ЖЖ » Новини » Війна в Україні » 2023 Май 9 » 16:51:34 |
Действительно ли все так хорошо с вооружением и чего украинским бойцам до сих пор остро не хватает? Каковы оценки будущего контрнаступления ВСУ и чего оно может достичь? Разбираемся в материале.
The New York Times со ссылкой на американских чиновников писало, что Украина готовит контрнаступление на май. А вот премьер-министр Украины Денис Шмыгаль говорил, что контрнаступление ВСУ, возможно, начнется не весной, а летом.
Президент Владимир Зеленский заверил, что для контрнаступления Украина не будет ждать, пока ей передадут самолеты F-16: «Успокаивать россию, что у нас есть еще несколько месяцев, чтобы начать учиться на самолетах, и потом уже начнем... Нет, так не будет. Мы начнем и будем идти вперед».
Министр обороны Алексей Резников 28 апреля заявил, что подготовка к контрнаступлению ВСУ уже находится на завершающей стадии. Впрочем, по его словам, «кроме оружия и военной техники, нашим военнослужащим еще предстоит овладеть ими».
Направления этих действий не раскрывают. Резников говорил, что контрнаступление планируется по нескольким направлениям. Одной из стратегических целей будет «вбить клин в российский фронт на Юге — между Крымом и материковой частью россии». Поэтому южный фронт все же может стать самым важным во время предстоящего контрнаступления.
«Вы можете убить каждого российского солдата в радиусе 200 км от Бахмута, и это не изменило бы стратегическую ситуацию. Но если вы освобождаете Крым — это меняет все», — заявил бывший командующий силами США в Европе Бен Ходжес.
По словам Ходжеса, одним из этапов военной операции должно стать разрушение «сухопутного коридора» из россии в Крым. Хотя, как пишет Politico, официальные лица США относятся к этому скептически, но в Пентагоне все еще надеются, что Украина будет препятствовать российским линиям поставок в Крым.
В то же время, на фоне ожидаемого контрнаступления уже осуществляют подготовку к активным действиям Сил обороны. Например, была подорвана логистика российских войск в результате масштабного пожара резервуаров с топливом в оккупированном Севастополе. В Минобороны также отмечали, что контрнаступление — это «огромный комплекс различных действий и мер», часть из которых ВСУ осуществляют уже сейчас.
Западные СМИ еще в марте писали, что Вооруженные силы США в ускоренном режиме отправляют технику в Украину на поле боя и тренируют украинских военнослужащих, чтобы подготовить Украину к весеннему контрнаступлению.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг недавно заявил, что Украине уже передали более 98% обещанной техники, подтвердив слова генерала Кристофера Каволи. По данным Столтенберга, речь идет о более чем 1550 бронированных машинах, 230 танках и другой технике, включая «огромное количество» боеприпасов. В целом, благодаря международной поддержке удалось подготовить и снарядить более 9 новых украинских бронетанковых бригад.
Министр обороны Алексей Резников рассказывал, что, кроме «танковой коалиции», у Украины большое количество бронированных машин разного типа, БТР и БМП: Bradley, Marder, Stryker и CV 90. В саму «танковую коалицию» прежде всего входят танки Leopard-2 и Challenger. Танки Leopard-1, по словам Резникова, приедут чуть позже. Американские танки Abrams «в этом контрнаступлении участвовать не будут», но украинские экипажи уже поехали на учебу.
В то же время советник главы Офиса президента Михаил Подоляк подчеркнул, что «оружия никогда не бывает достаточно, когда у тебя такой враг, как рф». По его словам, «техники должно быть гораздо больше», и у Украины до сих пор есть дефицит боеприпасов, особенно тяжелых калибров.
Заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Мельник также отмечал, что Украина благодарна союзникам за военную помощь, но ее недостаточно, и Украине в 2023 году нужно в десять раз больше, чтобы покончить с российской агрессией. Он призвал партнеров пересечь все «искусственные красные линии» и выделить 1% ВВП на поставку оружия ВСУ.
Похоже, что боеприпасов. Украинские официальные лица не раз заявляли, что дефицит боеприпасов ограничивает продвижение ВСУ на поле боя. По их подсчетам, в этом году Украине понадобится миллион снарядов. Президент Владимир Зеленский называл нехватку боеприпасов одной из причин того, почему Украина пока не начинает контрнаступление.
Как писала газета The Washington Post, украинские силы выпускают около 7700 снарядов в день, что соответствует одному выстрелу каждые шесть секунд. В то же время россия, у которой тоже наблюдается дефицит боеприпасов, выстреливает примерно втрое больше. По данным WP, украинским военным теперь приходится быть более избирательными к своим целям, например, целясь в технику, а не в пехоту.
