловицкая. Посетив геологический заказник Каменное Село, лесными дорогами и тропами я отправилась на север, к пленительной красоты низинному водоему — гидрологическому заказнику Дедово Озеро. Из села Кованка, которое расположено неподалеку озера я планировала дорожками вдоль болотных речек дойти до с. Селезовка, но, к сожалению, стемнело и это очень затруднило движение по заболоченной местности. Пришлось перекраивать маршрут и автостопом, сначала на ЗИЛе, потом на лесовозе, по сельской брусчатке из розового пирофилита, немного подъехать в направлении нужного мне села. В направлении потому, что расстояния там немалые, села малонаселенные и тупиковые, а машинам было со мной не по пути. Последние 15 километров пришлось идти пешком. К тому времени, а было уже за полночь, я устала, начали болеть ноги и очень хотелось есть. По плану я должна была ночевать в Селезовке, куда и прибыла в 1.30. Посреди леса, на ближайшем удобном всхолмлении, на мягком мху я расстелила каремат, залезла в спальник и уснула. Через четыре часа был подъем, поход на речку, прогулка по местной достопримечательности — экотропе.
После я зашла на чай к директору заповедника Сергею Жиле, который позже на мотоцикле немного подвез меня по лесной дороге вдоль Украино-Белоруской границы. Возле брода через речку мы попрощались и я двинулась дальше. Через несколько километров меня остановил пограничник для проверки документов и выяснения цели пребывания на приграничной полосе. Спустя несколько минут мы уже мчались на мотоцикле по песчаным дюнам и узким колеям среди болот в направлении села Майдан Копищенський, откуда на попутке я вернулась на базу экспедиции в Олевск. Весь поход длился 40 часов, из которых 4 выпало на сон. Общее преодоленное мною расстояние равняется приблизительно ста километрам, из которых шестьдесят я шла, а сорок ехала.
И все же, зачем вы предприняли такое довольно опасное путешествие?
— Сфера моих интересов не ограничивается археологией. Среди прочих в круг моих интересов входят спортивное ориентирование и пешие походы. Я придумываю и реализовываю авторские маршруты по интересным местам нашей страны. По проложенному и пройденному мною маршруту скорее всего можно будет водить туристические группы.
Ну, а трудности?
— Их на моем пути было немного: многие не верили, что я смогу в срок пройти запланированное расстояние; некоторые пугали меня дикими животными, добывателями янтаря, которые бесчинствуют в лесах, неадекватным местным населением и пр. Нужно сказать, что диких животных я не боюсь, потому как они очень боятся нас, людей, и до последнего будут избегать нежелательного контакта с человеком.
На Полесье люди очень гостеприимно принимают и ценят немногочисленных туристов. Все, кто встречался на моем пути — янтарщики, местные жители на подводах и мотоциклах, пограничник, попутчики в лесовозе и ЗИЛе были обходительны, любезны, хотя немного любопытны и совершенно не агрессивны. Удалось ли сделать задуманное? Да, в полной мере. Маршрут проложен и вскорости по нему я смогу гулять сама и водить туристические группы.
Татьяна Гордиенко, WoMo