Известный в Житомире и области баскетбольный тренер Георгий Дмитриевич Демб поделился своими секретами долголетия.
Баскетбольным тренером 83-летний Георгий Демб работает уже давно. Тренерский стаж - 60 лет, из них в 1-й ДЮСШ - 55 лет, а общий стаж - 64 года.
Последние 22 года я практически ежедневно встречаю Георгия Демба возле своего дома - он живет неподалеку. Пружинистой походкой со спортивной сумкой через плечо он идет либо на тренировку, либо с тренировки. За два десятилетия в его облике мало что изменилось - человек предпенсионного возраста, но никак не древний старец. Какие там 83! Ему на вид и 65 можно дать с очень большой натяжкой. А если пообщаться, то и 50-ти не дашь - пытливый интеллект молодого человека.
Как же к 83 годам остаться трудоспособным и подвижным? По-видимому, знает Георгий Дмитриевич секрет... Прежде всего именно ради секрета я и уговорил его дать интервью. Оно состоялось, разумеется, в спортзале. Перед тренировкой. Беседа тут же выбилась за рамки разговора о секретах долголетия, которые, как выяснилось, давно уже общеизвестны: умеренность во всем и движение. И дело вовсе не в знании секретов, а в необходимости следовать этим двум принципам. Но для этого нужно победить в себе такого демона, как лень. И еще несколько демонов вроде зависти, ненависти... Георгию Дембу борьба с демонами не понадобилась, поскольку он получил соответствующее воспитание. А также хорошую наследственность. Но мог погибнуть еще в юности или стать инвалидом. Бог миловал.
- В случае с вашей семьей, Георгий Дмитриевич, можно говорить о хорошей наследственности - ваш отец прожил почти 90 лет. Но ведь по-разному можно жить! Как прожить долгую жизнь, оставаясь активным и физически, и интеллектуально, и эмоционально?- Я никогда не курил и считаю, что именно табак отнимает у людей их жизни. Лишь один раз, в 1941 году, когда наша семья была в эвакуации в Ульяновске, местные мальчишки чуть ли не силой заставили меня затянуться самокруткой с махоркой. Мне было так плохо, что больше о курении и мыслей не возникало. Что касается алкоголя, я не помню, чтобы когда-нибудь напивался. Я и сейчас могу на праздник в кругу семьи выпить рюмочку коньяка или бокал вина, но не злоупотреблял этим никогда.
- А как приобщились к спорту?- Я вырос на стадионе. Мой отец Дмитрий Петрович Демб в конце 20-х-начале 30-х годов прошлого века был известным футболистом, центральным защитником московского "Динамо".
- Я должен был родиться в Москве, но моя мама за три недели до родов уехала домой, в Червоноармейск, - продолжает Георгий Демб. - По окончании сезона приехал и отец и уже в "Динамо" не возвращался. Я помню своего отца председателем Житомирского областного совета спортобщества "Динамо" и играющим тренером местной футбольной команды. До войны мы жили в домике прямо на стадионе "Динамо" - теперь это центральный стадион Житомира. Домик этот не сохранился. Рядом со стадионом располагались городской цирк, летний ресторан, эстрада-ракушка и танцевальная площадка. Помню дорожки, посыпанные желтым песочком, фруктовый сад, клумбы и - идеальная чистота, которую поддерживал одноногий инвалид дядя Гриша. Отец утром делал зарядку, делал пробежку - и я с ним. Я видел, как тренируются спортсмены, и старался подражать им. Я хотел быть только футболистом, как папа, и никем больше.
- Как пережили войну?- Отец ушел на фронт. Меня с мамой и двухлетней сестричкой эвакуировали сначала в Ульяновск, а потом перевезли в Куйбышев, где тогда находился центральный совет спортобщества "Динамо". Отец был под Сталинградом. Связь с ним прервалась. Мама очень страдала. Нас поселили в каморке барака-общежития возле стадиона, где жили спортсмены - московские динамовцы. Я недавно переболел и был очень слаб. Почти ничего не ел. Мама боялась, что не выживу. За меня взялась соседка - легендарная лыжница Зоя Болотова, 18-кратная чемпионка СССР по различным лыжным дисциплинам (с 1954 по 1968-й тренировала сборную СССР). Однажды она пришла и заявила, что завтра я вместе с ней иду в лыжный поход. Мама пыталась облегчить мою участь, но тетя Зоя была непреклонна. Я вместе с ней даже пересекал замерзшую Волгу и добирался до Жигулевских гор. Через месяц лечения лыжами я из заморыша превратился в крепкого мальчугана. Даже выиграл первенство Куйбышева по лыжам среди учащихся младших классов.
