Кадровая чистка, которую устроил президент Владимир Зеленский во время недавней поездки в Житомирскую область, вовсе не является признаком действительной борьбы с коррупцией, скорее это напоминает шоу, считает житомирский журналист и общественный деятель Сергей Форест.
- Сергей, что изменилось в регионе после визита президента Владимира Зеленского? И изменилось ли?
— Действительно, Зеленский во время своей поездки на Житомирщину
устроил яркий разнос местному начальству. Но я думаю, что это было рассчитано на среднего обывателя, который не будет вникать глубоко в суть происходящего. Мне же это напомнило 2015 год, показательное задержание прямо во время заседания Кабмина руководителя Госслужбы чрезвычайных ситуаций Александра Бочковского и его заместителя — им тогда прямо в зале заседаний надели наручники. Это было во времена премьерства Яценюка. Скажу честно: как по мне, Яценюк действовал более эффектно, чем действует Зеленский. Более ярко. Я уже написал об этом у себя в блоге. Тогда Бочковский и его помощник хотя бы три дня провели в СИЗО, хотя, вероятно, это была вип-камера.
А здесь что мы видим? Вот фраза президента: вы — в схеме. Ну и что, что он в схеме? Если президент знает, что те или иные люди «в схеме», то есть участвуют в разворовывании госимущества, и он им разрешает просто написать заявления об увольнении. Вместо того чтобы надеть наручники и отправить в СИЗО. Я этих мер вообще не понимаю. Это всё, как я уже сказал, рассчитано на обывателя. Это просто шоу, которое и провёл Зеленский.
- Значит, вы не ожидаете каких-то кардинальных изменений?
— Абсолютно. Президент ведь не затронул основы. Ну снял местных начальников полиции. Но кто поверит, что какой-то районный начальник полиции в Олевске создал эти схемы, что он не согласовывал свои действия с Киевом, с центральным аппаратом? Лично я в это не верю. Рыба гниёт с головы.
Или посмотрим на другие дела. Почему дело Укроборонпрома замалчивается, почему Порошенко только в качестве свидетеля проходит по делам, почему другие чиновники чувствуют себя спокойно, в том числе те, кто курировал Житомирщину? Порошенко ведь не один свои дела обстряпывал. Была команда, которая выполняла старательно указания.
Отмечу, что Зеленский обратил внимание только на тему янтаря, а ведь в регионе есть и множество других проблем.
Понятно, что нужно бороться с коррупцией, и в этом я с посылом нового президента совершенно солидарен. Надо выжигать коррупцию калёным железом. Но, повторюсь, начинать надо с головы. А убирать демонстративно местных начальников, которые и на постах своих были недолго, — это абсурд.
- Но это, вероятно, производит впечатление на публику? Ведь на Зеленского и на его партию, судя по результатам выборов, люди возлагали немалые надежды. Эти надежды сохраняются?
— В народе такие действия, какие предпринял Зеленский в Олевске, воспринимают пока что. Кредит доверия ещё есть. С другой стороны, у фирм, организующих работу за рубежом, очереди не уменьшаются, а, наоборот, растут. Уже и работодатели жалуются на то, что трудно найти хорошего специалиста, в стране остались, как говорится, лучшие из худших. Но скоро и они уедут. Этот исход, конечно, не признак доверия к власти. Конечно, какая-то часть населения, которая не имеет возможности уехать за границу, она вынуждена приспосабливаться к тем условиям, которые на сегодняшний день есть. А те, кто выезжает, они понимают, что государство их бросило, что им самим надо позаботиться о себе и о своих семьях, где-то зарабатывать и на проживание, и на питание, и на ту же медицину. Так как медицина стала платной, вся эта затеянная Ульяной Супрун медреформа похожа на целенаправленное уничтожение граждан, я так считаю. В общем, на всё нужны деньги, а зарабатывать дома негде — вот и едут наши люди в дальние края.
Кто не может уехать, им же надо на что-то надеяться. Поэтому многие верят в такие театрализованные представления, призванные показать борьбу с коррупцией и прочее. Я поэтому и вспомнил о событиях 2015 года, всё очень похоже. Хотя тогда было ярче, Яценюку не отказать в фантазии. И его рейтинги тогда пошли вверх. Но чем всё закончилось? Да ничем. Бочковский ещё и компенсацию получил за вынужденный прогул. Вот и сейчас есть большие сомнения.
- Скоро будут местные выборы, готовятся ли к ним политические силы на местах?
— Пока никаких признаков активности нет. И, если говорить о политических силах, надо подчеркнуть, что среди них нет партий левого толка, левый фланг полностью зачищен. Закон о декоммунизации закреплён в Конституционном суде, хотя, насколько я понимаю, конституционные права граждан, которые были лишены на парламентских выборах права голосовать за левых, несомненно, нарушены. Какая-то часть населения проголосовала бы за коммунистов, за Союз левых сил, за другие левые партии. Но эти партии просто не допустили к выборам. И мне совершенно понятно, почему это сделано.
- Почему?
— Потому что левые выступают не за разбазаривание страны, не за то, чтобы продавали за бесценок олигархам стратегические предприятия, от которых зависит жизнь каждого простого человека. Они, напротив, выступают за национализацию. А для олигархов это смерти подобно. Подчеркну: левое движение отсутствует и фактически запрещено, так как левые предлагают национализировать стратегические предприятия, что не акцептируется олигархатом. Олигархи поэтому боятся левых. Понимают, что за эти годы продолжалось расслоение населения, что количество бедных увеличилось… Многократно увеличилось. И понимают, что у людей есть желание восстановить справедливость, что они могут голосовать за левых.
Но вряд ли элиты этим фактическим запретом левых партий себя полностью обезопасили. Есть вероятность, что прилетит «черный лебедь», — народ, не имеющий возможности решать свои проблемы на выборах, будет искать другие пути. Просчитать ситуацию до конца не сможет ни один аналитик, накопившиеся протестные настроения будут искать выхода, как бы власти ни старались завинтить крышку, как бы ни закрывали неугодных общественных деятелей и журналистов…
- Политика репрессий при Зеленском продолжается?
— Можно сказать, маховик сбросил обороты, но по инерции всё идёт, как шло при Порошенко, Главред портала РИА Новости Украина Кирилл Вышинский по-прежнему находится в киевском СИЗО, а в Житомире продолжают судить журналиста Василия Муравицкого… За решёткой находится 85-летний харьковский учёный и изобретатель Мехти Логунов, осуждённый к многолетнему сроку лишения свободы. Для него этот приговор равен приговору к пожизненному заключению. Почему не прекратить, не пересмотреть все эти дела? Но их не пересматривают. Где же тут признаки демократизации, где улучшения? Их нет. Что получается? Государство и стоящий над ним олигархат как бы дают всем нам сигнал: сиди и не высовывайся, высунешься — обрежем. Тут ничего не изменилось.
Но это опасная ситуация, поскольку так проблем не решить. Левое движение на Украине абсолютно отсутствует, оно уничтожено. Некому бороться цивилизованно за социально-экономические права людей. В результате нет баланса, нет политической гармонии, диалог между народом и элитами отсутствует. Недовольство существующим порядком вещей от этого никуда не делось, оно будет расти и… проявляться в каких-то других формах, возможно, не самых цивилизованных.
Андрей Лубенский, "Сільське життя"
А ты для чего начал меня с ним сравнивать? :) Я в псевдо-журналисты не метил.
Але подейкують, що просто поставлять своїх людей і ніякого законодавчого унормування
https://tinyurl.com/y3fm598r