Пожалуй, это самый необычный пост за всю историю блога, как и сам случай, который лёг в основу публикации, - пишет автор блога
Заметки оЖитмоире.
Преамбула. По некоторым соображениям я не могу рассказать вам всю предысторию, и в данном случае это не имеет никакого значения. Обычно, я гуляю один по городу с фотоаппаратом, снимаю это всё, и показываю в блоге. В прошлое воскресенье я делал ровно то же самое, но не в одиночестве, а для Романа Бессмертного и его супруги Татьяны. И почти не снимал, а просто показывал и рассказывал вживую.
Изначально никакого написания поста я не планировал, просто собирался показать Роману Петровичу исторические объекты города. В процессе у нас завязался очень интересный для меня диалог и я понял: запомнить всю ту бесценную информацию, которой обладает историк по образованию — я не в состоянии. И попросил разрешения записывать некоторые моменты на диктофон телефона. Я пришёл домой, перемотал всё мысленно в голове и решил, что вам, читатели, тоже будет интересно. Написал для вас этот пост. Понятно, что в посте не будет никакой политики. Только Житомир и только о нём.
Примечание. * Поскольку Роман Петрович всегда разговаривает на украинском языке, то и общался я с ним также на украинском. Те фрагменты диалога, которые я взял из записи на телефон, будут поданы в формате прямой речи с некоторыми сокращениями. К сожалению, я не мог одновременно показывать, разговаривать и фотографировать. Посему, места прогулки проиллюстрирую запасами из своих архивов. ** Все изображения, традиционно, увеличиваются по клику.
Разумеется, что начал я с истоков — Замковой горы, места, откуда начинался Житомир и где теперь установлен валун с памятной надписью. В ареале этого места находятся два самых значимых для меня исторических объекта — Епископский дом и то, что осталось от иезуитской юридики.
Епископский дом, на мой вкус — самый роскошный и элегантный особняк в городе. Построен он был для главы житомирской католической епархии в XIX-м веке. Но, уже с 1865 года тут обустроили краеведческий музей. По моему субъективному мнению, так представители имперской власти на местах досаждали полякам. Так как буквально в нескольких метрах расположен католический Кафедральный костёл Святой Софии, 1751-го года постройки.
Разделяет эти два здания самая короткая улица города — Костёльная. Её протяжённость менее 100 метров. Удивительно, но даже карты Гугл об этом не знают.
Я. Романе Петровичу, серед якої забудови ви почуваєтеся більш комфортно: одно-двоповерхової, середньої висоти до п’яти поверхів, чи серед багатоповерхівок?
РБ. Я дуже некомфортно себе почуваю серед високоповерхової забудови. Я, коли буваю в українських містах, весь час кажу — збережіть цю історичну традицію, коли це два або п’ять поверхів, не підіймайте забудову занадто вгору. Це характерно для сіті — офіси, банки й так далі. Але, це не житлові речі, це не життєвий простір. Житомир — це Полісся, дуже важливо не згубити цей поліський стиль, культуру забудови.
Здание бывшего магистрата. Было построено в стиле неоренессанса и официально открыто в 1789 году, для достойного представления власти по европейскому образцу того времени. Должно было олицетворять могущество и богатство восточно-польских земель. А уже через пять с небольшим лет, после окончательного распада Речи Посполитой, на житомирской земле стали хозяйничать представители имперской власти. Функция здания сохранялась почти полстолетия, после чего здание стало торговым — на первом этаже расположились мясные лавки, а на втором — конторы предпринимателей.
Иезуитская юридика. Мне кажется, что это самая большая архитектурно-историческая потеря города. В центре Житомира сохранились руины иезуитского монастыря, построенного в 1724 году. Если быть совсем точным, то сохранились кельи — двухэтажное здание. Монастырь был частью иезуитской юридики, основанной после того как польский король Август II отдал эти земли Ордену Иезуитов. Юридика была обособленной частью города, на неё не распространялась местная административная и судебная власть, юридика не исполняла никаких повинностей. То есть, жизнь юридики регулировалась только самим Орденом и Папой.
В юридике находились соответствующие духовные заведения, свечной завод, магазины, пекарня, бойня и первая в городе школа, жилые дома для преподавателей и студентов. В иезуитских школах изучали грамматику, риторику, диалектику, богословие, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, а также начала географии, истории, археологии, природоведения. Уделялось внимание светскому воспитанию.