- А как ваша семья воссоединилась с отцом?- Не поверите: папа почти случайно обнаружил нас в Куйбышеве. Под Сталинградом он был тяжело ранен и контужен. После госпиталя его комиссовали и направили именно в Куйбышев, в центральный совет "Динамо". Кто-то сказал ему, что среди эвакуированных есть женщина с двумя детьми, у которой столь же непривычная для русского слуха фамилия Демб. Он нашел нас, и наша семья воссоединилась. …Зимой 1944-го мы вернулись в освобожденный от оккупантов Житомир. Я занимался футболом, был капитаном юношеской команды. Параллельно тренировался как легкоатлет и даже выиграл областную спартакиаду школьников в 100-метровке - беге на 110 метров с барьерами и в эстафете. В 1947 году участвовал уже во всеукраинской школьной спартакиаде, которая проводилась в Киеве. Помню, во время церемонии открытия идем колонной по Крещатику, а кругом разрушенные здания. Даже не здания, а одни остовы… Шиповок у меня не было, а бежать надо было по гаревой дорожке, колючей, как наждачная бумага. Нашли мне шиповки, но на два размера больше, чем нужно. Чтобы не слетали, прибинтовали их к ногам. Во время барьерного бега шиповки я, конечно, потерял и бежал босиком. Боли не чувствовал, но когда добежал (одним из последних), выяснилось, что ступни стерты до мяса. На этом спартакиада для меня и закончилась. В августе того же года поступил в Станиславовский (теперь Ивано-Франковский) физкультурный техникум, и с того времени спорт стал моей профессией.
- Но как вы с вашими 175-ю сантиметрами роста оказались в баскетболе?- С седьмого класса был капитаном школьной футбольной команды. Тогда же немного играл в баскетбол. А когда в 1947 году поступил в техникум, на меня обратил внимание завуч, который тренировал баскетболистов, и заявил на соревнования. Было очень голодно. Бывали дни, когда вообще нечего было есть. По распоряжению завуча завхоз выдавал нам новое постельное белье, мы продавали его на рынке, а на вырученные деньги покупали хлеб и картошку или шли в коммерческую столовую обедать… Ездил на соревнования уже исключительно как баскетболист. Такие "малыши", как я, тоже нужны для игры в центре. Когда призвали в армию на срочную службу, я играл в баскетбольной команде Киевского военного округа.
- А сейчас позволяете себе нагрузки в спортзале?- Конечно! Во время тренировок я показываю детям, как выполнять те или иные движения. На словах ведь не объяснишь! Вот и поддерживаю форму таким образом.
Преуспел Георгий Дмитриевич и как судья - отсудил 21 чемпионат СССР по баскетболу. Все баскетбольные звезды его уважали и побаивались - знали, что на площадке от Демба не будет поблажек даже самым именитым. Должен был судить игры Олимпиады-80, но тяжело заболел отец. Пришлось отказаться.
Когда я слушал рассказ Георгия Дмитриевича, ловил себя на том, что не могу ассоциировать давние и очень давние события, о которых он рассказывает, с ним самим. Не тянет он на старца. Словно на машине времени переместился на три десятка лет вперед без потерь для здоровья и внешности. Георгию Дембу повезло - ему не нужно было придумывать для себя некий распорядок жизни. Он у него сложился сам собой и оказался очень удачным. Однако тем, кому в этом смысле повезло меньше, стоит позаимствовать у него принципы, которые позволят жить долго и счастливо. Я бы сформулировал их так: лучше голодать, чем обжираться, лучше уставать, чем отдыхать, лучше любить, чем ненавидеть. А о существовании табака и водки лучше забыть. Тогда мимо вас не пройдет ни один прекрасный момент вашей долгой жизни.
Виктор Бакальчук, газета ЭХО
С уважением, внучка Георгия Демба