Проблему признают и западные должностные лица. Поэтому в марте страны Европейского Союза согласовали совместную закупку миллиона боеприпасов для Украины, а 3 мая послы ЕС приняли это решение. Неизвестно, как быстро оно даст результат на практике. Но, по словам европейских чиновников, первые заказы могут прийти в Украину до конца мая.
Министр обороны Соединенных Штатов Ллойд Остин в конце марта
Впрочем, как писало NYT, американские чиновники считают маловероятным вариант, при котором контрнаступление приведет к резкому изменению ситуации в войне в пользу Украины, но не исключают, что украинская армия сможет снова их удивить.
NYT отмечает, что многое в контрнаступлении будет зависеть от разведки США, стран НАТО и Украины: «Если Соединенные Штаты и их союзники смогут обнаружить существенные слабые места в обороне россии, Украина сможет использовать их, воспользовавшись быстротой и защитой танков и боевых машин Bradley».
The Economist со ссылкой на западных чиновников предполагает, что по положительному сценарию украинские войска могут пробить российскую оборону и выйти к границе с Крымом, в результате чего получат возможность блокировать полуостров и атаковать там российские порты и базы, а также лишить российские корабли доступа к Азовскому морю. В таком случае в ловушке могут оказаться большие группировки российских войск в Херсонской и Запорожской областях. Такой сценарий в США считается маловероятным, но невозможным.
В то же время, как пишет Politico, администрация Джо Байдена опасается последствий, если украинское контрнаступление окажется неудачным. Тогда критики внутри США и страны-союзники будут утверждать, что Америка тоже не справилась, и, возможно, захотят посадить Украину и россию за стол переговоров. А потому, как отметили в администрации Байдена, США делают все возможное, чтобы весеннее контрнаступление ВСУ удалось.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявлял, что будущее украинское контрнаступление нельзя называть «решающим». По его словам, если контрнаступление сочтут решающим, но оно не приведет к полному освобождению территорий, это усилит позиции тех людей на Западе, которые хотят подтолкнуть Киев к компромиссу с россиянами.
Кулеба подчеркнул, что решающей битвой станет та, которая приведет к полному освобождению украинских территорий. И если для этого понадобится более одного контрнаступления — будет так.
В то же время руководитель Главного управления разведки Кирилл Буданов назвал предстоящее контрнаступление «знаковой битвой для новейшей истории Украины», к которой мы приближаемся.
Украина, похоже, готова начать контрнаступление в любой момент, но есть затягивающие его факторы. Среди них — масштабная российская линия оборонных рубежей, отсутствие элемента неожиданности (как это было во время внезапной атаки в Харьковской области) и явное преимущество россиян в воздухе, что может иметь решающее значение для замедления продвижения ВСУ. И, конечно, не следует забывать о дефиците боеприпасов.
Британская разведка заявила, что россия завершила строительство трех уровней оборонительных рубежей примерно на 120 км вдоль линии фронта в Запорожской области в ожидании украинского наступления на Мелитополь.
В Минобороны Великобритании говорят, что построенная линия обороны может стать серьезным препятствием для ВСУ, однако польза укреплений почти полностью зависит от поддержки артиллерии и количества военных. Освобождение Мелитополя помогло бы Украине разрушить российский сухопутный мост между оккупированными районами Донбасса и Крымом.
В то же время аналитики Института изучения войны (ISW) отмечают, что российские чиновники, похоже, делают упор на обеспечение и усовершенствование наземных линий коммуникаций через Керченский пролив в Крым, готовясь к украинским контрнаступлениям. В частности, они планируют ввести еще более 80 пунктов досмотра на въездах. А Генштаб ВСУ рассказал, что в Крыму продолжается строительство окопов, к этому привлекли гражданских.
Большинство аналитиков считают, что нет. Директор New Geopolitics Research Network Михаил Самусь утверждает, что в последние месяцы наступления российских войск — особенно в районе Бахмута — вылились в огромные потери и «полностью потерян наступательный потенциал». По его мнению, оккупанты сейчас не могут проводить наступательные операции, разве что штурмовые действия малыми группами.
С этим мнением согласен и военный эксперт, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. В своей колонке он пишет, что у противника сегодня нет возможностей для проведения широкомасштабных действий в дополнение к тем, в которых он сейчас пытается продавить украинскую оборону. Речь идет о Бахмуте, Авдеевке и Марьинке, куда, по мнению Згурца, россия с большой вероятностью бросит все свои силы и резервы.
Маркиян Климковецкий, hromadske.ua