После присоединения волынских земель к Российской империи, в 1792-м году, юридика была лишена отдельных прав. А в 1893-м году по приказу Екатерины II монастырь был ликвидирован, в его стенах разместили губернские присутственные места. В советское время, вплоть до 1941-го года кельи использовались в качестве тюрьмы. В послевоенный период бывшая территория юридики была застроена жилыми домами.
Я. Житомир — центрозорієнтовано місто. Є окреслений центр, є повільне середмістя, та «розплюснуті» околиці. У центр зорієнтовує зусилля та кошти місто, у ценр прагне бізнес — рітейл та заклади харчування. Середмістю дістається менше уваги від міста та бізнесу, якому не вистачило місця та потужності для більш «солодких» локацій. А околицям не дістається майже нічого. І це створює певний дисонанс, який помірно, але стало посилюється. Ця історія подібна для країни в цілому. Мені здається, що у наш час це не зовсім правильна штука. Я розумію, що є конкуренція територій, що сприяє розвитку. Але ж повинен існувати певний, більш справедливий баланс. Може я помиляюся. Чи не можете ви мені пояснити, як набути більшої гармонії і чи можливо це?
РБ. У 1994-му році, я тільки став народним депутатом й членом комітету з місцевого самоврядування, мені запропонували поїхати на Захід навчатися місцевому бюджету, місцевому управлінню і я довгий час вчився в Копенгагені. Мер міста на першій зустрічі задавав нам, українцям багато запитань. І потім він каже: давайте так, для продовження розмови, я поведу вас по місту. Це місто, в якому декілька районів. Місто доглянуте, красиве. Але, є райони де сіті — де великі будинки, де банки, де офіси, при цьому це не обов’язково центр, це просто райони. А є райони, де плетені паркани, де одноповерхова забудова, все це дуже гармонійно. Ми запитали: чому така відмінність? Одне місто, є муніципалітет такий, є інший… Він каже: розумієте, у вас в Київі визначають податки, а в нас — ми визначаємо податки. Розумієте? (До мене).
Я. Так.
РБ. Ось де відповідь. Наша держава перебрала на себе масу повноважень, які їй не природні, це має робити місцеве самоврядування. Чомусь держава перебрала на себе стосунки всередині організації міст. Звідки взявся підхід, що в місті не має бути муніципалітетів, що це має бути одне місто? Невже не зрозуміло, що міста як урбанізаційні центи будуть зростати ще більше, що не можна ради дати кожній такій одиниці. Тема організації міста — це окреме питання, яке пов’язане сьогодні з вадами державної політики з місцевими проблемами. Житомир. Плану розвитку міста, як воно буде розвиватися — немає. В результаті: творчі ідеї не лягають на конкретні кроки, конкретну детальну забудову. Немає концептуальних підходів, візії, ідеології цих речей. Система очевидна й зрозуміла: все йде від центральної площі — гірше, гірше і гірше. Коли я побачив, що таке розвиток європейського міста — я зрозумів, що ми, оголосивши про похід до Європи, є азіатами у формуванні міської політики.
Я. Тобто, якщо я правильно розумію, то «децентралізація», умовно, повинна піти навіть до кварталу.
РБ. Навіть до кварталу.
Бывшая хмелефабрика купца Псахиса. Обособленный комплекс строений, приблизительно 1890-й год постройки. Такое место в центре Житомира, где мог бы быть исторический кластер с бутиками, пабами, кинотеатром, жилыми лофтами и ещё чем-нибудь замечательным — такой отдельный микрогород в городе.
Сейчас на этой территории и по периметру находится множество мелких арендаторов, занимающихся различной торговлей и оказанием услуг. Выглядит всё не очень привлекательно, недостойно исторического наследия, так бы я сказал.
Была небольшая пауза и я сделал несколько снимков зданий фабрики. Получается, что это фото из серии, вышло как бы без ведома. Не знаю даже, тактично ли было размещать его тут.
Я. Коли я буваю біля закинутої юридики чи колишньої хмілефабрики, то мені стає сумно. А потім пробуджується надія, що ці місця свого часу зазнають нового життя. Наскільки для вас важливе відновлення історичної справедливості? Не у площині занедбаної архітектури, а загалом.
РБ. Насправді це ключове питання нашого майбуття. Ключові речі. Якщо ми будемо не в ладу зі своїм минулим, ми не зможемо. Очевидно, що місток у майбутнє лежить через комфорт з вчорашньою нашою історією. Якщо не дати відповідь на питання вчорашнього дня, з завтрашнім буде ще складніше, ще гірше.
Водонапорная башня в Житомире была построена в 1898-м году и считается одной из визитных карточек города. Когда-то она функционировала по своему прямому назначению, во время Второй мировой войны с её высоты высматривали вражескую авиацию, а в 80-х тут было кафе. Уже более 20-ти лет башня стоит закрытой.
Современный парк культуры и отдыха в Житомире был основан и подарен городу в завещании бароном де Шодуаром в XIX-м веке и когда-то назывался Шодуаровским. Четырёхэтажный дворец Шодуара был разрушен во время Второй мировой войны и в наши дни можно увидеть только сохранившуюся привратницкую по улице Лермонтовской.
Я. Особисто я народився та виріс у столиці. Тому у мені живе киянин та житомирянин водночас, та я вже майже повністю розчинився між цими ідентичностями. Чи маєте ви друга або доброго знайомого житомирянина, що був поруч протягом тривалого часу — п’яти, десяти та більше років?
РБ. Є й були в мене друзі, які до цього часу живуть в Житомирі і Житомирській області. А є й друзі, яких, на жаль, я втратив. Для мене такі слова, як Житомир, Коростишів, Олевськ та Бердичів — я їх сприймаю в образі людей, а не в образі назви міст. Коли я називаю міста, я їх бачу як людей, з якими я довгий час вчився в ВУЗі, потім служив в армії, товаришував у житті тощо. Для мене це не просто географічні назви, для мене — це люди.
Самое уникальное, что дала природа Житомиру — каньон реки Тетерев. До постройки верхней и нижней городских плотин он выглядел ещё более потрясающе, чем сейчас.
На фото ниже — возведение верхней городской плотины. Скалу слева (ближе к стройке) венчает «Голова Чадского», сейчас вода почти подходит к её отвесной части. То есть, чуть меньше половины глубины каньона оказалось под водой.
Двухэтажный особняк в стиле барокко когда-то принадлежал житомирскому нотариусу и адвокату Филиппову. Изначально строение было деревянным, но владелец искусно реконструировал его в 1903-м году и наслаждаться видом дома мы можем до сих пор. В послереволюционные годы в нём открыли партийную школу. В 1920-м году тут временно располагался штаб первой конной армии Будённого. Позднее — школа №22. С середины 70-х годов прошлого столетия, житомиряне запомнили его как ЗАГС. И в тысячах семей храняться памятные фото бракосочетаний, которые прошли под крышей этого восторженного вида здания. Сейчас тут располагается Украинский дом.
Супруга Романа Петровича, Татьяна Мокриди, рассказала короткую семейную историю. Не уверен, что делаю правильно, но перескажу её вам. Точнее не перескажу, а просто передам в виде текста те слова, которые сохранились в записи.
РАЦС прийшов до нас на квартиру і розписував вдома. Тому, що у мене була поламана нога, відбулася так звана «виїздна церемонія» на білому дивані. Весілля ніякого не було. Ми тільки потім повінчалися, до речі — у Білорусі, коли Роман був послом. Я ставлюся достатньо скептично до урочистостей радянського формату. Хоча зараз є багато красивих та зворушливих церемоній.
Эту фотографию Романа Петровича с супругой Татьяной, я попросил сделать на память для меня. И могу совершенно спокойно публиковать её, без угрызений совести.
Послесловие. Во-первых, хочу заочно извиниться перед Романом Петровичем и Татьяной, если написал что-то лишнее. Сокращая диалоги, я также мог что-то «выдернуть из контекста». Во-вторых, если я никогда не пишу о политике в этом блоге, то это не значит, что я не интересуюсь политикой. Я задал некоторое количество политических вопросов и получил на них предметные откровенные ответы по сути. Просто они, как и некоторые другие темы нашей беседы во время прогулки, остались «за скобками» этого поста. В-третьих: мне было по-настоящему интересно и необычно всё это.
Надеюсь, что и вам тоже. На этом всё. Спасибо, что смотрели.